Социокультурное пространство Кронштадта: на пути к безбарьерной образовательной среде.
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsiokulturnoe_prostranstvo_kronshtadta.docx | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Социокультурное пространство Кронштадта: на пути к безбарьерной образовательной среде.
Народная мудрость гласит:
«Дерево питают корни, а человека Родина».
B последнее время значительно выросло внимание к решению проблемы создания безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Понимая безбарьерную среду, как среду, доступную для всего населения, мы не ограничиваются только понятием доступности зданий и сооружений. Напротив, «безбарьерность» рассматривается как возможность участвовать в общественной, производственной, творческой жизни родного города и страны, получить достойное образование и квалифицированную работу, вести полноценную и насыщенную жизнь.
Многолетний опыт работы в коррекционной школе позволяет отметить, что дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) более других нуждаются в адаптации к окружающей среде; в разрушении барьеров между ними и миром, возникающих из-за особенностей их физического и умственного развития. Обучающиеся коррекционной школы нуждаются в том, чтобы рядом с ними были надежные помощники и добрые друзья-педагоги, не позволяющие им растерять уверенность в себе и самостоятельность. Именно комплексная, целенаправленная, своевременная, систематическая коррекционная работа с учётом индивидуальных особенностей детей помогает им осмыслить окружающий мир и происходящие в нём события. Нам очень хочется передать ребятам свои знания, научить их понимать и любить свою Родину, познать истоки истории родного города, почувствовать окружающий их мир и свою сопричастность к нему.
Таким образом, существенно возрастает значимость краеведения в воспитании подрастающего поколения. Знание истории родного края помогает понять многие процессы, происходящие в современном мире.
Мы с моей коллегой, учителем Вдовиченко Ириной Николаевной, вместе работаем уже 5 лет, нами накоплен большой опыт по изучению истории родного города. В этом году мы начали работать в первом классе ЗПР по программе ФГОС. Наша цель – за 4 года вывести наших детей на уровень их сверстников, которые обучаются в общеобразовательной школе. У детей, пришедших в первый класс, наблюдается нарушение внимания, памяти, логического мышления.
В начале учебного года на одном из уроков дети изучали букву «П», и как было не спросить у маленьких кронштадтцев об основателе нашего города. Но на вопрос учителя о том, кто изображен на фотографии, посыпались неожиданные ответы: «Пушкин!», «Путин!». Оставить эту ситуацию без своего внимания и участия мы не могли.
Да, дети у нас особенные, особенно чувствуют, запоминают, особенно понимают и рассказывают. Что греха таить – ОСОБЕННО ведут себя подчас. И не только в классе, но и на улице. Однако все это не становится непреодолимым барьером, когда речь идет о становлении такой черты личности как любовь к родине.
В своей работе мы учитываем географические особенности нашего города, его привязанность к морю и флоту, особую роль в исторических событиях страны и Санкт-Петербурга.
Комплексный подход позволяет проводить обучение и воспитание по нескольким направлениям.
Направления нашей работы.
Первое направление. МОЯ СЕМЬЯ - МОЙ ДОМ. Как и в любой другой школе.
Второе направление – ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛЮДИ НАШЕГО ГОРОДА
1) Иоанн Кронштадтский;
2) Посещение музея-кабинета А.С.Попова;
3) Морской музей – посещение интерактивного музея, знакомство с историей подводного плавания. У нас в городе существует музей, соответствующий одновременно и требованиям времени, и задачам коррекционного образования. Владимир Шатров, директор музея, проводит экскурсии, построенные согласно возрастным и психологическим особенностям. Для лучшего понимания и запоминания материала нашим учащимся необходимо потрогать экспонат руками, попробовать его в действии ,им нужно услышать доступный рассказ о его применении. В музее удалось заинтересовать детей непосредственным контактом с экспонатами. При чутком участии работников музея дети примеряли шлем подводника, осваивали водный велосипед, пробовали поднять сапоги водолаза.
4) День снятия блокады Ленинграда.
Третье направление – НАША ИСТОРИЯ
1) Совместные занятия с Центральной детской библиотекой и ДДЮТ (развитие творческих способностей, участие в соревновании, развитие способности конкурировать и стремиться к победе);
2) Итоговая игра «Мы из Кронштадта».
Четвертое направление – РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Работать по такой схеме можно и во втором, третьем, четвертом классе, добавляя и расширяя информацию в соответствии с возрастом ребенка, его индивидуальными особенностями, умением ориентироваться в пространстве родного города.
Цель:
Уменьшение социальной депривации, создание условий для развития самостоятельности детей, их адаптация в окружающей среде. Формирование нравственных убеждений и развитие познавательного интереса младших школьников к истории и культуре родного города.
Задачи:
- воспитание в учениках самостоятельности,
- преодоление барьеров и развитие у детей уверенности в себе, умение ориентироваться в пространстве города, самостоятельности;
- стать для детей источником знаний и помощником в социальной адаптации;
- приобщить учащихся к истории и духовным ценностям родного края;
- воспитывать уважение к культуре и традициям, природе и истории края;
Общие принципы нашей работы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предлагающий сотрудничество взрослого и ребенка;
- принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- принцип систематичности и последовательности – знания даются в определенной последовательности (сложное следует за простым и наглядным, один и тот же вопрос рассматривается несколько раз, на разных уровнях знаний), накапливается определённый запас знаний.
Специфические принципы коррекционно-педагогической работы
- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей (информации о причинах и характере девиации, особенностях взаимоотношений со сверстниками и взрослыми);
- деятельностный принцип коррекционной работы определяет, что исходным моментом является организация активной деятельности ребенка, создание необходимых условий для его ориентировки в сложных конфликтных ситуациях, выработка алгоритма социально приемлемого поведения;
- принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, оно активный его компонент, составная часть системы целостных социальных отношений. Его отклонение в развитии и поведении есть не только результат его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на них окружающих. Успех коррекционной работы без сотрудничества с родителями или другими взрослыми оказывается либо недостаточно эффективным.
Методы работы:
- словесные – рассказ, беседа, сообщение. Эти способы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
- наглядные – демонстрация рисунков, плакатов, коллекций, осмотр памятников, посещение музеев и архитектурных памятников. Эти методы дают более детальное обследование объектов, запоминающееся, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления;
- практические – изготовление поделок, рисование, создание плакатов, участие в спектаклях и играх. Практические методы способствуют воплощению теоретических знаний, их закреплению.
Хочется сказать, что та работа которую мы проводим, в первую очередь позволяет детям раскрепоститься, реализовать свои творческие способности, социально адаптироваться, стать более самостоятельными, заинтересованными в получении знаний. Также это способствует повышению уровня сформированности личности ребенка как патриота, гражданина, обладающего чувством гордости, ответственности и любви к своей Родине.
Главное доказательство тому – успешное продолжение обучения наших воспитанников в общеобразовательных школах. Выпускники начального звена коррекционной школы умеют проявлять самостоятельность, работать в коллективе, видеть в учителе друга и помощника, успешно учатся в общеобразовательной школе наравне со здоровыми детьми.
Доказательство тому победа выпускника 425 школы, который занял первое место во всероссийском конкурсе по биологии среди учащихся 9 классов. Ещё один из наших бывших учащихся окончил школу с серебряной медалью. А начинали они свою школьную жизнь в нашей школе, в коррекционном классе. Много лет обучающиеся нашего ОУ участвуют в городских, районных и всероссийских творческих конкурсах, часто получают призовые места и благодарности.
Из всего сказанного можно сделать вывод: успешная коррекционная работа приносит свои плоды. Осмелюсь утверждать, что работа по изучению родного города – важнейшее звено деятельности педагога. Работая с коррекционными детьми, очень остро понимаешь, что наш город-остров для многих из них станет тем миром, где пройдет вся жизнь. Только единицы уедут, а большинству надо найти все, что важно в жизни человека, именно здесь.
Мир может и должен быть доброжелателен к ним. А значит, ребята из других школ должны с нами дружить. Именно безбарьерная среда позволит нашим выпускникам стать полноправными участниками жизни общества, семьи, их будущих детей.
Конечно, не всё так получается, как бы нам хотелось. Но если мы будем работать вместе и поможем нашим мальчишкам и девчонкам найти себя, не заблудиться в этом сложном мире, значит, труд наш не напрасен. И коррекционная школа не будет казаться чем-то непонятным и ужасным. И родители спокойнее и охотнее приведут сюда свои детей, потому что поверят нам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание безбарьерного образовательного пространства для детей с ОВЗ.
Доступная или безбарьерная среда, по определению В.Н. Куницина, в широком смысле — это среда, которая создаёт лёгкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. С точки зрения проблемы инв...
Анализ предметно - развивающей, доступной безбарьерной образовательной среды, в соответствии требованиям ФГОС дошкольного образования. Проектирование модели - центра предметно - развивающей среды группы
Предметно - развивающая среда - это система условий, обеспечивающая развитие ребенка....
ECERS: Новые пути исследования дошкольной образовательной среды
Апробация шкал ECERS-R проводилась впервые в нашей стране в 2014-2015 году лабораторией развития ребенка Института системных проектов Московского городского педагогического университета (руководитель:...
Технология построения социокультурного пространства как средство создания вариативной образовательной среды в ДОУ
Актуальность темы заложена в Федеральном Государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) дошкольного образования. Одной из задач ФГОС дошкольного образования (далее ДО) является формирование со...
Особенности организации «безбарьерной» образовательной среды для учащихся с ОВЗ
Инклюзивное образование - это образовательный процесс, направленный на устранение барьеров и полное включение всех лиц с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и их социа...
ECERS: Новые пути исследования дошкольной образовательной среды
Апробация шкал ECERS-R проводилась впервые в нашей стране в 2014-2015 году лабораторией развития ребенка Института системных проектов Московского городского педагогического университета (руководитель:...