Психолого-педагогические основы познавательного развития детей.
консультация на тему
Ведущей деятельностью ребенка в раннем возрасте является предметная деятельность, она определяет психическое развитие ребёнка. Предметная деятельность создаёт благоприятные условия для развития личности ребенка- речи, мышления, познавательной активности. Задача педагога помочь ребенку овладеть предметными действиями требующими преодоления спонтанной активности. Ребенок осваивает предметные действия знакомясь с бытовыми предметами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические основы познавательного развития детей.
Ведущей деятельностью ребенка в раннем возрасте является предметная деятельность, она определяет психическое развитие ребёнка. Предметная деятельность создаёт благоприятные условия для развития личности ребенка- речи, мышления, познавательной активности. Дети младшего дошкольного возраста активно экспериментируют с предметами, их привлекает яркость, качества и свойства предметов. Знакомство с новым предметом, его рассматривание позволяют ребенку обобщить свой познавательный чувственный опыт, овладеть сенсорными эталонами цвета, формами, величины. Задача педагога помочь ребенку овладеть предметными действиями требующими преодоления спонтанной активности. Ребенок осваивает предметные действия знакомясь с бытовыми предметами.
Предметы и игрушки должны способствовать развитию органов чувств и формированию разнообразных умений. Богатая и разнообразная развивающая среда стимулирует малыша к различным действиям, способствует обогащению его чувственного опыта, развитию мышления. Необходимо предусмотреть , чтобы игрушки и материалы находились в открытом доступе и размещены так, чтобы у детей возникало желание действовать с ними. Педагог и родители должны поддерживать чувство удивления и радости от открытия предметного мира, обеспечить постепенный переход от предметного восприятия к простейшему сенсорному анализу.
Для развития интеллектуально – творческого потенциала в группе должна быть создана предметно-развивающая среда , которая обеспечивает активное и полноценное развитие детей.
Предметно – пространственной среда должна соответствовать возрастным особенностям детей. Организация образовательного пространства обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх ,эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей.
Куклы: имитирующие ребенка 2-3 лет (40-50 см), с подвижными частями тела, имитирующие ребенка-младенца (голыш). Животные выполненные в реалистическом образе из разного материала. Коляски для кукол.
Уголок «Ряженья» - который позволяет развивать творческую активность, невербальную фантазию и даёт возможность к самовыражению детей.
Спальня (для игровых действий, игры с куклами): кроватки с постельными принадлежностями. Шкаф для одежды, пеленки, одежда для кукол мальчиков, девочек. Набор кухонной посуды, набор овощей и фруктов.
Гараж: различные машины, набор инструментов: гаечный ключ, молоточек, отвертки, насос, шланг.
Легкий модульный материал – мягкие объемные геометрические фигуры разных цветов и размеров.
Напольный конструктор (крупный строительный материал): крупные транспортные игрушки – автомобили грузовые, легковые.
Настольный конструктор (мелкий строительный материал, ЛЕГО): мелкие транспортные игрушки и сюжетные фигурки
Для экспериментирования: формочки (замораживание), различные емкости (наливание, переливание), камешки (тяжелый - тонет, легкий - не тонет),ракушки, глина, песок.
«Интеллектуального развития и творчества»
Книжный уголок: 1-2 экземпляра одинаковых по содержанию книг (по программе, любимые) в толстом переплете; сюжетные картинки.
Театр: настольный театр, плоскостной, би-ба-бо, пальчиковый театр. Музыкальные игрушки : погремушка, плоскостное пианино, гитара; народные игрушки; музыкальные инструменты: металлофон, бубны.
Дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику: рамки и вкладыши, пирамидки, игры- шнуровки.
Дидактические игры: «Лото», парные картинки, пазлы из 3-4 частей.
Для продуктивной деятельности и стремлению к самовыражению есть уголок изодеятельности: доска, мел; белые листы, восковые мелки, глина, пластилин.
Пространство игровой комнаты организованно таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться .
В период с года до трех лет ребенок переживает настоящий интеллектуальный взрыв — он осваивает основы речи, углубляет и расширяет свои знания о мире, учится самостоятельности. Все это мы учитываем при планировании развивающих игр. Особое внимание уделяется творческой деятельности — рисованию пальчиковыми красками и карандашами, лепке, конструированию, а также групповым, парным и ролевым играм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей.
Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей.Для родителей....
«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»
1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...
Конспект открытого занятия по развивающей психолого-педагогической программе «Сенсорно-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Из года в год возрастает количество гиперактивных, тревожных, агрессивных детей, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Сотрудники дошкольного образовательного учреждения обращаю...
Программа психолого-педагогического сопровождения социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста "Быть собой".
Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивноразвиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другимилюдьми является фундаментом...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14008135","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"120","style":"width: 700px; height: 175px;","width":"480"}}]]Поступление ребенка в д...
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ГОДА ЖИЗНИ
Авторы: Л.С.Рычкова, Г.Н.Лаврова«Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2-7 –летнего возраста»( учебно- практическое пособие, Челябинск, 2000 год.)...
Конспект занятия психолого-педагогического сопровождения социально – личностного развития детей старшего дошкольного возраста «Мы вместе».
Цели:- совершенствовать навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимикой) – средствами человеческого общения; - развивать культуру речи в ситуациях приве...