Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике
статья (математика) по теме

В науке и практике утвердилось положение о том, что игра — эффективное средство обучения, но эффективным это средство становится в том случае, если используется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_3.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике

С середины прошлого века игра начала успешно использоваться в обучении детей до школы. В исследованиях отечественных педагогов и психологов подчеркивалась многоплановая взаимосвязь и взаимовлияние игры и обучения. В играх актуализируется интеллектуальный опыт, конкретизируются представления о сенсорных эталонах, совершенствуются умственные действия, накапливаются положительные эмоции, которые повышают познавательные интересы дошкольников.

Ряд исследований посвящен изучению дидактической игры (ее структуры, содержания, классификации), определению ее роли в обучении дошкольников. Созданы сборники дидактических игр различной тематики, которые используются практическими работниками. Дидактическая игра заняла прочное место в образовательной работе детского сада.

Не сомневаясь в потенциальных возможностях дидактической игры, не умаляя ее достоинств, хочется отметить: в последнее время все чаще приходится сталкиваться с тенденциями, которые нередко дискредитируют использование игры в обучении дошкольников.

В науке и практике утвердилось положение о том, что игра — эффективное средство обучения, но эффективным это средство становится в том случае, если используется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах». Игра, формализованная, сверхрегламевтированная взрослым, затянутая по времени, лишенная эмоционального накала, занижающая или излишне завышающая интеллектуальные возможности детей, может принести больше вреда, чем пользы. Кроме этого, понятие «дидактическая игра» порой трактуется упрощенно. Многие формы организации отдельных фрагментов обучения называются дидактической игрой даже тогда, когда они таковой не являются. Исчезают понятия, разработанные педагогами-исследователями и использовавшиеся в детских садах: игровое упражнение, игра-занятие, игра-путешествие, элемент игры-драматизации, иллюстрация с помощью игрового материала, игровой прием и др. Но ведь все они доказали свою состоятельность при профессионально грамотном использовании и имеют право на восстановление своего статуса.

Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись и синтезировались бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Одна из таких форм условно названа нами, игровой проблемпо-практической ситуацией.

Прообразом игровых, проблемно-практических ситуаций для детей могут служить «деловые», или управленческие, имитационные игры для взрослых, где моделируются сложные динамические системы управления производством, а участники игры в воображаемых нестандартных ситуациях отыскивают новые способы решения. Возможности "деловых игр" в контексте образовательной работы дошкольников исследованы мало. Вместе с тем они как элемент педагогической системы имеют несомненные преимущества.

В чем же суть игровой проблемно-практической ситуации? Педагог знакомит детей с доступными им понятиями, терминами, знаками, символами, способами действий, с определенным логично построенным порядком выполнения действий. Создает особые «условия» которые побуждают ребенка применить имеющиеся у него знания в практической деятельности, использовать известные ему способы и изобретать новые для решения нестандартных заданий, рассматривать заданные условия с нескольких точек зрения, выдвигая разные пути их решения, рассуждая теоретически или действуя практически, анализируя каждый из них.

Рассмотрим, например, ситуацию «Готовимся к празднику». Дети объединяются в группы по 3—4 человека. Каждая группа получает установку: отправиться на елочный базар и подобрать елку к новогоднему празднику. Какая нужна елка? Такая, чтобы она была от пола до потолка и чтобы вокруг нее было бы удобно водить хоровод. На большом общем панно с помощью аппликации сконструирован «елочный базар»: ели разной высоты и с различным размахом веток.

Каждая группа получает панно с изображением помещения, где будет установлена елка. Одна группа «покупает» елку для своих детей, т. е. такую, которая могла бы поместиться в комнате, где они «живут», и по высоте, и по ширине. Другая группа играющих «покупает» елку для детского сада, в котором зал просторнее и значительно выше, чем комната. Третья группа «готовит» елку для Большого детского дворца. Его зал значительно выше и шире, чем зал детского сада. Четвертая группа подбирает елку, которая будет установлена на Главной городской площади.

Организация «деловой игры», или игровой проблемно-практической ситуации предполагает нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности, когда каждый ребенок получает индивидуальное задание педагога, выполняет его устно или на наглядном материале, при этом использует те знания и навыки, которые уже приобрел в процессе обучения, вспоминает то, чему его научили, и, действует известными ему способами. А педагог оценивает точность, правильность, аккуратность, быстроту выполнения задания.

Игровая проблемно-практическая ситуация создает «препятствие» или особые условия, которые не позволяют ребенку привычным путем организовать собственную деятельность. В данном случае он должен самостоятельно найти способ соизмерения, подобрать мерку, определить эталон, осуществить измерение нескольких объектов (по двум параметрам) и выбрать один из них, отвечающий заданным условиям.

Причем при решении данной ситуации можно идти двумя путями: практическим и теоретическим.

На первых порах ребенок выбирает практический путь. Он проделывает все возможные действия с каждым объектом. Получение отрицательного результата сначала огорчает ребенка. Здесь важна поддержка взрослого, который помогает ему правильно относиться к «тупиковым» случаям, к неверному ответу, рассматривая его не как неудачу, а как один из путей приближения к истине.

Постепенно ребёнок начинает понимать, что практические действия можно «совершить» в воображаемом плане, рассуждая о тех действиях, которые надо совершить, и представить результат, который при этом достигается. Ребенок начинает действовать в воображаемом плане, теоретически "просчитывая" все варианты решения.

Совместная работа детей в подгруппе, проговаривание условий и способов решения, объяснение партнерам своего варианта, выслушивание возражений, аргументация своих доводов, соединение отдельных элементов, предложенных разными детьми, в единое целое — все это рождает новый подход к решению проблемной ситуации. Коллективное обсуждение становится продуктивным при решении проблемной ситуации. Происходит свертывание репродуктивной деятельности. Акценты переносятся на поисковую и эвристическую деятельность.

В рассматриваемой нами игровой проблемно-практической ситуации дети начинают поиск способа соизмерения, необходимого для выполнения поставленной задачи. Сначала они обсуждают знакомые им способы сравнения: определить на глаз, примерно, отклеить елочку и примерить ее к размерам- комнаты и др. Тогда «продавец», роль которого выполняет воспитатель, вводит условия, которые усложняют задачу: не допускается использование глазомера, так как нужны четкость, точность и доказательность решения. Детям, кроме того, из беседы с «продавцом» становится понятно, что известные способы непосредственного соизмерения (наложение й приложение) невозможны: комнату нельзя отнести на базар, а каждую елку нельзя принести с базара, чтобы померить годится ли она для данного помещения.

В каждой группе происходит обсуждение разных вариантов и способов решения проблемной ситуации. Дети предлагают, отвергают, спорят, аргументируют, объясняют друг другу свой путь решения. Происходит поиск нового способа. «Продавец» елочного базара в соответствии со своей ролью выслушивает каждого «покупателя», выясняет, как дети предполагают выполнить заданные условия, направляет их поисковую деятельность.

Каждая группа подходит к «открытию» нового для них способа соизмерения — измерения с помощью условной мерки сначала исходного объекта, задающего условия (высоты и ширины помещения), а затем последовательного измерения различных объектов. И выбор из них того, что соответствует заданным параметрам. Причем дети догадываются, что искомый объект (елка, которую надо купить) должна по высоте равняться помещению, где она будет стоять, но быть уже, чем позволяет ширина помещения (чтобы удобно было вокруг елки водить хоровод). Затем дети измеряют разные елки и отыскивают такую, которая отвечает -сочетанию параметров, определенных условиями задания.

Появляются два—три решения. Елка может быть равна или ниже высоты комнаты (но никак не выше), уже, чем ширина комнаты, но не равна ее ширине, иначе невозможно будет водить хоровод. Путем рассуждений дети приходят к выводу, что елка, которая должна быть установлена на Главной площади, — самая высокая и самая широкая из всех имеющихся на елочном базаре.

Таким образом, владея способом измерения величины предмета с помощью условной мерки, дети «открывают» для себя новые возможности этого способа — использование условной мерки не только для измерения величины одного предмета, но и для соизмерения двух предметов, если непосредственное сопоставление их невозможно.

Эвристический эффект в игровой проблемно-практической ситуации возможен только в том случае, если в процессе обучения дети не выполняли аналогичных заданий.

Подтверждение правильности решения дети находят в зашифрованном ответе, прикрепленном в потайном месте на каждой елке.

Игровые роли в каждой группе распределяются свободно, как и во многих других играх, и зависят от инициативы детей, от их осведомленности и гибкости мышления. Чаще всего лидерами становятся активные и эрудированные дети, которые предлагают наибольшее количество вариантов, первыми «просчитывают» нерезультативный путь и отказываются от него. Словесное обсуждение, продумывание способа решения и его осуществление позволяют и малоактивным детям с пользой для себя участвовать в этой работе: общая ответственность за результат деятельности побуждает их помогать друг другу, контролировать действия партнеров и при необходимости корректировать их.

Игровая мотивировка поддерживает интерес детей на протяжении всего времени решения проблемной ситуации, создает положительный эмоциональный настрой. Чувство удовлетворения возникает и от совместной деятельности, и от правильного разрешения проблемной ситуации.

Результаты исследования показали, что использование игровых проблемно-практических ситуаций в дошкольной дидактике имеет свои достоинства:

  1. появление у детей понимания необходимости знаний при решении нестандартных практических ситуаций;
  2. приобретение детьми познавательного и практического опыта реализации поисковой деятельности;
  3. отработка алгоритма поискового поведения;
  4. усвоение познавательной информации не про запас, а с целью регуляции игровых и учебно-практических действий;
  5. развитие эвристического мышления;
  6. исчезновение боязни ошибок;
  7. возможность прямого и игрового взаимообучения партнеров;
  8. возникновение «вкуса» к процессу познания.

Трудности использования игровых проблемно-практических ситуаций состоят в том, что дети недостаточно готовы к диалогу; к интеллектуально-познавательному общению со взрослым и сверстниками, а педагог должен обладать поистине виртуозным мастерством, чтобы опосредованно, без видимой опеки, выполняя определенную игровую роль, направлять поисковую деятельность детей, избегая авторитетного давления на них.

Использование игровых проблемно-практических ситуаций в познавательном процессе не должно быть случайным. Каждая проблемно-практическая ситуация имеет своё место и время: определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении практических коллизий, отказываясь от репродуктивной деятельности .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Использование игровых методов и приемов при обучении детей элементарным математическим представлениям»

Консультация «Использование игровых методов и приемов при обучении детей элементарным математическим представлениям»...

Консультация для воспитателей Тема: « Использование игровых методов и приёмов при обучении детей элементарной математике 2015 год.»

Консультация для воспитателейТема: « Использование игровых методов и приёмов при обучении детей элементарной математике.» ...

Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике.

Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности. Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими...

Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике.

Описание материала: предлагаю вам статью для детей средней группы по теме «Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике». С помощью...

Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике

В чем же суть игровой проблемно-практической ситуации? Педагог знакомит детей с доступными им понятиями, терминами, знаками, символами, способами Действий, с определенным логично построенным порядком ...

Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике

В науке и практике уже давно утвердилосьположение о том, что игра является эффективным способомобучения детей дошкольного возраста. Одной из форм является решение проблемно-практических ситуаций....