СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СВЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
консультация (подготовительная группа) на тему
Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребёнка с социумом, культурой, как источником развития. Работа по приобщению к социокультурным ценностям и освоению первоначальных представлений социального характера является трудной, актуальной и выполнимой задачей для наших педагогов в свете новых Федеральных образовательных стандартов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
фгос | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Михайлова Лариса Анатольевна
воспитатель МБДОУ «Д/ с «Орлёнок»
СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СВЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Детский сад «Орленок» компенсирующего вида города Абакана посещают дети - инвалиды с различными нарушениями опорно- двигательного аппарата. Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребёнка с социумом, культурой, как источником развития. Работа по приобщению к социокультурным ценностям и освоению первоначальных представлений социального характера является трудной, актуальной и выполнимой задачей для наших педагогов в свете новых Федеральных образовательных стандартов.
Включение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений и приобщение к культурным ценностям нашего народа, осуществляется по нескольким направлениям:
- в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях, связанные с народными традициями и культурными датами: «Праздник урожая «Уртун Тойы», «Рождество», «Масленица», «Праздник Дружбы народов», « День Победы» и т.д.
- в процессе специальных игр - исследований, направленных на развитие представлений о себе, окружающих, взрослых и сверстниках. Например, организация исследовательской деятельности «История утюга», «Как человек приручил животных», «Как раньше хлеб выращивали?», «Почему наш город назвали Абакан?» и логоритмические упражнения с использованием русского и хакасского фольклора;
- в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений. В группе организована работа театрального кружка и в течение года дети участвуют в постановках народных сказок;
- в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности, таких как, уход за огородом детского сада и клумбой на участке;
- вовлечение родителей в образовательную и совместную деятельность, обучающие семинары, «Дни открытых дверей», работа интернет-сайта педагога.
Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без глубокого овладения всем опытом мирового культурного наследия. В процессах формирования личности, значительную роль играет фольклор. Это народные танцы и устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которых дети узнают обычаи и традиции, очень любят играть. Игры для ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются единственным богатым и доступным источником его воспитания. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом. Они развивают внимание, память, мышление, ориентирование в пространстве, то, что необходимо для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Например, игра «Дятел»: играющие выбирают участника, изображающего дятла. Остальные игроки подходят с дятлом к дереву и поют:
Ходит дятел по пашнице,
Ищет зернышко пшеницы,
Не нашел и долбит сук,
Раздается в лесу стук.
Тук-тук-тук!
После этого дятел берет палку и, считая про себя, стучит по дереву задуманное количество раз. Кто из игроков первым правильно назовет число и столько раз обежит вокруг дерева, становится новым дятлом и игра повторяется.
В народных играх развивается общая и мелкая моторика и речь. Например, игра «Малечена- калечена». Играющие, выбирают ведущего. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку длиной 20-30 см. Все произносят такие слова:
Малена – Калена,
Сколько часов осталось
До вечера,
До зимнего?
После слов «до зимнего» дети ставят палочку на ладонь правой или левой руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три… десять!». Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку.
Таким образом, через игру происходит включение ребенка в социум. Формирование общечеловеческих ценностей является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости приобщения к социокультурным ценностям, оно тесно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. На сегодняшний день Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выдвигают игру, как основу организации всех видов деятельности детей, посещающих детские сады. В понятие «игра» вкладывается теперь несколько иной смысл. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают развивающие и коррекционные задачи различных образовательных областей.
Библиографический список
- Русские, народные, озорные, хороводные...: [игры русского народа] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2002. - N 2. - С. 63-65.
- Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей от 5 до 7 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2005. 96 с.
- Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: Книга для родителей. — М., 1993. 226 с.
- Князева О.А., Махнева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры – СПб: Детство - Пресс, 2006. 304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект социально-коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Семья».
В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Реализация данного проекта способствует гармонизации детско...
Статья "Развитие и оздоровление детей через создание эколого-развивающей среды в ДОУ в свете Федерального государственного образовательного стандарта (из опыта работы)"
Важным является положение Стандарта о создании развивающей образовательной среды, которая должна представлять собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Главным компонентом такой сре...
Проект социально-коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Семья».
Проект социально - коммуникативного развития для детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста...
"Социально - коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.(детей с нарушением зрения" Проект "Вместе весело шагать"
Цели-:Повысить качество социально - коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.- Развить целостные и системные представления о социальных нормах и правилах поведения в обще...
Организационно – методические условия по обеспечению социально –коммуникативного развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в ДОО
Социально-коммуникативное развитие воспитанников с ОВЗ в ДОО....
25.03.2023 г. Игра- как средство социально- коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Игра- это одно из ведущих средств всестороннего развития личности...
Консультация "Возможности авторской технологии В.В.Воскобовича в реализации социально – коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"
В данной статье раскрываются широкие возможности игровых технологий В.В.Воскобовича для развития фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, развития связной речи, грамматического строя речи у...