Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике.
статья (подготовительная группа) по теме

Хворостина Светлана Николаевна

Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности. Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Соответственно, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_problemnoy_situatsii_v_dou.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование проблемно-игровых ситуаций как форма образовательного процесса в ДОУ.

        В настоящее время, мы задаемся вопросом "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу? " Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

       Основным элементом, структурной единицей ключевой компетентности является умение, т. е. освоенный ребенком способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний. Эффективно формировать такие умения, на мой взгляд, позволяет использование проблемно-игровых ситуаций как форма образовательного процесса в ДОУ, направленная в первую очередь на то, чтобы ребенок самостоятельно добывал знания и учился их самостоятельно применять в решении новых познавательных задач.

      Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют»(2).

      Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности. Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Соответственно, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать

      В. А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»(3).

      Различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая касается деятельности обучающихся, вторая представляет организацию учебного процесса. Проблемную ситуацию можно создавать на всех этапах процесса обучения: при знакомстве с новым материалом, при закреплении, контроле, в процессе выполнения тренировочных и творческих заданий.

      Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

      Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

     Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников(1).

     На всех ступенях дошкольного детства проблемно-игровым ситуациям  на занятиях отводиться большая роль. Например, проблемная ситуация может быть включена и в сказочный сюжет. Воспитатель рассказывает отрывок из русской народной сказки об Иване-царевиче и Сером Волке: Серый Волк добыл живой и мертвой воды, но забыл, где какая вода, хотя твердо знает, что живой воды больше. Далее необходимо показать два непрозрачных кувшина: в голубом — голубая вода, в розовом — розовая. Дети предлагают различные варианты, неверные доводы отвергают. Один из вариантов принимается всеми. Дошкольники измеряют воду сначала в одном кувшине; затем этой же меркой в другом кувшине. Сравнивая результаты измерения, определяют, где больше воды, и делают вывод: розовая вода — живая, потому что ее больше.

      На мой взгляд, в спорах ребята учатся формулировать мысли, доказывать свою точку зрения, приводить убедительные доводы. Если детям приходится менять точку зрения, то необходимо, чтобы они имели на то веские доказательства, а не соглашались с тем или иным решением педагога или товарища.

      Благодаря проблемно-игровым  ситуациям удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Задачи создания проблемно-игровых ситуаций в образовательном процессе дошкольников: - привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности; - поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность; - помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; - побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности; - помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

     При составлении содержания  проблемно-игровых ситуаций необходимо придерживаться определенных условий.

  1. Игровые ситуации должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, учитывать их социальный опыт, возрастные особенности.
  2. Выстраивать надо лишь те ситуации, которые отвечают возрастным и индивидуальным особенностям всех детей группы.
  3. Проблемно-Игровые ситуации должны включать моменты импровизации, альтернативные варианты разрешения проблем, возможность изменения составляющих в связи с неожиданным изменением условий.

     Реализация любой проблемно-игровой ситуации требует специальной подготовки, в которой можно выделить 3 этапа.

1. Подготовительный этап. Включает сообщение темы, рассказ педагога о конкретном событии (ситуации, игре), в ходе которого даются характеристики героев, выбираются игрушки, предметы-заместители, распределяются роли (дети могут выбрать их сами). 2. Выбор вариантов завершения предложенной ситуации , конкретизация ситуаций, поиск средств достижения цели, определение границ допустимого поведения, 3. Установление причинно-следственных связей. Это развитие выбранной ситуации, поиск  различных вариантов решения проблем и умение применить такие возможности в данной проблемно игровой ситуации

Принципы построения проблемно-игровых ситуаций:

  1. доступность ситуации для понимания детей, реальность;
  2. незавершенность.

      Стимулирующая помощь взрослого является обязательным условием при использовании проблемно-игровых ситуаций. Основная цель такой помощи — расширить границы представлений ребенка о той или иной теме, проблеме или предмете изучения. Наводящие вопросы взрослого, чередование открытых и закрытых вопросов, совместное обсуждение той или иной ситуации помогают детям прийти к правильным выводам.

     При построении проблемно = игровых ситуаций мною используются четыре уровня: 1)  воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми. 2)  воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод). 3)  ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему. 4)  ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев,  сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Приемы, методы и средства создания проблемно - игровой ситуации:

-подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

-изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

-побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

-постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

-постановка проблемных задач.

Этапы процесса решения проблемно - игровых ситуаций:

1) Поиск средств анализа условий проблемы, с помощью наводящих вопросов с актуализации прежних знаний:  «что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», « что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы?».

2) Процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиска ключа,  идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

3) Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.

       В системе дошкольного образования проблемно-игровые ситуации как форма образовательного процесса в ДОУ занимает особое место. Они направлены  на развитие мышления дошкольника, их коммуникативности, поэтому в основе этого лежит общение детей между собой, со взрослым, а взрослые, в свою очередь, могут дать благоприятную основу для реализации этого. Плюсы  проблемно-игровых ситуаций: - Педагог является равноправным партнером; - Дети самостоятельны и инициативны; - Дети сами открывают новые знания и способы действия; - Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения; - Дети договариваются, общаются.

      Применение  проблемно-игровых ситуаций в ДОУ  способствует реализации потребности детей в познании, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике

В науке и практике утвердилось положение о том, что игра — эффективное средство обучения, но эффективным это средство становится в том случае, если используется «в нужном месте, в нужное время и в нео...

Консультация «Использование игровых методов и приемов при обучении детей элементарным математическим представлениям»

Консультация «Использование игровых методов и приемов при обучении детей элементарным математическим представлениям»...

Консультация для воспитателей Тема: « Использование игровых методов и приёмов при обучении детей элементарной математике 2015 год.»

Консультация для воспитателейТема: « Использование игровых методов и приёмов при обучении детей элементарной математике.» ...

Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике.

Описание материала: предлагаю вам статью для детей средней группы по теме «Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике». С помощью...

Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике

В чем же суть игровой проблемно-практической ситуации? Педагог знакомит детей с доступными им понятиями, терминами, знаками, символами, способами Действий, с определенным логично построенным порядком ...

Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике

В науке и практике уже давно утвердилосьположение о том, что игра является эффективным способомобучения детей дошкольного возраста. Одной из форм является решение проблемно-практических ситуаций....