Использование игровых методов для развития художественно-творческих способностей дошкольника
консультация

Скиба Ольга Александровна

Консультация Использование игровых методов для развития художественно-творческих способностей дошкольника

Скачать:


Предварительный просмотр:

“Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека”, - так писал выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский.                                                                   

Насколько успешен будет процесс воспитания, зависит от умения, творческого потенциала педагога и от того, какие формы работы он использует, какие методы и приемы считает наиболее эффективными. Вхождение ребенка в мир музыкального искусства будет проходить легко и радостно через «волшебный мостик» игры.

По мнению Н.А. Ветлугиной, музыкальная игра является «одним из средств, которым можно пользоваться при обучении программным умениям, одной из форм игровой деятельности, которая радует, интересует детей, одним из условий, способствующих развитию художественно-творческих и музыкальных способностей.

Игровые методы и приемы способствуют:

- налаживанию гуманного стиля общения взрослого и ребенка, т.к. приобщение детей к ценностям музыкальной культуры несовместимо с натаскиванием, муштрой, окриком;

- развитию внимания, мышления, воображения, музыкальных и творческих способностей, эмоциональной отзывчивости на музыку в свободной, непринужденной обстановке;

-сохранению физического и психического здоровья детей.

Эффективность применения игровых методик требует от педагога хорошей профессиональной подготовки.

Педагог:

- должен хорошо знать возможности детей группы и в соответствии с этим подбирать игровой обучающий материал;

- быть эмоциональным и уметь выразительно показывать игровые упражнения, т.к. это облегчает подражание и эмоционально заряжает детей;

- быть способным к импровизации, т.е. уметь гибко изменять свою позицию: то становясь участником игры, активно увлекающим, показывающим, то просто наблюдая со стороны, незаметно руководя, но не заставляя детей, не оценивая, не сравнивая, не наказывая;

- не допускать «назидательно учительского» тона, т.к. это может нарушить атмосферу доверия детей и ослабить интерес к игре.

Каждый вид музыкально – игровой деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности. Кроме того, каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух (музыкально-слуховые представления) развивается с помощью тех видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства — пении и игре на музыкальных инструментах по слуху. Ритмическое чувство находит выражение, в первую очередь, в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности, в наибольшей степени - в процессе восприятия музыки и музыкально-ритмических движениях. В то же время в развитии музыкальных способностей, формировании начал музыкальной культуры различные виды музыкальной деятельности могут взаимозаменять друг друга. Например, звуковысотный слух может быть развит в пении или в игре на музыкальных инструментах; чувство ритма — в музыкально-ритмических движениях, в игре на музыкальных инструментах, в пении; ладовое чувство — в процессе восприятия музыки, в пении и т. д. Сведения о музыке и музыкальной деятельности можно давать детям в процессе восприятия, исполнительства, творчества.

Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей. Как уже отмечалось, восприятие предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Оно осуществляется во внутреннем плане. Опора на восприятие в других видах деятельности обеспечивает взаимосвязь внешних и внутренних действий, способствует музыкальному развитию детей. Музыкально-игровая деятельность делится на два важнейших воспитательных средства: игру и музыкальное искусство. Таким образом, музыкально-игровая деятельность – это особое пространство, в котором, с одной стороны, работают механизмы игровой коммуникации, с другой – эмоциональная энергия музыки. Игра обладает мощным социализирующим потенциалом. В игре ребёнок «примеряет» на себя разные гендерные роли, а музыка помогает полнее прочувствовать эти разные роли, благодаря своему свойству «глубоко проникать в душу» (Платон).

В музыкальной игре учить детей понимать и невербально выражать разнообразные эмоциональные состояния, развивать эмпатию, сочувственно относиться к окружающим, уметь подстроиться к партнёрам по игре, а также вырабатывать стремление к победе, желание добиться результата. Музыкальные игры таят в себе большие возможности для творческих проявлений детей. Действия персонажей подсказываются изобразительным характером пьесы. Инсценировка песен связана с их содержанием. Дети увлекаются сюжетом и возможностью активно самим играть, с удовольствием ищут средства для передачи образов. В сюжетно - ролевой игре старшие дошкольники выбирают тему под влиянием различных музыкальных заданий («ищем таланты», «концерт»), распределяют роли и сюжет получает свое развитие. В играх–драматизациях каждый ребёнок самостоятельно исполняет свою роль, а затем все дети выбирают лучших исполнителей. С большим интересом дошкольники играют в музыкально – дидактические игры. Мои наблюдения за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста показали, что в отличие от младших дошкольников они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально – дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулировать правила игры, проявлять способность к импровизации. Большую выдумку и фантазию дети проявляют в речевых играх, играх с именами. Речевые игры - наиболее доступное и первейшее средство предпосылок к умению импровизировать. Самая первая импровизация – это словесная фантазийная игра, которая выражается в добавлении нового слова или строчки для создания версии любимого стиха или песни, в поиске слова, подходящего по ритму к заданной модели. Затем дети образовывают различные комбинации из цепочки слов, ритмично произносят текст на фоне звучащей музыки. Очень увлекательное занятие для детей – «танцевать» стихи. Одни дети импровизированно танцуют, другие сопровождают их танец импровизацией на музыкальных инструментах. Игры с именами дают возможность ребенку представить себя в различных ролях, «примерить» на себя эти роли, найти свой образ, свой стиль. В этих играх каждому ребенку уделяется внимание других участников игры: представленный им образ тут же копируется всеми. Дети любят играть в такие игры, часто придумывают их сами. Инструментальное творчество проявляется, как правило, в сиюминутном творчестве. Условие, обеспечивающее успешное инструментальное творчество – владение навыками игры на инструментах.

На занятиях дети с удовольствием играют на нетрадиционных шумовых инструментах. Детей привлекают не только звучание инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей – либо помощи извлекать из них звуки. Дошкольники любят веселье, смех, движение, их привлекают необычные по виду музыкальные инструменты, они хотят играть и творить, у них есть свой собственный интерес к музыке. Исполнение песен, слушание музыки, танцевальные импровизации, творческое озвучивание стихотворений сопровождается игрой на шумовых инструментах. Дети на занятиях по очереди становятся то танцорами, импровизирующими движение, то музыкантами, аккомпанирующими движению. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Коробочки с крупой рассказывают, как осенью грустно шуршат под ногами листья, баночки с горохом изображают гром, скорлупки грецких орехов – песню дятла, из звона хрустального бокала рождается волшебная музыка. Дети преображаются на таком музыкальном занятии: распахивают свои сердца, способные видеть музыку и «танцевать» стихи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование игровых методов для развития у дошкольников мотивации к деятельности".

Почему ребенок не хочет выполнять то или иное задание или поручение на занятии или в любом виде деятельности?Ответить  на этот вопрос поможет данная консультация:"Игровые методы, упражнения, испо...

Использование «Прозрачного мольберта» для развития художественно-творческих способностей дошкольников

На сегодняшний день рисование на прозрачном мольберте широко используется воспитателями в работе с дошкольниками и является инновационной технологией....

Презентация. Использование игровых технологий в развитии музыкально-творческих способностей дошкольников.

Использование игровых технологий в развитии музыкально-творческих способностей дошкольников....

Проект самообразования на тему: «Волшебная проволока. Использование синельной проволоки для развития художественно — творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Проект самообразования на тему: «Волшебная проволока. Использование синельной проволоки для развития художественно — творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»...

Консультация «Использование арт материалов по развитию художественно творческих способностей детей»

laquo;Использование арт материалов по развитию художественно творческих способностей детей»...

Использование камешков МАРБЛС в развитии художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста

Детям нравится фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки, так, чтобы был виден процесс и результат труда Применение шариков МАРБЛС в процессе обучения позволяет сделать работы детей ин...