Эколого-эстетическое воспитание детей посредством нетрадиционного рисования и формирования экологических представлений.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Ванина Елена Александровна

Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей  в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx50.39 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта воспитателя МДОУ «Детский сад №44» Ваниной Елены Александровны по проблеме: «Эколого-эстетическое воспитание детей посредством нетрадиционного рисования и формирования экологических представлений».

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Умение разумно относиться к природе сегодня - это настоящая проблема века. В дошкольном детстве формируются основы экологического сознания. Гуманно-целостное отношение детей к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательное отношение к живым существам, эмоциональная отзывчивость на состояние природы, положительный интерес к объектам и явлениям природы, осуществляется через наблюдения, экскурсии, беседы, экологические игры. Но из опыта работы с детьми по теме видно, что, например, нетрадиционная техника рисования подчас воздействует сильнее, чем само наблюдаемое (обсуждаемое) явление или объект. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, выразить своё Я. Ведь взрослый привык прививать детям бережное отношение к предметам быта, одежды, картинам и др., созданному руками человека, с самого раннего детства. Сам он так же бережно относится к этому. А вот в природе без зазрения чаще всего люди при необходимости, а иногда и без нее, сломают ветку, нарвут букет лесных цветов вместе с корнем, разрушат грибницу, собирая грибы и т. д. Это происходит и на глазах у детей. Конечно, правильнее сначала воспитать взрослого, а потом учить ребенка, но это не всегда возможно и действенно. Поэтому можно сформулировать следующую гипотезу: необходимо идти от обратного - учить детей видеть и ценить то, что имеем в быту и связывать это с тем, что всё прекрасное дала природа. То есть у детей дошкольного возраста продуктивно воспитывать любовь к природе через изобразительное творчество в различных его гранях.

Актуальность и перспективность опыта состоит в обеспечении условий для развития экологического сознания, воспитания у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, умение видеть и ценить, а так же приумножать дары природы. И ее решение наиболее оптимально через развитие умения передавать чувства и переживания не столько с помощью слова, сколько с помощью языка нетрадиционного художественного творчества.

Условия формирования, ведущие идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Предметом обобщения опыта является:

- формирование умения у детей дошкольного возраста в процессе организации творческой деятельности, выставок детского творчества и проведения праздников, развлечений, постановок экологических спектаклей желания больше узнать об объектах и явлениях природы;

- формирование умения сравнивать и передавать свои впечатления в творческом процессе и в непосредственной деятельности в природе;

- формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках;

- формирование практических умений через активное включение ребенка в эстетическую и экологическую деятельность.

Природа является богатым источником детских впечатлений и ощущений, поэтому основной целью работы является: способствовать становлению более совершенного, мыслящего маленького человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане посредством изоэкологии.

Изоэкология – еще новое, мало использованное слово, которое соединяет в себе изобразительную деятельность и экологическое образование. Изоэкология – это вид детского творчества, в котором художественные образы создаются из природных материалов, а сюжеты в рисовании черпаются из природного окружения. (Сердитых Е. В.)

В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

1. Экологические:

- Учить детей воспринимать мир с позиций красоты (эстетика) и добра (этика).

- Раскрыть три закона красоты, забытых в основе своей сегодня: мера, целесообразность, гармония.

2. Изобразительной деятельности:

- Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

- Научить создавать свой неповторимый образ в рисунках, используя различные техники рисования.

- Раскрывать и развивать индивидуальный творческий потенциал ребенка.

- Заложить основы культурно-экологического и эстетического сознания как базиса личностной культуры.

Теоретическая база опыта.

Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей  в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Идея эта не нова, она, так или иначе, представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубежных. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева, советских педагогов В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко, Ш.А.Амонашвили и др.

Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. И мы должны помочь ему в этом многоцветном и многогранном мире найти красоту и полюбить, понять природу и искусство. Это поможет малышам приобщиться к доброму и светлому, осудить злое и низкое. Именно в этом помогает изоэкология. Осваивая в жизни цвет, линии, звуки, симметрию и асимметрию, формы и свойства ребенок постигает прекрасное.

Ведущую роль в изоэкологии играет формирование у детей познавательного интереса к природе и искусству. Положительный интерес к природному окружению и живописи, с одной стороны, является стимулом в развитии у ребенка творческих способностей, а с другой стороны является стимулом для развития бережного отношения к природе, умения видеть ее красоту и неповторимость. Экологическое воспитание является составной частью эстетического и нравственного воспитания. Поэтому экология – этика – эстетика – это три единства сознания и поведения каждой личности.

Для формирования культурно-экологического и эстетического сознания ребенка важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности данного вопроса, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

Таким образом, вырисовывается следующий механизм: мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = развитие эстетической и нравственной основы личности.

Принцип работы по данному механизму – это принцип спирали: каждая из них в основе своей себя повторяет, то есть одно не возможно без другого, но с уже более планомерным и неизбежным углублением и усложнением.

Главная особенность механизма заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Это служит благоприятной основой для последовательного, постепенного усвоения знаний, умений, навыков, для творческого и экологического развития сознания ребенка.

В работе по теме особое внимание уделяется:

- развитию интеллектуальных способностей ребенка, а именно развитию способности к анализу экологической или эстетической ситуации;

- развитию эмоционального отношения к природе и живописи, собственному творчеству;

- развитию нравственности: воли, настойчивости, ответственности.

Вся работа по теме разделена на два этапа:

1. Наблюдение в природе.

2.Раскрытие детских впечатлений посредством нетрадиционного художественного творчества.

На первом этапе прививаю детям гуманно-ценностное отношение к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние, интерес к природным объектам и явлениям. Здесь осуществлять учебно-познавательный процесс помогают игры – путешествия, занятия – рассуждения, наблюдения, экскурсии, экологические игры, викторины, природоохранные, творческие проекты и акции, практическая деятельность в природе.

Второй этап – активизация и закрепление полученных знаний, происходит в процессе непосредственной образовательной деятельности и в свободной творческой деятельности детей. В процессе чего дети учатся использовать в изобразительном творчестве нетрадиционные способы и техники рисования, переносить свои впечатления за наблюдениями в природе на альбомный лист.

Наибольшее место в системе работы по теме отводилось совместной деятельности воспитателя с детьми. Организация работы строилась с учетом дифференцированного подхода. В основе деятельности необходимым являлась мотивация.

Полученные знания не должны забываться, а поэтому они постоянны, последовательны, систематизированы и постепенно расширяются, углубляются и обобщаются.

Педагогические средства.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- изучение и анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме;

- изучение педагогического опыта;

- наблюдение за деятельностью дошкольников;

- классификация, систематизация и обобщение полученной информации.

Процесс экологического образования и эстетического воспитания детей в группе осуществляется с помощью определенных средств: природа, нетрадиционные техники рисования.

Природа как средство – это когда воспитатель, используя ее возможности, делает ее наглядной для ребенка. Ведь именно через нее можно увидеть гармонию, то есть основу красоты: разнообразие и сочетание красок, форм, звуков.

Искусство – это средство по сути своей. И не только живопись, но и музыка, литература, архитектура и др. способствуют развитию эстетических, этических и экологических качеств личности.

Раннее приобщение детей к искусству способствует зарождению в душе ребенка эстетического восприятия действительности.

Деятельность детей как средство – это когда ребенок творит что-либо самостоятельно, основываясь на полученных знаниях, умениях, навыках и впечатлениях. Художественная деятельность – это процесс выражения отношения ребенка к окружающему миру и к себе.

В процессе работы по теме использую такие ведущие методы как:

- словесные (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, прослушивание аудиодисков, придумывание сказок познавательного характера к своим рисункам, стихи, загадки, пословицы, поговорки о животных, растениях, природных состояниях) ;

- наглядные (показ, рассматривание иллюстраций, просматривание видео, наблюдения в природе, пример взрослого) ;

- практические (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, анализ, творческие задания, дидактические, словесные игры, творческая деятельность детей, работа в природе) .

При использовании этих методов важно уметь показать свои чувства, переживания, свое отношение к чему-либо или кому-либо, владеть способами выражения этих чувств, чтобы правильно и в необходимой мере затронуть душу ребенка.

В ходе непосредственной образовательной деятельности и в повседневной деятельности использую такие формы организации детей, как индивидуальная, подгрупповая, фронтальная, коллективная. Использование различных форм работы в течение дошкольного детства способствовало поднятию эстетической культуры детей и их экологического развития. Дети стали более осознанно воспринимать увиденное, выносить из этого соответствующий смысл.

Анализ результативности по теме виден в работе кружка «Ступеньки к творчеству». Этот кружок является кружком по нетрадиционным техникам рисования.

Изучила виды техники изображения, а так же виды техники по возрастам. Был составлен перспективный план работы по каждой возрастной группе, а так же конспекты занятий для разного возраста. Собрала подборку творческих игр на развитие воображения у дошкольников по изобразительной деятельности, подобрала художественную (стихи, сказки, пословицы) о природе. Оформила наглядные пособия, была организована предметная среда.

Ведь рисовать можно чем угодно, как угодно, где угодно! Благодаря разнообразным техникам нетрадиционного рисования, дети быстро достигают желаемого результата. С малышами мы рисовали пальчиками («Рябинка»«Красивое платье для куклы»«Платочек для бабушки»«Шары на нашей ёлочке» и д.р.) Мы окунали один пальчик, несколько, все. В какой восторг приходили дети, когда рисовали всей ладошкой. С помощью ладошек можно делать отпечатки на бумаге и превращать их в разные образы. ( «Солнышко»«Красивые листочки»«Цветочек для мамы»). А ещё я рассказывала, что ладошки у детей волшебные и они могут творить чудеса. Какое же было удивление, и восторг когда дети видели конечный результат. Ребёнок любит быстро достигать результата в свое работе, а использование нетрадиционных техник изображения помогают ему.

Ребята освоили технику рисования пробками и печатками из картофеля. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т. д.

«Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» (В. А. Сухомлинский).

Нетрадиционные методы рисования — одно из средств выражения своего «Я». Для развития творчества детей старшего дошкольного возраста является их работа с разнообразными материалами (рисование цветными мелками, восковыми, углём и т.д.), знакомство ребят с нетрадиционными приёмами рисования. Необходимо ставить задачи так, чтобы ребёнок смог сам найти нужный материал и применить его.

Используем на занятиях по изобразительному искусству природные материалы, а для этого мы с ребятами собираем семена, скорлупки орехов, шишек, яичную скорлупу, цветы, листья, веточки и т.д., а так же бросовый материал. При этом дети уже запомнили, что нужно взять столько природного материала, сколько необходимо для занятия. Правильный подход к сбору природного материала воспитывает бережное отношение к природе, закладывает основы правильного природопользования.

Дети радуются, что у них получились печатка, штампик. Всеми этими предметами обогатили уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово«нельзя», можно рисовать чем хочешь, придумывая свою технику. Одним из практических методов развития творчества является обучение детей различным способам изображения предметов (например, рисование травки штрихом, мазком, примакивание, набрызгом и т.д.). Создание, какой-то необычной игровой ситуации, сюрпризного момента так же может вызвать у детей желание создать творческий образ.

В своих рисунках, лепке, аппликациях дети изображают родную природу в разные времена года, в разную погоду.«Золотая осень» «Поздняя осень»«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик»«Белый снег пушистый в воздухе кружится»«Сирень». Ребята вырезают и приклеивают цветы, составляют декоративные композиции из цветов, листьев, веточек; лепят рыбок, птиц, зверей. Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребенка. Дети очень любят изображать бабочек, жуков, птиц, рыб, диких и домашних животных. Со старшими дошкольниками проводила такие занятия, как «Бабочка красавица»«Усатый полосатый»«Улитка» где были использованы техники рисования (монотипия, рисование щетиной, рисование ниточкой).

Созерцание природы приводит к углублению, расширению и уточнению представлений детей о мире и способствует их интеллектуальному, эмоциональному, нравственному и эстетическому развитию.

Развитию творчества способствует организация наблюдений в природе. У детей развивается наблюдательность. Дети начинают замечать, что в природе цвета очень различаются (не просто белый, красный, синий, а есть многообразие оттенков). Чтобы получить новый оттенок мы с детьми много играли в «Чудесные превращения»«Волшебники»,«Придумай сам» то есть экспериментировали. В своих рисунках дети используют эти оттенки. Мы привыкли, что рисовать дети должны на белой бумаге, но в своей работе я часто пользуюсь методом тонирования. Дети готовят себе заготовки разных тонов и помогают малышам.

Воспитатель учит детей видеть, как изменяется форма, величина предмета от освещения. (Так, например, вечером кажется всё более тёмным, днём, наоборот, ярким, красочным). Создаём с детьми сюжеты «За окошком дождь»,«Туман». Необходимо с детьми анализировать предметы, обращая их внимание не только на основные части, но и на второстепенные, подмечая выразительность очертания. Умение любить природу не приходит само. В основе сознательного отношения детей к природе должны лежать знания о ней, которые необходимо преподносить детям яркой, эмоциональной форме.

У старших дошкольников есть полюбившиеся нетрадиционные техники изображения: набрызг, рисование мыльными пузырями, граттаж, кляксография с помощью трубочек. Прежде чем приступить к работе, дети знакомятся с техникой безопасности.

В процессе своей работы исключительно важное значение педагог придаёт творческому и эстетическому развитию детей. Но творить без определённых знаний детям не так-то и легко. Поэтому с помощью игр, познавательных бесед, наблюдений, чтения художественной литературы и рассматривания к ней иллюстраций, я стараюсь донести до детей красоту окружающего мира, воспитываю эмоциональную отзывчивость к красоте природы.

Моя кружковая работа не оставила равнодушными и родителей. Мы вместе изготовили инструментарий, создавались совместные выставки рисунков, проводила для родителей консультации и беседы, занятия, дни открытых дверей по мастер-классу, анкетирование по вопросам художественного развития.

Каждый родитель знает такое правило: «Рисунок моего ребёнка –это шедевр!». Рисунки не должны подвергаться критике и на некоторое время они должны побыть дома на видном месте, а ещё поиграть: «Как красиво! Ты меня научишь так рисовать?» Дети будут выступать в роли воспитателя и тем самым смогут закрепить полученные знания и умения.

Взаимосвязь с родителями позволяет обеспечить целостность педагогического процесса, делает работу по теме информационно насыщенной и разнообразной.

Работа проводилась и с педагогами детского сада в форме беседы, консультаций по развитию творческих способностей у детей и использование нетрадиционных техник рисования, мастер-класс. Дети участвовали в городских смотрах-конкурсах и занимали призовые места.

Результативность опыта.

Результатами работы является:

- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

- желание наблюдать и создавать в природе;

- умение находить различные способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства и знания с помощью различных средств выразительности;

- создание выставок работ на определенную тему, создание альбомов: «Жалобная книга природы», «Нарисуй и сочини», «Времена года», книжек – малышек с придуманными детьми сказками о природных явлениях;

- проведение эколого-творческих праздников.

Диагностическое обследование, разработанное на основе современных диагностических методик, позволило достаточно точно определить полноту и объем усвоенных дошкольниками знаний, сформированность навыков познавательной и творческой деятельности.

Итак, в процессе эстетического переживания дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе и бережное отношение к природе заключается в сохранении приумножении ее богатства и красоты.

Владение нетрадиционной техникой изображение доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учётом специфики деятельности и возраста детей.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

- развитие умения видеть, чувствовать, замечать разнообразие природы и переносить свои впечатления на лист бумаги (нетрадиционные техники рисования);

- формирование творческих способностей и экологического мировоззрения детей, способствующих развитию разносторонней, сопереживающей, целеустремленной личности.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Опыт Ваниной Е.А. известен в городе и республике.

В 2012 году Елена Александровна принимала участие в формировании учебно-методического пособия «Интегрированные занятия в ДОУ» ГОУ  ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования».

 В 2012 году обобщила свой опыт работы и показала мастер-класс «Ступеньки к творчеству» на Педагогическом марафоне «Образование. Творчество. Развитие.» МДОУ «Детский сад №44».

В 2013 году провела открытое занятие «Путешествие капельки» для начинающих воспитателей МДОУ «Детский сад №44».

В 2015 году обобщила свой опыт и защитила дипломную работу на тему: « Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста».

Представленный опыт соответствует критериям передового педагогического опыта, так как ему присущи актуальность, результативность, оптимальность, стабильность, научность. Опыт работы может быть использован воспитателями средних, старших и подготовительных к школе групп, студентам. С этой целью Елена Александровна освещает сой опыт работы по инновационному направлению на страницах сайтов:

http://ds44sar.schoolrm.ru/sveden/employees/11159/183122/

http://nsportal.ru/vanina-elena-aleksandrovna 

Для практической работы использовала следующую литературу:

  1. Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»
  2. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
  3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки»«Волшебные краски». 4. Мэри Энн, Ф. Колл«Рисование красками».
  4. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»
  5. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

          «Детский сад № 44»

«Путешествие в зимний лес»

/интегрированное занятие по

природному миру и рисованию в

старшей группе/

              Подготовила и провела:        Воспитатель Ванина Е.А.

                                                          Саранск 2012

Программное содержание.

  1. Обобщить и систематизировать знания детей о зиме: состояние погоды. явления природы, состояние растений, деревьев; установить связь между особенностями внешнего вида, поведения диких животных в условиях зимнего сезона;
  2. Побуждать детей к познавательному обобщению, импровизации: применять экологические знания в изодеятельности, используя при этом нетрадиционные техники рисования;
  3. Совершенствовать умение решать проблемные ситуации, создавая условия для использования на практике информации, полученной от организованной деятельности.
  4. Закреплять правила поведения в лесу, используя модели.
  5. Развивать внимание, речь, память, логическое и наглядно-образное мышление, воображение, фантазию, коммуникативность, эмоциональную сферу общения, мелкую моторику рук.
  6. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.

Методы - словесный, наглядный, практический.

Приёмы - беседа, загадки, стихотворения, моделирование, дыхательное упражнение, упражнение на развитие речевого дыхания, нетрадиционные приёмы рисования / «выдувание», «солью» /, музыкальная запись, проведение опыта.

Материал: Макеты зимних деревьев, изображение дерева, модели / к стихотворению «Пороша» С.Есенина, модели поведения человека в flecys модели / приспособления зверей к зиме: линька, шерсть, жилище, питание /, непроливайка, кисть, трубочка, гуашь черного цвета, соль, вода, салфетки, музыкальная запись.

Предварительная работа:

-наблюдение в природе, чтение рассказов Е. Чарушина и других писателей о животных;

-рассматривание иллюстраций: «Пришла зима», «Дикие животные», «Береги живое в лесу, на лугу»;

-просмотр телепередачи «В мире животных»;

-чтение и заучивание стихотворений о зиме;

-использование нетрадиционной техники рисования на занятиях и в свободной деятельности.

Словарная работа: клюка, шаль, снежный, снеговик, снежинка, пороша.

Ход занятия: Организационный момент:

В:      Здравствуйте, дорогие ребята! К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Я очень рада вновь встретиться с вами на нашем изо-экологическом занятии. Давайте вспомним девиз занятия: «С голубого ручейка, начинается река. А занятие - начинается с улыбки».

/Дети проговаривают девиз вместе с воспитателем/

Вводная часть:

В:      Дети, вы любите чудеса?

Тогда я приглашаю вас в лес чудес!

Глазки закрывайте - чудеса начинаются. / звучит музыка А. Лядова «Музыкальная табакерка». Звенит колокольчик/. В:      Раз, два, три! Смотри.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полон сказок и чудес!

Вот мы и в лесу! А в каком лесу? Догадайтесь сами.

Снег на лесах,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

Д:      Зимой.

В:      Да, ребята, мы с вами очутились в зимнем лесу. Ребята, прежде чем зайти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.

/ Воспитатель предлагает рассмотреть знаки - модели поведения в лесу/.

В:      Ребята, это знаки разрешающие или запрещающие?

Д:      Запрещающие.

В:      Что они запрещают?

Д:     Не ломать ветки, не ловить птиц, не разводить костёр, не забирать

животных домой, не ловить бабочек, не рвать цветы, не трогать гнёзда птиц, не оставлять мусор в лесу.

В:      Молодцы, хорошо знаете правила поведения в лесу.

В:      Ребята, а давайте подышим зимним лесным воздухом.

Дыхательное упражнение.

В:      Ребята, а какое у вас стало настроение?

Д:      Бодрое, веселое, радостное.

В:      Ребята, вот у зимы настроение бывает грустное и веселое. Настроение зимы можно выразить музыкой, живописью, стихами.

В:      Ребята, расскажите о зиме стихотворение, используя модели

/чтение стихотворения С. Есенина «Пороша»./

I часть.

В:      Ребята, в какой странный лес мы попали. Здесь никого нет. Снежные поляны вокруг. Ребята, а где же все растения?

Д:      Растения зимой спят, укрытые снегом.

/Выходит заяц и плачет./

Заяц: Здравствуйте, ребята!

В:      Здравствуй, заяц. Скажи нам пожалуйста, куда скрылись жители этого леса?

Заяц: Стало холодно. Солнце реже светит. Животные спрятались.

В:      Ой, подожди заяц, может ребята знают.

/ Дети рассказывают о жизни животных в зимнее время, используя модели./

1        р-к: Белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок. Но зимою

поменялась, в шубку серую оделась. К зиме готовила запас - шишки, орехи, грибы.

2        р-к: У медведя зимой одна работа - крепко спать и весны ждать.

3        р-к: Заяц зимой побелел, шубку новую одел. Зимой еды не хватает, корой

питается.

4        р-к: Лиса зимой живет в норе, охотится на мышей.

Заяц: Только волк зимой ходит по лесу злой, голодный, зайчат ищет.

В:      Не горюй, заяц, мы с детьми тебе поможем.

Упражнение на развитие речевого дыхания

«Укроем деревья снежинками» /Дети рвут полоски белой бумаги и сдувают их с ладоней на деревья/

В:      «Белая, узорчатая звездочка - малютка. Ты слети с моей руки, посидев минутку».

В:      Молодцы, ребята! И зайчику будет легче прятаться от хищников. И деревья теперь не замерзнуть.

Заяц: Спасибо ребята, мне, пора домой к маме. До свидания.

Д:      До свидания, заяц.

В:      Ребята, мы с вами знаем, что деревья и растения спят.

В:      Ребята, а назовите части дерева?

Д:      Корень, ствол, ветки, листья.

В:      Ребята, а зачем необходим корень растению?

/ выслушиваются ответы детей/.

В:      Молодцы, вы очень наблюдательны и внимательны. Давайте проведем небольшой опыт и попробуем выяснить, для чего еще нужны корни всем растениям?

Проведение опыта.

/ Технология проведения опыта: в тарелку с подкрашенной водой опускается веточка с марлей вместо корня. Дети наблюдают, как влага поднимается вверх/.

В:      Ребята, давайте сделаем вывод: зачем дереву нужны корни?

Д:      Так растения через корни «пьют» воду и получает питательные вещества из земли.

В:      Ребята, посмотрите, какое интересное дерево! Чего у него не достает?

Д:      Корней.

В:      Да, ребята, без корня дерево погибнет. Давайте оживим дерево, нарисуем ему корни. А будем мы рисовать приемом «выдувания», используя трубочки.

Самостоятельная работа детей.

В:      Молодцы ребята, теперь наше дерево будет жить, ведь у него прочные, сильные корни. И нам с вами нужно быть сильными, здоровыми и смелыми.

В:      Ребята, а хотите поиграть со снегом?

Упражнение « Зимние забавы».

/Дети имитируют скатывание снежного кома для снеговика/.

В:      Ребята, а что можно слепить из снега? Давайте слепим снеговика. Ребята, по форме комочек какой?

Д:        Круглый.

В:        Какой сначала был снежный ком?

Д:        Маленький.

В:        Что изменилось? Какой он теперь стал?

Д:        Средний. Большой.

В:        Давайте поставим друг на друга!

/Вот какого снеговика мы слепили из снега, а теперь нарисуем его/.

/Дети садятся за столы. На них листы бумаги, соль, баночки с водой, кисть, салфетки/.

В:      Ребята, посмотрите внимательно. Мне кажется, здесь чего-то не хватает. Чего?

Д:      Красок.

В:      А чем же мы будем рисовать? Д:      Солью.

В:      Правильно, мы же с вами волшебники, и будем рисовать снеговика солью.

Самостоятельная работа детей

/Дети сначала наносят на силуэт рисунка воду, а затем посыпают солью. Изображают снег, снежинки, используя кусочки салфетки/.

/звучит фонограмма П.И.Чайковского/.

" В:      Молодцы, ребята! Снеговики у вас получились как настоящие.

*        Итог занятия.

В:      А теперь подойдите ко мне. Ребята, давайте вспомним, что случилось с нами в чудесном лесу? Что мы увидели в зимнем лесу?

Д:     Мы увидели, что растения, деревья зимой спят.

Мы узнали, для чего нужен корень растениям.

Мы вспомнили правила поведения в лесу.

Мы узнали о жизни диких животных в лесу.

Помогли зайчику, укрыли деревья, лесные полянки снегом.

Мы были художниками, рисовали снеговика, наблюдали за опытом.

В:      Мы сейчас продолжим волшебство, ведь у нас есть волшебная палочка.

Закройте глазки: раз, два, три.

Ветер подул посильнее.

- Мы гуляли долго, каждый очень рад,

Но пора вернуться в наш любимый сад

Мы за все тебя, лес благодарим

Снова днём погожим, будет встреча с ним.

                                Список использованной литературы

  1. Белавина И., Найденская Н. Планета - наш дом: методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников - М: Издательство «Лайда», 1995г.
  2. Гризик Т. «Познаю мир» Дошкольное воспитание №11, 2002г - с.25
  3. Денисенкова Н. «Ваш ребёнок познаёт мир» - Дошкольное воспитание №2, 2000г.
  4. Иванова Т.С. - экологическое образование в начальной школе: Учебно-методическое пособие - М.: ЦГЛ, 2003г. -56с.
  5. Николаева С. Формирование начал экологической культуры, младший дошкольный возраст. Дошкольное воспитание №8, 1999., с.40.
  6. «Планета- наш дом». Учебник-хрестоматия. Составители Белавина И.Г., Найденская Н.Г. - М.: «Лайда», «Академия», 1995.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических представлений у детей 3-4 лет посредством целевых прогулок в природу

Актуальность                 Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего в...

Комплекс развивающих мероприятий по формированию экологических представлений детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Цель данного комплекса - создать все необходимые условия для экологического образования наших воспитанников....

Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционного рисования

Интересно искать новые техники рисования вместе с детьми....

Сообщение из опыта работы на тему "Формирование экологических представлений у детей раннего возраста посредством дидактической игры".

Природа окружает ребёнка с ранних лет. Задача педагога состоит в том, чтобы воспитать отзывчивых, милосердных детей, научить их экологически грамотному отношению ко всему живому....

Формирование интереса к изобразительной деятельности у детей посредствам нетрадиционного рисования

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса ...

ВВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ – ПРАКТИКУМЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОСТ» Тема: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Так как  огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности, то логично повышать экологическую культуру детей через игровую деятельность. Она является э...