« Особенности развития речи детей в игровой деятельности в условиях внедрения ФГОС»
материал (младшая группа) на тему
Игра обладает уникальными возможностями для развития речи в дошкольном возрасте. Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_rmo_09.10.2015g.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Тополек» структурное подразделение МБДОУ «Детский сад Пчелка» с.Александров-Гай Саратовской области
Доклад на тему:
« Особенности развития речи детей в игровой деятельности в условиях внедрения ФГОС»
Воспитатели: Мамешева Р.Д.
Тасбекова А.С.
Дата: 09.10.2015г.
Время: 9ч.15 мин.
Особенности развития речи в игровой деятельности с внедрением ФГОС
Игра обладает уникальными возможностями для развития речи в дошкольном возрасте. Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Игра способствует:
- закреплению навыков пользования инициативной речью,
- совершенствованию разговорной речи,
- обогащению словаря,
-формированию грамматического строя языка и т. д.
Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета,— так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений. Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.
Таким образом, если в качестве цели мы выбираем развитие речи через сюжетно-ролевую игру, то мы должны таким образом строить сюжет игры, чтобы в нее были включены элементы и игры-драматизации, хороводной и дидактической игры.
Некоторые дети в силу разных причин требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности. Например, одни - неуступчивы, поэтому не могут играть коллективно. Интерес к игре у них неустойчив. Поэтому в процессе игры воспитатель много разговаривает с такими детьми, в результате чего у ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в игре развивается речевая активность детей.
Кроме того, в сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их действия и отношение между ними. При этом нужно стремиться, чтобы дети комментировали свои действия: "Мама наливает чай"; "Шофер едет на машине», «Мама одевает дочку на прогулку» и т.п.
Действующие лица в игре появляются путем ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребенка, игрушки или окружающих детей и взрослых. "Я буду мама, а ты моя дочка",— говорит девочка, определяя свою роль и роль подруги. "Это у нас шофер",— решает ребенок, усаживая куклу в автомобиль.
Первоначально игровая деятельность детей носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих. Обучение детей сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия и обязательно проговариваем: "Уложим куклу спать"; "Напоим куклу чаем", «Кукла Катя заболела, ее надо полечить»… Усвоив эти действия, ребенок в состоянии играть самостоятельно.
Игру необходимо сопровождать рассказом о содержании самих действий: "Эта кукла Катя. Катя хочет спать. Куда положим Катю? Спать надо на кровати?"
Учитывая, что у детей снижено понимание обращенной речи, необходимо следить за тем, насколько ребенок понимает взрослого. С этой цель воспитатель просит его называть или показывать игрушки, о которых идет речь в игре.
Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование игрушками или предметами-заместителями самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая воспитателя, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому.
Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а воспитатель сопровождал бы словом не только свои действия, но и действия ребенка: "Я качаю Катю. Оля качает Катю. Юля качает Катеньку" и т.д.
Руководя сюжетно-ролевыми играми, воспитатель дает качественную оценку действию ("Я легко глажу волосы"; "Кукла прыгает высоко"), обращает внимание детей на порядок выполнения ("Развязываю пояс на платье, расстегиваю пуговицы на платье, снимаю платье с Кати"). Когда ребенок наблюдает, совершает разнообразные действия и при этом еще и слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.
В целях развития речи воспитателю следует давать ребенку образец диалога с игрушкой: "Я глажу Катю. Вот так: по головке глажу Катю. Не плачь, Катя. Жалею Катю. Обнимаю Катю. Катя не плачет. Смеется Катя!" Если игра проводится впервые, то необходимо "проиграть" весь речевой сюжет на глазах у детей. Когда речевой сюжет или его фрагмент "проигран" полностью, его можно повторить уже с участием детей, побуждая их к выполнению игровых действий: “Погладь Катю. Вот так погладь Катю. Пожалей. Скажи: не плачь, Катя!” (сравните с первым образцом речи). Таким образом, воспитатель одновременно демонстрирует образцы и речевого, и игрового поведения.
В ходе игры воспитатель должен искренне перевоплощаться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребенка, заставить его сопереживать. Взрослый, взяв на себя игровую роль, способствует переводу неорганизованных действий в собственно игровые, показывает необходимость участия в игре речи.
Необходимым условием успешного развития речи детей в игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т. д. В старшем дошкольном, а иногда и в младшем возрасте наряду с сюжетными игрушками, нужно использовать предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики, кирпичики, цилиндрики и т.д.).
По мере овладения детьми игрой воспитателю следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Пример. Дети играли в с/р игру «Больница» (мл.возраст). Я включилась в игру, сказав, что заболела. Алена и Соня тут же подошли и уточнили, что болит. Я сказала, что голова болит и горло. Тогда они предложили мне сесть, под спину положили подушечку: «Так тебе будет хорошо», укрыли кукольным одеялом, «заварили» чай с лимоном, положили мёд из «бочонка» в чашку с чаем. Вместо бочонка они использовали цилиндрик из строителя, а затем под мышку стали засовывать кирпичик. Я спросила, что это? Они говорят: «Температуру будем мерить». Я спрашиваю, а где градусник? Они так удивленно на меня посмотрели и отвечают: «А это что?». Т.е. у детей уже сформировано умение пользоваться в игре предметами-заместителями.
Принимая во внимание характер игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте, детям нужно давать такое количество игрушек, которое могло бы удовлетворять их индивидуальные запросы. Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы. Примерами таких игр могут быть: "День рождения куклы", где все дети танцуют и поют; "Поезд", где все дети—пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают. В игре "Магазин игрушек" дети, "купив" игрушку, затем играют с ней; причем игрушку получит тот, кто правильно попросит ее у "продавца".
Дидактические игры должны быть направлены на овладение предметными действиями. Как правило, после таких игр дети переносят полученные навыки в сюжетно-ролевую игру. Поэтому с куклой можно провести целую серию игр, воспроизводя в них сюжеты из реальной жизни: "Оденем куклу на прогулку", "Уложим куклу спать", "Напоим куклу чаем".
Приведу несколько примеров построения сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие речи.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Сюжетно ролевая игра магазин является одной из любимых детских игр. Здесь можно решать целый комплекс воспитательных, образовательных и развивающих задач.
Строим магазин. Его конструкция может быть любая – коробка, дом из конструктора и т.д. Рассказываем детям, какие магазины бывают (продуктовый, магазин игрушек, магазин мебели). Ставим на витрину товар. Знакомим малыша с работой продавцов, кассиров, грузчиков. Обращаем внимание на культуру общения между покупателем и продавцом. Вводим новые слова: касса, чек, витрина. Расплачиваемся за товар деньгами.
Развитие игры – знакомство с ролью директора магазина. Он принимает на работу, делает заявки на получение товара, следит за качественной работой.
Еще один вариант – покупка по описанию. Чтобы купить какой-либо товар в магазине, опишите его: этот предмет круглый, у него есть стрелки и цифры, говорит он «тик-так».
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Сюжетно ролевая игра больница способствует развитию интереса и уважения к профессии врача, помогает преодолеть у ребенка страх перед врачами, а также помогает наладить малышам совместную игровую деятельность.
Беседуем с ребенком о профессии врача. Читаем Чуковского «Айболит», смотрим м/ф. Строим в нашем городе больницу, аптеку, поликлинику. Мишка заболел, у него болит горло. Он идет на прием к врачу. Врач осматриваем больного, назначает лечение, пишет рецепт. Называем приборы врача – статоскоп, шприц. Рассказываем о роли медсестры (она выполняет указания врача, помогает ему). Мишка идет в аптеку. Вводим новые термины – фармацевт, кассир. Он покупает там лекарства. Если Мишка сильно болен, то врач его кладет в больницу. Там его врач лечит. Обсуждаем, почему он попал в больницу, как этого можно было избежать. Рассказываем о профессии санитарки.
В следующий раз у Зайки заболел зубик. Говорим о различных специальностях врача – терапевт, окулист, стоматолог, хирург. Лечим Зайку.
Скорая помощь помогает больным, отвозит их в больницу.
Сюжетно-ролевая игра «Автомобильный транспорт»
Знакомство с разными видами автомобильного транспорта. Загадываем загадки для детей о транспорте, читаем стихи, рассказы, сказки; знакомим с дорожными знаками, частями дороги Говорим о профессии водителя. Строим дороги, ставим дорожные знаки. Берем игрушечные машины: «Скорая помощь», «Милиция», «Почта», «Хлеб» и т.д. Они все едут по своему назначению. Обращаем внимание на пешеходный переход, светофор, дорожные знаки. Вот мы едем, а светофор не работает. Здесь знакомим с понятием «регулировщик». Чтобы на дорогах был порядок, существуют сотрудники ГБДД. Новые термины – полицейская фуражка, палочка, радар, водительское удостоверение.
Сюжетно-ролевая игра «Строительство»
Знакомим ребенка со строительными профессиями. Возьмите несколько игрушек. Скажите малышу: «Давай построим для них дом». Строительный материал может быть разный – конструктор, кубики. Знакомим со строительными специальностями – плотник, крановщик, сварщик, каменщик. Говорим о том, что на стройке нужен подъемный кран. Он поднимает тяжелые блоки и кирпичи вверх. Им управляет крановщик. Распределяем роли – водители привозят строительный материал на стройку, строители – строят дом. Приезжает машина-цементовоз (говорим о том, для чего).
Можно строить гаражи для игрушечных машинок. Они должны быть разного размера. По окончанию постройки проводим математическую игру – «Каждая машина в свой гараж». На гаражах можно повесить номера. Таким образом. Ребенок закрепляет знание про цифры и порядковый номер.
По аналогии строятся все игры. Конечно же, чтобы дети играли с интересом, чтобы игра развивалась, и в ней принимало участие как можно больше детей, должна быть проведена огромная предварительная работа, особенно, по развитию речи, потому что «развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Итак, между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативная деятельность как способ развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС
Признание самоценности дошкольного возраста и отношение к нему как к уникальному периоду развития личности определяют задачу расширения возможностей каждого ребенка в установлении ...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педаг...
«Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ...
Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО» 2017– 2018 учебный год.
В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первонач...
ПЛАН РАБОТЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГА «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»»
Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.Задачи:Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методи...
Тема самообразования: "Развитие речи детей посредством игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО"
Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения инновационных дида...
План самообразования на тему "Развитие речи детей посредством игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО"
Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения инновационны...