Использование игровых методов и технологий на занятиях с дошкольниками в фольклорном ансамбле «Купалинка».
методическая разработка на тему
Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых технологий, методов и приемов обучения, выбор которых определяется возрастными особенностями дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_3.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В.А. Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». 1
Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых технологий, методов и приемов обучения, выбор которых определяется возрастными особенностями дошкольного возраста.
Возрастные особенности дошкольного возраста.
Это возраст активного развития физических, познавательных способностей ребенка и общения со сверстниками. Игра является основным способом познания окружающего мира. Дошкольный возраст – это сензитивный период, т.е. наиболее благоприятный для какой-либо деятельности.
В этом возрасте ребенок:
- Продолжает активно познавать окружающий мир, который для него пока сложен и малообъясним.
- Часто привлекает к себе внимание, поскольку ребенку нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее отсутствия внимания, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохим» поведением.
- С трудом может соизмерять собственные «хочу» с требованиями взрослых, и поэтому все время проверяет прочность выставленных педагогом границ, желая заполучить то, что хочет.
- Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
- Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть в социальные игры, подражая взрослым. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.
- В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж.
Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка.
1. [Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение,1985.-175с.]
Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, это способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
При использовании игрового метода обучения дошкольников иногда возникают такие трудности: дети могут увлечься игрой и легко перейти от цели к мотиву, в этом случае игра теряет свое образовательное содержание, превращается только в развлечение. Поэтому на занятиях всегда надо рационально сочетать игровые и неигровые методы, помня о функциях игры:
- Самая главная функция — обучающая. Она обеспечивает усвоение знаний и умений и развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания, воображения).
- Мотивационная функция способствует созданию благоприятной атмосферы на занятии, превращает занятие в увлекательное приключение.
- Коммуникативная функция объединяет детей, способствует установлению эмоциональных контактов, формирует навыки общения.
- Диагностическая функция выявляет проблемы в развитии детей, позволяет педагогу изучать особенности личности ребенка в раскрепощенной форме.
- Релаксационная функция снимает напряжение при интенсивном обучении.
- Коррекционная функция вносит позитивные изменения в структуру личности ребенка.
Хотелось бы немного остановиться на теоретических аспектах этих понятий.
Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Метод обучения (от греч. Metodos) – буквально: путь к чему-либо. Под «методами обучения» (дидактическими методами) часто понимают совместную деятельность педагога и учащегося, направленную на достижение ими образовательных целей.
Игровые методы в обучении детей делятся на:
- дидактические игры,
- подвижные игры,
- игры-забавы, инсценировки (воображаемой ситуации).
В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода.
Приемы:
а) Внесение и обыгрывание игрушек
б) Создание игровых ситуаций
в) Сюрпризность, эмоциональность
г) Внезапность появления, исчезновение игрушки
д) Изменение местонахождения
е)Показ предметов в разных действиях
ж)Интригующие обстановки
з) Прием «эхо»
Из выше сказанного можно сделать вывод: обучать детей дошкольного возраста надо в игре, чем я и руководствовалась при написании образовательной программы (для детей 4-7 лет), разработке и составлении учебного материала, а так же максимально использовала игровые методы и приемы обучения в подборе дидактических игр.
Несколько слов о программе фольклорного ансамбля «Купалинка».
В программе поставлены следующие цели и задачи:
Цель:
воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней;
привлечь внимание к народной педагогике, имеющей большую воспитательную и образовательную ценность.
Задачи:
1) Развивать:
музыкальные способности (слух, чувство ритма, темпа, выразительности, использование шумовых музыкальных инструментов);
хореографические способности (связь ритма, заданного темпа с музыкой, песней, особенности пластики движения ног, рук, корпуса);
игровые способности (умение перевоплощаться, коллективное творчество, игра по правилам, сочетание различных жанров народного творчества в игре, развитие фантазии, выдумки...);
певческие (вокальные) способности (манера звукоизвлечения, унисонное пение, слушание этнографического материала, подражание народным исполнителям, мастерство сольного пения, ансамблевое пение, пение с инструментами);
исполнительские способности (умение показать творческую индивидуальность, умение сочетать все виды исполнительского мастерства - пение, танец, игра, слово, элементы народного театра, сцены народного театра; умение ощущать себя в пространстве).
2) Способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры.
3) Формировать у детей миропонимание, используя средства народной педагогики, близкие образы народной культуры.
Форма обучения
Формой обучения является учебное занятие продолжительностью 30 минут.
Программа предполагает занятия 1 раз в неделю.
Содержание программы составляет 5 основных разделов:
1.Народная песня и ее режиссура.
Знакомство детей с народными песнями, несложными по содержанию и ритмическому рисунку.
2.Народная хореография.
Овладеть простейшими элементами народной плясовой пластики.
3. Народные игры.
Вызывать положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.
4. Народные музыкальные инструменты.
Знакомить с различными музыкальными инструментами.
5. Календарные праздники.
Участие в русских календарных праздниках с детьми старшего возраста, учащимися в фольклорной студии «Купалинка».
Рассмотрим более детально игровые методы и приемы обучения детей на занятиях по фольклору в рамках учебного занятия.
Название ансамбля звучит, как «КупалИнка», в честь маленькой волшебницы - лесной феи. Есть одна очень красивая легенда: в Купальскую ночь в лесу расцветает «папарать кветка» (цветок папаратника), и тот, кому повезет её отыскать, станет самым счастливым. Он сможет понимать язык животных и птиц, и все его желания исполнятся. И именно в купальскую ночь волшебница Купалинка может помочь отыскать заветный цветок, а вместе с ним и клад. С нами учится куколка Купалинка, которая помогает нам становиться добрее и счастливее, находить сокровища, разучивая песни и танцы, помогает узнавать о культуре и прошлом нашей страны.
Каждое учебное занятие выстроено в форме путешествия к кому-либо или чему-либо, чтобы найти очередные сокровища нашей национальной культуры, так как это лейтмотив всех занятий.
Знакомство с Купалинкой, конечно же, проходит на самом первом занятии, и в нем используется несколько методов и приемов - инсценировки, рассказа, объяснения, иллюстрации, сюрпризность и эмоциональность, внезапность появления игрушки, интригующая обстановка, создание игровой ситуаций (далее ребятам предлагается начать путешествие и на первом занятии приступить к поиску первой «жемчужинки»). Приём внезапного появления куклы Купалинки своей неожиданностью, необычностью вызывает чувство удивления, ведь ее можно не только рассмотреть, но ещё потрогать, и даже загадать желание, подержавшись за ее волшебный платочек. С каждым занятием у нас «драгоценностей» становится всё больше, и мы стараемся их показать всем на открытых занятиях, концертных выступлениях и конкурсах.
Формы и методы отслеживания результатов
- анализ педагогом работы учащихся на занятии, выполнения домашних заданий, анализ итогов концертных и конкурсных выступлений;
- самоанализ учащихся;
- контрольное занятие (перед концертным выступлением);
- беседы и опросы родителей;
- составление диагностической карты на каждого ученика (для отслеживания освоения учебной программы);
- отчетные концерты;
- открытые занятия для родителей;
- итоговый концерт для родителей;
- участие в фольклорных праздниках вместе с детьми старшего возраста;
- участие в ежегодном городском смотре дошкольных творческих коллективов учреждений дополнительного образования детей «Мир моего детства» в номинации «Веселая карусель».
Структура учебного занятия.
В структуре занятия происходит чередование различных видов детской деятельности, она определяется программой, общевоспитательными и образовательными задачами каждой возрастной группы. Структура занятия включает в себя:
- Организацию начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизацию внимания (приветствие педагога с детьми; вопрос о самочувствии и настроении детей; вопрос: «Посмотрите внимательно, а что же принесла сегодня Купалинка?»).
- Мотивация учебной деятельности детей (например, вопрос, познавательная задача, задание детям – отгадайте загадку: «Куда сегодня мы отправимся за сокровищами?»).
- Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей (например, «А вы знаете, что…»).
- Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием - осознанное усвоение нового учебного материала (установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция, например разучивание песни или танца).
- Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми - закрепление новых знаний.
- Использование бесед и практических заданий - формирование целостного представления знаний по теме, осмысление выполненной работы.
- Педагог совместно с детьми подводит итог занятия - анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы.
- Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности, содержания и полезности учебной деятельности.
- Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий.
План-конспект интегрированного учебного занятия
по фольклору для детей 5-6 лет.
Пояснительная записка: в данном занятии происходит интеграция нескольких видов и жанров народного творчества, а именно - народной песни и ее режиссуры, народной хореографии с простейшими элементами народной плясовой пластики, народными играми и прикладного народного творчества.
Тема: «Весёлое путешествие».
Цель: использовать разные виды деятельности детей (речевую, музыкальную, игровую, коммуникативную); дать представления о домашних животных, живущих в деревне; некоторых видах транспорта; о традиции встречи гостей с караваем. Познакомить с русскими народными песнями – играми «Купим мы бабушка тебе курочку», «Месим тесто», «Как во нашем дому», «На машине ехали». Пробудить интерес к народному творчеству и фольклорному исполнительству.
Задачи: воспитывать интерес к русской бытовой культуре, национальным традициям и обычаям. Вызывать положительную эмоциональную отзывчивость, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом. Развитие звуковысотного слуха - учить интонировать несложные мелодии, построенные на поступенном движении вверх и вниз.
Оборудование:
1. Стол для реквизита
2. Ноутбук
3. Магнитофон
4. Рояль и балалайка
5. Сундук с реквизитом
Дидактический материал: картинки с изображением машины, лошадки, парохода, самолета, деревни (села). Игрушки: курочка, уточка, индюшонок, котик, собачка, поросенок, бычок. Вышитый рушник и каравай.
Перечень вводимых понятий: село, каравай, домашние животные, живущие в деревне, каравай, рушник.
Ход урока:
№ п/п | Этапы учебного занятия | Содержание |
1 | Этап организации начала занятия | Приветствие педагога с детьми. Сообщение темы и о том, что все мы отправляемся в гости к бабушке в село (деревню). |
2 | Подготовительный | Начало путешествия. - А на чем же мы отправимся? Отгадайте загадку: Бежит Егоза. (Дети дают ответ ещё и на вопрос: «Как называют человека, который управляет машиной?»). Все дети «берут руль» в руки, становятся настоящими водителями и под аккомпанемент балалайки поют первый куплет песенки «На машине ехали», выполняя действия по тексту. |
3 | Основной |
- Давайте и мы с вами вместе испечем вкусный каравай. Наш хоровод, в котором вы стоите, теперь станет большой кастрюлей, и мы туда положим необходимые ингредиенты для того, чтобы замесить тесто: яйца, молоко, муку, соль (дети каждый продукт озвучивают, делая дыхательную гимнастику).
|
4 | Итоговый |
- А где же вы побывали? И что же интересного видали и делали? (Дети отвечают на вопросы). Слушая ответы учащихся, педагог диагностирует их, и делает выводы: насколько эффективно были применены дидактические методы на данном занятии. |
План-конспект интегрированного учебного занятия
по фольклору для детей 4-5 лет.
Пояснительная записка: в данном занятии происходит интеграция нескольких видов и жанров народного творчества: народная песни и ее режиссура, народная хореография с простейшими элементами народной плясовой пластики, народные игры.
Тема: «Лесное путешествие к Купалинке».
Цель: использовать разные виды деятельности детей (речевую, музыкальную, игровую, коммуникативную); дать представления о животных, которые живут в лесу. Познакомить с русской народной песней «Летели две птички» и играми «Я по лесу пойду», «Змея», « Я рыжая лисица». Пробудить интерес к народному творчеству и фольклорному исполнительству. Учить двигаться в соответствии с характером музыки, продолжать формировать навык слушать музыкальное произведение до конца и рассказывать о чем оно.
Задачи: вызывать эмоциональную отзывчивость, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом. Побуждать детей произвольно следить за выполнением «трех правил хоровода». Формировать восприятие и воспроизведение ритмического рисунка в речевых играх. Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых образов.
Оборудование:
1. Стол для реквизита
2. Ноутбук
3. Магнитофон
4. Рояль и балалайка
5. Сундук с реквизитом
Дидактический материал: кукла Купалинка, плакат с изображением лесных обитателей, картинки-подсказки лесных животных (медведь, заяц, лиса, волк, белка, змейка), напечатанный на листе текст песни для каждого учащегося.
Перечень вводимых понятий: хоровод, «три правила» хоровода, дикие животные и их повадки.
Ход урока:
№ п/п | Этапы учебного занятия | Содержание |
1 | Этап организации начала занятия | Приветствие педагога с детьми. Сообщение о том, что сегодня мы отправляемся в гости к Купалинке в лес, и она познакомит нас со своими друзьями. |
2 | Подготовительный | Начало путешествия.
|
3 | Основной |
|
4 | Итоговый | Подведение итогов путешествия (что видели, что понравилось). Каждый учащийся получает лист с текстом песни «Ой, летели птички», для более тщательного разучивания дома с родителями. |
Заключение.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
Игра – это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются организационные навыки, умение взвешивать обстоятельства. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие ребенка в целом.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных воспитательных и учебных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области народной культуры и фольклора, научит его выполнять различные действия, разовьет память, мышление, творческие способности.
В этом докладе я рассмотрела непосредственное влияние игровых методов на изучение детьми фольклора. На основании этого можно сказать, что не один метод не дает такого положительного эффекта, как игровой.
Отрадно заметить, что, несомненно, интерес к народной культуре с каждым годом растет (если 3 года назад у меня было 3 группы по 6-10 человек, то в этом году программу реализую в 5 группах по 10-15 учащихся).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практику по теме "Технология речевого развития с использованием игровых методов и приемов"
Семинар-практикум предназначен для воспитателей и специалистов дошкольных учреждений...
Технология использования игровых методов в формировании представлений основ пожарной безопасности у детей младшего дошкольного возраста
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания.За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые в той или иной степени проис...
Мастер-класс для педагогов: «Использование игровых методов и приемов в элементарном музицировании дошкольников».
Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ....
Технология использования игровых методов в формирования лексико-грамматических компонентов речи и навыков самостоятельного высказывания у дошкольников с ОНР
Данная технология применяется в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи....
Использование игровых методов для развития художественно-творческих способностей дошкольника
Консультация Использование игровых методов для развития художественно-творческих способностей дошкольника...
Мастер-класс для педагогов: «Использование игровых методов и приемов в элементарном музицировании дошкольников»
Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ....
«Использование игровых методов для развития художественно – творческих способностей дошкольника»
Консультация для родителей....