Мастер-класс для педагогов: «Использование игровых методов и приемов в элементарном музицировании дошкольников»
учебно-методический материал
Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_2.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов:
«Использование игровых методов и приемов в элементарном музицировании дошкольников»
«Музыка – это эмоциональное познание,
а не интеллектуальное.
Она интуитивна и бессловесна,
музыка чувствуется,
а не понимается умом».
Т.Э. Тютюнникова.
Цель: Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Задачи:
- представить участникам мастер-класса методы и приёмы элементарного музицирования;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике;
- создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.
Педагог-мастер: Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Использование игровых методов и приемов в элементарном музицировании дошкольников»
Цель: Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Задачи:
- представить участникам мастер-класса методы и приёмы элементарного музицирования;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике;
- создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.
А сейчас я хочу предложить Вам окунуться в мир детства. Сыграть в оркестре на музыкальных инструментах русскую народную мелодию.
Педагоги играют на музыкальных инструментах.
- Прошу Вас поделиться своими впечатлениями.
На своем примере вы убедились, какое это увлекательное занятие.
Думаю, я не открою большого секрета, что все дети с радостью и желанием любят играть в оркестре. Инструменты могут быть разнообразны, при отсутствии фабричных не плохую службу могут сослужить самодельные. В наше детском саду в каждой группе, конечно же, есть такие самодельные инструменты, которые можно использовать в элементарном музицировании. Хочу представить вашему вниманию несколько видов шумовых самодельных инструментов.В интернете их большое разнообразие, где можно подобрать по возрастным категориям детей и дополнить свои музыкальные уголки.
Идея создания самодельных музыкальных инструментов и методики работы с ними, принадлежит немецкому музыканту и педагогу К. Орфу, заключающийся в синтезе музыки, движении и слова.
В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми, с целью активизации музыкального развития и творчества детей. В наше время методика К. Орфа имеет своихпоследователей и единомышленников. Одной из лучших программ по элементарному музицированию, является методика Т.Э. Тютюнниковой. Программа эта создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования, развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала.Основой методики Т.Э Тютюнниковой являются: различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных эпох и стилей, современная танцевальная музыка.
Известно, что максимальное проявление индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности – творчества. В настоящее время девизом педагогической деятельности становится: «Меньше обучать – больше взаимодействовать». Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.
Что же такое элементарное музицирование?
Элементарное музицирование – это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная или «созерцательная». Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Элементарное музицирование предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, и оно дает педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития творческих способностей.
Основными видами деятельности творческогомузицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.
На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический подход.
Итак, в каких творческих заданиях можно использовать элементарное музицирование?
Рассмотрим несколько примеров:
- Пример: Музыкальные зарисовки (Звучащие жесты).
Активизируя творческую активность детей, можно использовать прием создания музыкальных зарисовок. Из различных упражнений и песенок создается картинка того или иного явления из окружающей жизни.
«Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело.
Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.
Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки..и т.д.
Прежде чем озвучивать текст, ребятам нужно сказать, что в этой веселой игре они сами будут придумывать и изображать разные звуки, которые можно услышать весной. Конечно необходимо познакомить детей с игрой, можно даже привести примеры озвучивания текста. Только когда дети уяснят что нужно делать, педагог говорит текст, а дети его озвучивают.
«Весенние голоса»
Пригрело весеннее солнышко(поднять руки вверх)
Зазвинела капель («Кап! Кап!»- произносить высоко, стучать пальчиком по ладошке)
С пригорка побежал веселый ручеек («бл-л-л» на одном дыхании пропевать сверху вниз и обратно)
Выбрались из-под коры жучки(ж-ж-ж – низким голосом), Букашки(з-з-з – высоким голосом),
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало(шур-шур-шур – трут ладошками)
Вылез ежик(сопеть носиком).
Лес наполнился птичьими голосами:
Большие птички-воробушки запели громко - «Чик-чирик! Чик-чирик!» (низким голосом).
Маленькие птенчики им повторяли – «Чик-чирик! Чик-чирик!» (высоким голосом)
Вот и пришла весна(каждый изображает свой «весенний звук» –выбирают звук сами).
2. Пример: Озвучивание стихотворений или сказок.
Участникам мастер-класса предлагается стихотворение С. Маршака «Апрель», онопрочитывается, подбираются подходящие по тембру ДМИ и озвучивается стихотворение.
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель. –треугольник
По полям бегут ручьи, - глиссандо по металлофонам
На дорогах лужи – металлофон
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи. – тихое шуршание любым предметом
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник. – трещотки, маракасы
Стали птицы песни петь – свистулька, дудочка
И расцвел подснежник. - колокольчик
Варианты озвучивания могут быть разными. Темп чтения стихотворения с сопровождением замедляется.
Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя.
Предлагаю вашему вниманию более сложный вариант –
3. Пример: Озвучивание рассказа по репродукциям картин.
Перед вами картина В. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Однажды Машенька взяла своего братика Ванечку погулять. Пошли они через поле в лесок. | деревянные ложки |
Стали собирать ягоды, грибы, аукаться, | дудочки |
Птичек слушать, | свистульки |
Не заметила Машенька, как набежали тучи, | погремушки |
Потемнело кругом, загремел гром, | барабан |
Тут посмотрела девочка на небо и ахнула, | барабан |
Взяла Ванечку за ручку и побежала. | деревянные ложки |
Маленький Ванечка скоро устал, заплакал | румба |
А тучи все темнее, гром все громче | усиление звучания барабана |
Тогда схватила сестренка братика, Посадила себе за плечи | деревянные ложки |
И припустилась со всех ног по полю | ускорение темпа |
Сверкали молнии, шумел ветер, гремел гром | маракас, барабан |
Упали первые капли дождя, было страшно | румба |
Но Машенька не бросила малыша, Добежала до деревни, И когда начался ливень | тремоло на треугольнике |
Брат и сестричка были уже дома | глиссандо на металлофоне |
4.Пример: Играть в оркестре всегда интересно и весело, не требует специальной подготовки. Сейчас существует большое разнообразие музыкальных видео игр. И я хочу вас познакомить с одной из таких музыкальных игр, которые вы можете использовать в развлечениях с детьми. Возьмите необходимые инструменты и играем только на тех инструментах, которые вы увидите на экране.
Видео «Веселая полечка»
5. Пример: И ещё одно оригинальное творческое задание - вашему вниманию.
Каждый ребенок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолет, машина, поезд и т.д. и передает его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.
6. Пример: В завершении я предлагаю поиграть в «Бумажном оркестре». Это не требует большой подготовки, необходимо только небольшие листы бумаги и, конечно фонограмма музыкального материала. Дети должны предварительно познакомиться с произведением, прослушать его и отметить строение произведения (характер музыки, сколько частей?) Можно показать несколько способов игры на бумаге.
Фонограмма:
На этой веселой ноте мы заканчиваем свое практическое занятие.
Конечно, говорить о внедрении системы обучения К. Орфа в полном объеме в условиях дошкольного образовательного учреждения нецелесообразно, но элементы системы Карла Орфа очень органично вписываются в задачи современного дошкольного образования.
И подытожить вышесказанное хочется словами Карла Орфа:
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».
Рефлексия. Предлагаю педагогам оценить результат мастер – класса.
Цель – обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на мастер-классе.
На столе имеются фломастеры и безликие маски. Педагогам предлагается дорисовать маски так, чтобы она отражала их впечатление от того, что они узнали на мастер-классе. На обратной стороне маски педагоги выражают свои впечатления от увиденного и услышанного на мастер-классе с помощью рисунка или текста.
Мне было приятно с вами работать! Спасибо!
Используемая литература:
- «Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей» Игры звуками. – СПБ.: Музыкальная палитра, 2003.
- «Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Монография.» – М.: УРСС, 2003.
- «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» - Материалы семинара №1 – Москва 2009.
- С.В. Конкевич «Элементарное музицирование как средство творческого развития ребенка» - СПБ.: Музыкальная палитра, 2004.
- Internet ресурс: www.orff.ru
- Internet ресурс: http://topreferat.znate.ru/docs/index-39174.htm.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование игровых методов и приемов при обучении детей дошкольного возраста»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование игровых методов и приемов при обучении детей дошкольного возраста»...
Мастер-класс для педагогов: «Использование игровых методов и приемов в элементарном музицировании дошкольников».
Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ....
Мастер – класс для родителей средней группы Тема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики, направленной на профилактику нарушения осанки»
Конспект мастер-класса для родителей средней группы Тема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики, направленной на профилактику нарушения осанки&r...
Мастер – класс для родителей 2ой младшей группы Тема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики, направленной на профилактику нарушения осанки»
Мастер – класс для родителей 2ой младшей группыТема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики,направленной на профилактику нарушения осанки»...
Мастер – класс для родителей 2ой младшей группы Тема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики, направленной на профилактику нарушения осанки
Мастер – класс для родителей 2ой младшей группыТема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики,направленной на профилактику нарушения осанки...
Мастер-класс на тему: «Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников»
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлени...
Мастер-класс "Развитие речевой активности детей раннего и младшего возраста с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ"
Мастер-класс«Развитие речевой активности детей раннего и младшего возраста с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия фо...