"Пчёлка"- 2012 г.
методическая разработка на тему
"Семейный клуб как условие творческой самореализации родителей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 912.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад №3
ЗАТО г. Радужный Владимирской области
«Семейный клуб
как условие творческой самореализации родителей»
Составила и подготовила:
Мальцева Елена Викторовна
воспитатель II кв. категории
Руководитель учреждения:
Малышева Светлана Юлиевна
2012 г.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Центр развития ребенка — детский сад № 3
ЗАТО г. Радужный Владимирской области
(МБДОУ ЦРР-д/с № 3)
Адрес: дом 42, 1 квартал, ЗАТО г. Радужный Владимирской области, 600910
Контактный телефон заведующей ДОУ: 3-34-45
Адрес электронной почты: ds_raybinushka@mail.ru
Заведующая - Малышева Светлана Юлиевна
Краткая историческая справка
1982г. - открытие детского сада «Рябинушка» в ведомстве Министерства оборонной промышленности.
1991г. – переход ДОУ в ведение муниципалитета.
1995 – 1999гг. - работа в режиме ОЭР.
1998г. - открытие группы кратковременного пребывания для детей с 3 до 7 лет.
1998г. - открытие клуба выходного дня «Семь – Я» для детей с 3 до 7 лет и их родителей.
2000г. - аттестация ДОУ – присвоен статус Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – детский сад №3.
2002г. - изучение и внедрение в работу базисной программы «Истоки».
2003г. - открытие группы кратковременного пребывания ранней социализации и адаптации детей с 1 до 3 лет и их родителей «Зеленая дверца».
2005г. - аттестация ЦРР – д/с №3.
2006г. - МДОУ ЦРР – д/с №3 присвоен статус Опорного учреждения по работе с семьями, воспитывающими детей на дому.
2009г. - открытие группы компенсирующей направленности для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
2009г. - аккредитация МДОУ ЦРР-д/с №3.
2010г. - лицензирование медицинской деятельности.
2011г. - разработка основной общеобразовательной программы в соответствии с нормами и положениями ФГТ.
2012г. – участие в федеральном эксперименте по теме: «Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС и ФГТ».
2012г. – открытие опытно-экспериментальной площадки по теме: «Организация креативной образовательной среды как условие творческой самореализации субъектов образовательного процесса».
Образовательная деятельность дошкольного учреждения обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие (Конвенция о правах ребенка, 1989 год), равные возможности для всех детей на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.
МБДОУ ЦРР — д/с № 3 обеспечивает развитие ребенка по четырем основным направлениям:
- физическое;
- социально-личностное;
- познавательно-речевое;
- художественно-эстетическое.
Содержание воспитательно - образовательного процесса
МБДОУ ЦРР-д/с №3 определяется:
Основной образовательной программой, разработанной в соответствии с ФГТ на основе «Истоки»: Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования/ Под ред. Л.А.Парамоновой — реализуется во всех возрастных группах;
Коррекционной - Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи» - реализуется в группе компенсирующей направленности для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи;
Парциальной — Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр — творчество — дети» - реализуется в средней, старшей, подготовительной к школе группах.
Содержание
- Пояснительная записка
- Перспективный план работы семейного клуба «Солнышко»
- Технология реализации модели работы семейного клуба «Солнышко»
- Сценарии заседаний семейного клуба «Солнышко»
- Результативность
Приложение:
Приложение 1.Анкетирование
Положение 2. Положение о семейном клубе «Солнышко»
Приложение 3. Коммуникативные игры и игры малой подвижности
Приложение 4. Пальчиковая гимнастика.
Приложение 5. Творчество наших детей и родителей
Библиографический список
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Мальцева Елена Викторовна – воспитатель II кв. категории
Образование – высшее
Учебное заведение – Чапаевский педагогический колледж, 2000 год. Московский городской педагогический университет Самарский филиал, 2002 год.
Педагогический стаж – 10 лет
Стаж работы в должности воспитателя – 5 лет
Стаж работы в МБДОУ ЦРР д/с №3 – 5 лет
«Светит солнце в вышине в нашей маленькой стране, лучики нам шлют привет, дарят нам тепло и свет!
Пояснительная записка
«Человек рождается не для того, чтобы бесследно
исчезать никому неизвестной пылинкой…
Человек оставляет себя, прежде всего в человеке.
В этом высшее счастье и смысл жизни.
Если ты хочешь остаться в сердце человеком, -
воспитывай своих детей».
В.А.Сухомлинский
Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации являлся и является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить - что это, данность или результат огромных усилий личности на стезе развития и самосовершенствования? Однозначного ответа на этот вопрос не существует и вряд ли кто-либо когда-нибудь сможет на него исчерпывающе ответить.
Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.[1]
Самореализация человека — естественная потребность, на которую указывают психологи А. Маслоу, Э. Фромм и З. Фрейд.[2]
По мнению известного психолога А.Маслоу, потребность в самореализации присуща каждому человеку. В своей пирамиде человеческих потребностей он поместил ее на самой вершине. Действительно, самореализация – это высшая ступень развития личности человека. Сюда входит познание себя, поиск своих жизненных установок, моральных ценностей и многое другое.
Наибольшие возможности, по мнению психологов, открывает творчество. Именно творческая самореализация способствует и развитию личности, и достижению многих других целей. Самореализация личности — это путь, который приведет к пониманию себя, удовлетворению своих потребностей, необходимых для достижения душевного комфорта.[3]
Изначально каждый человек реализует себя в семье, начиная с детского возраста. Именно в семье закладываются ценностные ориентиры, прививаются любимые для всех увлечения и занятия, раскрываются способности детей.
Рассматривая семью, А.С.Макаренко первостепенное значение придавал устройству семьи, её структуре: «Семья – это коллектив, теряя признаки коллектива, семья неизбежно теряет большую часть как организация воспитании и счастья».[4]
Е.А.Аркин, один из создателей системы советского дошкольного воспитания, стоял на позициях сочетания семейного и общественного компонентов.[5] Он разработал теорию развития ребёнка дошкольного возраста и организации его жизни в детских учреждениях и семье. Е.А.Аркин выступал за необходимость оказания педагогической помощи родителям.
Систематические исследования в области дошкольного воспитания (А.П.Усова, Е.А.Флёрина) привели к более глубокому пониманию роли планомерных педагогических воздействий, осуществляемых по определённой программе, в общей системе воспитательной работы дошкольного учреждения и семьи.[6]
Современные семьи, развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. Для того чтобы ребёнок полностью раскрылся, проявил свои способности и задатки, родители должны не только создать благоприятные для этого условия, но и сами творчески самореализоваться, вовлекая тем самым ребёнка в мир своих увлечений. Но зачастую одни родители просто не знают, как это сделать, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. И всё это побудило нас к созданию семейного клуба «Солнышко».
Основной целью работы семейного клуба «Солнышко» является: создание условий для развития творческой самореализации родителей через организацию работы семейного клуба «Солнышко».
Достижение этой цели вижу в решении следующих задач:
- повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах творческого развития детей дошкольного возраста;
- развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;
- установление партнёрских отношений между всеми субъектами воспитательно - образовательного процесса: детьми, родителями и педагогами.
Для осуществления поставленных задач:
- провела анкетирование среди родителей (см. Приложение 1);
- разработала положение о семейном клубе «Солнышко» (см. Приложение 2);
- составила перспективный план работы семейного клуба «Солнышко»;
- разработала и реализовала технологию модели работы семейного клуба «Солнышко»;
- составила сценарии заседаний семейного клуба «Солнышко».
Работа клуба «Солнышко» ведётся в соответствии с перспективным планом и включает в себя ежемесячное проведение заседаний клуба различной тематики. Продолжительность встреч 30-40 минут, так как небольшая продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители ограничены во времени в силу объективных и субъективных причин. Главным помощником на заседаниях клуба является солнечный лучик, который приглашает всех совершать различные путешествия. Каждая встреча начинается с ритуала приветствия, который способствует снятию напряжения, вызывает положительные эмоции и настраивает на совместную деятельность. Затем с детьми и родителями проводятся коммуникативные игры или игры малой подвижности, направленные на эмоциональное сближение и раскрепощение, развитие общей двигательной активности (см. Приложение 3). Встречи в семейном клубе могут включать в себя теоретическую часть - это рассмотрение вопросов, которые являются актуальными для родителей и вызывают их наибольший интерес, и практическую часть, направленную на развитие творческих способностей родителей, на их творческую самореализацию, в процессе которой они играют, танцуют, рисуют, занимаются творчеством.
Если занятия клуба включают в себя деятельность, связанную с развитием мелкой моторики рук, то перед началом практической части проводится пальчиковая гимнастика (см. Приложение 4). Между творческими заданиями проводятся динамические паузы с целью поддержания двигательной активности детей и стимулирования детской деятельности. Завершается игровой сеанс ритуалом прощания, настраивающий детей и родителей на дружеский лад.
Встречи семейного клуба «Солнышка» проходят в теплой, уютной обстановке. Они помогают дошкольникам получить новый опыт общения с родителями. Совместная деятельность способствует формированию личностно - ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком; помогает раскрыть творческие способности детей и способствовать творческой самореализации родителей, которая находит свое отражение в совместных творческих выставках (см. Приложение 5).
Результатом таких совместных встреч стало:
- большее понимание своих детей и раскрытие их способностей;
- знакомство с разными видами деятельности, которые способствуют развитию творческих способностей не только детей, но и самих родителей;
- активное участие родителей в жизни группы и детского сада;
- установление длительных дружеских связей с другими родителями.
Организация взаимодействия с семьями воспитанников в форме семейного клуба, представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно – образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что служит раскрытию творческих способностей не только детей, но и взрослых.
Перспективный план
работы семейного клуба «Солнышко»
на 2012 – 2013 уч.год
сроки | тема заседаний клуба | содержание | категория участников |
сентябрь | «Здравствуй, солнышко лесное, познакомлюсь я с тобою!» | Коллаж для родителей. Оформление фотоальбома «Семьи наших воспитанников». Оформление странички ребёнка в портфолио, «Какой Я». | Родители и дети, воспитатели. |
октябрь | «Нам лучики солнышка светят, сияют, развивать мелкую и общую моторику детей помогают» | Игры и игровые упражнения по развитию мелкой и общей моторики рук; обмен опытом семейного воспитания по организации игровой деятельности; изготовление игр по развитию мелкой моторики рук детей. | Родители, воспитатели. |
Ноябрь | «Сколько у солнышка ярких лучей, столько у нас и забот и затей» (вечер дружной семьи») | Представление проектов «Счастливый выходной день». Игровая программа для взрослых и детей. | Родители, дети, воспитатели. |
декабрь | «С солнышком играем, детей развиваем» | Знакомство родителей с традициями и формами игрового досуга в семьях. Семейный опыт по игре с детьми дома. | Родители, воспитатели. |
январь | «Рано солнышко встаёт нам, здоровье бережёт!» | Сохранение и укрепление здоровья детей, здорового образа жизни в семье. | Родители, воспитатели. |
февраль | «Февральское солнышко светить стало ярко, всем мальчишкам дарит подарки!» | Фотоколлаж о мальчиках нашей группы. Где служили наши папы? Фотогазета. | Родители, дети, воспитатели. |
март | «Весеннее солнышко ярко свети, всех девочек поздравляй от души!» | Фотоколлаж о девочках нашей группы. Где работают наши мамы? Фотогазета. | Родители, дети, воспитатели. |
апрель | « Мы солнечные дети, мы лучше всех на свете. Мы играем целый день, нам играть совсем не лень». Семейный опыт и игра. | Понятие и значение игры в жизни дошкольника; роль родителей в детской игре; творческая работа с памятками; решение педагогической ситуации; презентации родителей - семейный опыт и игра. | Родители, воспитатели. |
май | «Презентации опыта семейного воспитания». | Распространение опыта семейного воспитания, подведение итогов работы клуба. | Родители, воспитатели. |
Технология реализации модели работы семейного клуба «Солнышко»
Этапы технологии | Задачи и содержание деятельности участников семейного клуба | ||
Педагог (воспитатель) | дети | родители | |
информационно- аналитический | осуществление анализа полученных данных при анкетировании; выявление проблем; подбор наглядно-информационного материал, беседы с родителями, анкетирование родителей. | участие в анкетировании; создание портфолио. | |
планово-прогностический | разработка положения о семейном клубе «Солнышко», разработка плана работы семейного клуба; подбор материала по запросам и интересам родителей. | ||
Организационно-исполнительский | Заседания семейного клуба «Солнышко»: «Мы солнечные дети, мы лучше всех на свете. Мы играем целый день, нам играть совсем не лень»; «Нам лучики солнечные светят, сияют, развивать мелкую и общую моторику детей помогают»; «Рано солнышко встаёт, нам здоровье бережёт»; «С Солнышком играем, детей развиваем»; организация выставок различной тематики: «Соберём урожай», «Цветы осени», «Игрушки моих родителей», «Ёлочка – красавица», «С юбилеем, Рябинушка!», «Новый год в гостях у сказки». | участие в совместной деятельности с родителями и педагогами семейного клуба «Солнышко»; совместное творчество с родителями. | Презентации семейного опыта: «Отдыхаем и играем вместе»; «Игра с ребёнком в жизни нашей семьи»; «Упражнения для профилактики плоскостопия – рано солнышко встаёт, нам здоровье бережёт», «Развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»; совместное творчество: выставка поделок; |
контрольно-диагностический | подбор и проведение диагностических методик. | - Короткова Н.А., Нежнов П.Г. «Оценка развития детей на основе наблюдений в свободной деятельности по сферам инициатив» (творческая инициатива). | |
регулятивно-коррекционный | - сбор аналитического материала; - внесение корректив в планирование работы семейного клуба; - планирование работы на перспективу: создание условий для развития творческой самореализации всех субъектов образовательного процесса. | рекомендации специалистов. |
[1] См: Интернет сайт: Творческая самореализация личности. Реферат.
[2] См: Интернет сайт: Самореализация человека – процесс творческий/ Самореализация.
[3] См: Интернет сайт: Там же.
[4] См: А.С.Макаренко. О воспитании. М., 1988 г. стр. 22-23.
[5] См: Е.А.Аркин. Родителям о воспитании. М., 1957г. стр. 63- 71.
[6] См: Интернет сайт: Статья «Современные подходы к организации взаимодействия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ НА НОЯБРЬ ПО ТЕМЕ: «Я И МОЯ СЕМЬЯ», «МОЙ ДОМ, МОЙ ГОРОД». 01.11.2012 – 06.12.2012
формировать представление о семье, называть свое имя, фамилия, отчество, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Развивать гендерные представления. Формировать образ. Уверенность в се...

О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года №761
Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года №761...

План проведения тематической недели « В гостях у сказки» в группе ОРН для детей от 5 до 7 лет. с 5.11.2012 г. по 8.11.2012 г.
Программное содержание: Расширять кругозор детей; Развивать умение воспроизводить по памяти ранее полученную информацию; Развивать речь, воображение, фантазию;Уточнить знания народных и авторских ска...

Конспект познавательного занятия с элементами алгоритмики. (занятие с использованием логоробота Пчёлка для детей 6-7лет) Тема: «Робот пчёлка идёт на помощь»
Конспект занятия составлен в форме занимательного квеста - игры. Выполняя, различные задания дети применяют ЛОГОРОБОТА пчёлку. Закрепляют умения программировать робота, програмировать логоробота по ал...

Методическая разработка познавательного занятия с элементами алгоритмики (занятие с использованием логоробота Пчёлка) для детей 6-7лет "Робот пчёлка идёт на помощь"
Занятие направлено на развитие у детей первоначальных умений и навыков решения логических и алгоритмических задач....