«Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
материал (средняя группа)
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
Воспитатель:
Хабалова Алана Германовна
2019– 2020 учебный год
Тема: Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Актуальность:
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей,
- процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
- обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;
- активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,
обобщать, классифицировать, анализировать).
Группа: средняя
Сроки: 2019-2020 учебный год
Ожидаемые результаты:
- детей:
- активизация познавательного интереса дошкольников;
- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; - формирование элементарных математических представлений.
- воспитателя:
- повышение своего теоретического познания в области математики;
- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
- пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;
- оформление центра «Занимательная математика»
Этапы работы:
1.Организационный этап
Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
1. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.
2.Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.
3.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.:ВАКО, 2005 г. — 208 с.
4.«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
5.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
6.Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.
7. Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.
8. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.Н. П. Холина «Игралочка».
9. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.
10.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
11.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.
2.Перспективный план работы на 2019- 2020 учебный год с детьми
СЕНТЯБРЬ
- Проведение первичной диагностики.
- Анализ и оформление результатов диагностики.
- Составление перспективного плана работы.
ОКТЯБРЬ
- Изучение литературы по теме самообразования.
- Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.
- Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм»)
НОЯБРЬ
- Проведение занятий с использованием счетных палочек.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.
- Подготовка картотеки занимательного математического материала.
- Вечер развлечений «Путешествие Знайки и Незнайки»
ДЕКАБРЬ
- Оформление уголка занимательной математики в группе.
- Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки)
- Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение сказки
ЯНВАРЬ
- Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.
- Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»)
ФЕВРАЛЬ
- Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».
- Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.
- Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала («Что лишнее? », «Объемные блоки Дьенеша»)
МАРТ
- Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»
- Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»
- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры)
АПРЕЛЬ
- Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»
- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
- Игры на воссоздание силуэтов «Танграм».
МАЙ
- Оформление документации
- Проведение итоговой диагностики
- Анализ, оформление результатов диагностики.
- Коррекция и разработка перспективного плана на следующий год
3. Накопительно-практический этап:
Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей среднего дошкольного возраста (в течение года).
Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).
Работа с детьми.
Сроки | Содержание работы | Использование д/игр | |||
|
|
|
|
| |
Сентябрь | Мониторинг начальных знаний об элементарных | Дидактические | игры | на | |
октябрь | математических представлениях. | усвоение понятия «цвета»: | |||
|
| «Сделаем | кукле бусы», | ||
|
| «Цветная вода», «Цветные | |||
|
| палочки». |
|
|
|
|
|
| |||
ноябрь | Объединение предметов в группу по цвету, форме, | «Найди пару», «Разложи по | |||
| размеру. | коробочкам». |
|
| |
|
|
| |||
декабрь | Выделение части группы. Нахождение «лишних» | д/игра «Что лишнее?», «Что | |||
| предметов. | изменилось?» |
|
| |
|
|
|
|
| |
январь | Знакомство с понятиями «один», «много». | Дидактические | игры | по | |
|
| развитию | количественных | ||
|
| представлений: «В лес за | |||
|
| грибами», «Малина для | |||
|
| медвежат», «Угости зайчат». | |||
|
|
|
|
|
|
февраль | Сравнение групп предметов | по количеству | Дидактические | игры | по | |
| (столько же, больше, меньше). |
| развитию | равенства | на | |
|
|
| основе сопоставления | двух | ||
|
|
| групп предметов: «Угостим | |||
|
|
| белочек | грибочками», | ||
|
|
| «Жучки | на | листиках», | |
|
|
| «Бабочки и цветы». |
| ||
|
|
|
| |||
март | Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, | Дидактические | игры: | |||
| формирование умения соотносить цифру с | «Подбери | дорожки | к | ||
| количеством. |
| домикам», |
| «Почини | |
| Формирование представлений о непосредственном | коврик», «Мостики для | ||||
| сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – | зайчат», «Подбери дорожки | ||||
| короче, шире – уже, выше – ниже). |
| к домикам». |
|
| |
|
|
|
| |||
апрель | Знакомство с геометрическими фигурами: круг и | Дидактические | игры: | |||
| шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, | «Геометрическое | лото», | |||
| овал. |
| «Разложи | фигурки | по | |
| Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, | домикам», «Катится – не | ||||
| формирование умения соотносить цифру с | катится», «Найди пару по | ||||
| количеством. |
| форме». |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
май | Формирование пространственных | представлений: | Дидактические | игры | на | |
| на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи- | расположение |
| в | ||
| внутри, за-перед и др. |
| пространстве: | «Возьми | ||
| Количественный и порядковый счет от 1 до 5. | игрушку», |
| «Магазин | ||
| Сравнение предыдущего и последующего чисел. | игрушек». |
|
|
| |
|
|
| Дидактические | игры | на | |
|
|
| умение соотносить цифры с | |||
|
|
| количеством: «Следопыты», | |||
|
|
| «Строители», | «Магазин | ||
|
|
| игрушек». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа с родителями.
1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и | В течение года | |||
демонстрационного материала. |
| |||
|
| |||
2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед по запросам родителей. | В течение года | |||
|
| |||
3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль | Ноябрь | |||
дидактических игр в воспитании детей дошкольного |
| |||
возраста». |
| |||
4. Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала» | март | |||
5.Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни» | Февраль | |||
6. Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников» |
| |||
7. Оформление центра «Занимательная математика» | В течение года | |||
8. Изготовление папки передвижки по математике для родителей | Апрель | |||
9.Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойство предметов» | В течении года | |||
|
|
|
|
|
Работа с педагогами
• Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
- Проведение открытого занятия по ФЭМП
4.Заключительный этап
Подготовить отчет по теме самообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2017-2018_god.docx | 41.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
Воспитатель:
Хабалова Алана Германовна
2019– 2020 учебный год
Тема: Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Актуальность:
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей,
- процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
- обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;
- активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,
обобщать, классифицировать, анализировать).
Группа: средняя
Сроки: 2019-2020 учебный год
Ожидаемые результаты:
- детей:
- активизация познавательного интереса дошкольников;
- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; - формирование элементарных математических представлений.
- воспитателя:
- повышение своего теоретического познания в области математики;
- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
- пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;
- оформление центра «Занимательная математика»
Этапы работы:
1.Организационный этап
Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
1. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.
2.Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.
3.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.:ВАКО, 2005 г. — 208 с.
4.«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
5.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
6.Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.
7. Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.
8. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.Н. П. Холина «Игралочка».
9. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.
10.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
11.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.
2.Перспективный план работы на 2019- 2020 учебный год с детьми
СЕНТЯБРЬ
- Проведение первичной диагностики.
- Анализ и оформление результатов диагностики.
- Составление перспективного плана работы.
ОКТЯБРЬ
- Изучение литературы по теме самообразования.
- Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.
- Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм»)
НОЯБРЬ
- Проведение занятий с использованием счетных палочек.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.
- Подготовка картотеки занимательного математического материала.
- Вечер развлечений «Путешествие Знайки и Незнайки»
ДЕКАБРЬ
- Оформление уголка занимательной математики в группе.
- Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки)
- Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение сказки
ЯНВАРЬ
- Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.
- Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»)
ФЕВРАЛЬ
- Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».
- Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.
- Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала («Что лишнее? », «Объемные блоки Дьенеша»)
МАРТ
- Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»
- Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»
- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры)
АПРЕЛЬ
- Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»
- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
- Игры на воссоздание силуэтов «Танграм».
МАЙ
- Оформление документации
- Проведение итоговой диагностики
- Анализ, оформление результатов диагностики.
- Коррекция и разработка перспективного плана на следующий год
3. Накопительно-практический этап:
Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей среднего дошкольного возраста (в течение года).
Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).
Работа с детьми.
Сроки | Содержание работы | Использование д/игр | |||
Сентябрь | Мониторинг начальных знаний об элементарных | Дидактические | игры | на | |
октябрь | математических представлениях. | усвоение понятия «цвета»: | |||
«Сделаем | кукле бусы», | ||||
«Цветная вода», «Цветные | |||||
палочки». | |||||
ноябрь | Объединение предметов в группу по цвету, форме, | «Найди пару», «Разложи по | |||
размеру. | коробочкам». | ||||
декабрь | Выделение части группы. Нахождение «лишних» | д/игра «Что лишнее?», «Что | |||
предметов. | изменилось?» | ||||
январь | Знакомство с понятиями «один», «много». | Дидактические | игры | по | |
развитию | количественных | ||||
представлений: «В лес за | |||||
грибами», «Малина для | |||||
медвежат», «Угости зайчат». | |||||
февраль | Сравнение групп предметов | по количеству | Дидактические | игры | по | |
(столько же, больше, меньше). | развитию | равенства | на | |||
основе сопоставления | двух | |||||
групп предметов: «Угостим | ||||||
белочек | грибочками», | |||||
«Жучки | на | листиках», | ||||
«Бабочки и цветы». | ||||||
март | Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, | Дидактические | игры: | |||
формирование умения соотносить цифру с | «Подбери | дорожки | к | |||
количеством. | домикам», | «Почини | ||||
Формирование представлений о непосредственном | коврик», «Мостики для | |||||
сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – | зайчат», «Подбери дорожки | |||||
короче, шире – уже, выше – ниже). | к домикам». | |||||
апрель | Знакомство с геометрическими фигурами: круг и | Дидактические | игры: | |||
шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, | «Геометрическое | лото», | ||||
овал. | «Разложи | фигурки | по | |||
Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, | домикам», «Катится – не | |||||
формирование умения соотносить цифру с | катится», «Найди пару по | |||||
количеством. | форме». | |||||
май | Формирование пространственных | представлений: | Дидактические | игры | на | |
на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи- | расположение | в | ||||
внутри, за-перед и др. | пространстве: | «Возьми | ||||
Количественный и порядковый счет от 1 до 5. | игрушку», | «Магазин | ||||
Сравнение предыдущего и последующего чисел. | игрушек». | |||||
Дидактические | игры | на | ||||
умение соотносить цифры с | ||||||
количеством: «Следопыты», | ||||||
«Строители», | «Магазин | |||||
игрушек». | ||||||
Работа с родителями.
1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и | В течение года | |||
демонстрационного материала. | ||||
2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед по запросам родителей. | В течение года | |||
3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль | Ноябрь | |||
дидактических игр в воспитании детей дошкольного | ||||
возраста». | ||||
4. Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала» | март | |||
5.Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни» | Февраль | |||
6. Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников» | ||||
7. Оформление центра «Занимательная математика» | В течение года | |||
8. Изготовление папки передвижки по математике для родителей | Апрель | |||
9.Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойство предметов» | В течении года | |||
Работа с педагогами
• Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
- Проведение открытого занятия по ФЭМП
4.Заключительный этап
Подготовить отчет по теме самообразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педаг...
Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО» 2017– 2018 учебный год.
В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первонач...
проект по самообразованию «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность»
Содержание1. Информационная карта проекта………………………………………&helli...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
Развите математических способностей у детей через игровую деятельность ....
«Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО» средняя группа
Самообразование...
Перспективный план работы с детьми по теме самообразования "Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность".
Перспективный план на год по работе с детьми по теме самообразования "Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность"....
План по самообразованию педагога на тему «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
Задачи:- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкол...
- Мне нравится (1)