Программа дополнительного образования. Кружок "Радуга эмоций"
методическая разработка (старшая группа) на тему
При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенный уровень развития.
Программа кружка «Радуга эмоций» направлена на развитие коммуникативных качеств – развитие навыков умелого общения, обеспечение чувства защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения, формирования базиса личной культуры.
Воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими собственными эмоциями.
Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_raduga_emotsiy.docx | 34.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кружок «РАДУГА ЭМОЦИЙ»
Пояснительная записка.
При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенный уровень развития. Программа кружка «Радуга эмоций» направлена на развитие коммуникативных качеств – развитие навыков умелого общения, обеспечение чувства защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения, формирования базиса личной культуры. Воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими собственными эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Новизна.
Вместе с тем, работа по развитию эмоциональной сферы традиционно считается прерогативой психологической службы. Однако, не в каждом дошкольном учреждении есть психолог, и даже если он есть, работа по развитию эмоциональной сферы должна стать особой заботой педагога.
Данный опыт является творческим преобразованием современных подходов к вопросу эмоционального развития дошкольников и возможности активного включения их в педагогический процесс воспитателем детского сада, предлагает включение педагогом различных средств эмоционального развития и использование их в течение дня.
Основными средствами обучения детей является игра, тренинги, релаксации, развлечения, практическая деятельность. Данная программа разработана в соответствии с возрастными особенностями детей (базовая программа «Я-ТЫ-МЫ» под руководством О.Л.Князевой, кандидата психологических наук). Программа рассчитана на один год периодичностью одно занятие в неделю, продолжительность 25 – 30 минут во второй половине дня. Численность детей в кружке – 10 человек.
Программа основана на следующих принципах:
- добровольное участие в игре;
- взрослый должен стать непосредственным участником игры;
- многократное повторение игр – необходимое условие данной программы;
- взрослый не должен оценивать детей.
Показателями эффективности работы по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста будет:
- Знание основных эмоций;
- Умение распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам – мимике, пантомимике, жестам;
- Умение разделять эмоции на положительные и отрицательные;
- Обогащение и активизация словаря детей.
Предполагаемый результат:
Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников, снижение тревожности, повышение самооценки, внимательное отношение друг к другу, полноценное развитие личности ребенка через самовыражение и творчество, доброжелательное отношение к окружающим.
Общие сведения о кружке:
Вид – познавательный, театральный, игровой, обучающий
Год занятий – 2013-2015г.
Количество детей – 10
Возраст: 5 – 6 – 7 лет
Место – детский сад
Количество занятий в неделю – 1
Формы организации занятий:
1. Тренинги
2. Этюды
3. Импровизация
4. Рисование
5. Игровая терапия
6. Игры-путешествия
7. Беседы
8. Чтения
9. Релаксация
10. Упражнения
План методической работы
- Работа с методической литературой
- Разработка теоретических занятий
- Составление плана работы кружка
- Подборка атрибутов
- Изготовление пиктограмм, различных игр
Формы подведения итогов
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
1. Начальный контроль (сентябрь),
2. Итоговый контроль (май).
Перспективный план работы кружка
на 2013-2014 учебный год
Цель: Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
- Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом.
- Дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова).
- Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.).
- Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
- Снижение уровня тревожности детей.
- Обучить детей умению находить достоинства в самих себе и других людях, повышение самоуважения детей и самооценки.
Месяц | Тема | Цели | Материал |
Октябрь 1 неделя | «Мое настроение» | Развивать способности понимать свое эмоциональное состояние. Дать детям понятие о настроении. Познакомить с понятием пиктограмма. Показать способы выражать свое настроение при помощи цвета. | Пиктограммы с изображениями различных эмоций |
3 неделя | «Я такой!» | Развивать способности понимать эмоциональное состояние героев сказок, выражать это настроение при помощи цвета. Развивать коммуникативные навыки. | Кубик настроения игра |
2 и 4 недели | «Разноцветное настроение» | Снижение тревожности, эмоционального напряжения. Выражение своего эмоционального состояния при помощи красок. | Краски, гуашь, восковые мелки, поролон. |
Ноябрь 1 неделя | «В гостях у героев сказки» | Развивать способности понимать эмоциональное состояние героев сказок, выражать это настроение при помощи цвета. Развивать коммуникативные навыки. | Рассматривание иллюстраций. Рисование, плоскостные изображения героев сказок |
3 неделя | «Я и моя семья» | Рассматривание себя в зеркале | Рисование Выставка для родителей |
2 и 4 недели | «Дневник моей жизни» | Беседа о режимных моментах в жизни детей | Рисунки детей |
Декабрь 1 неделя | «Радость» | Знакомство детей с эмоцией «радость». Развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние и способность понимать эмоциональное состояние другого человека. Познакомить детей с разнообразием приемов выражения эмоции радости чувства восторга, счастья, используя различные выразительные средства. | Зеркало, пиктограммы, фотографии веселых людей, стихи веселые |
3 неделя | «Дарите радость» | Учить замечать, какое настроение у близких людей, воспитывать чувства сопереживания и сочувствия. Развивать умение передавать эмоциональное состояние радости, используя изобразительные средства. | Ложки с изображением эмоции радости |
2 и 4 недели | «Мне грустно» | Знакомство детей с эмоцией «грусть, печаль». Формировать умение понимать эмоции других людей. Развивать способность выражать эмоцию «грусть» вербально и не вербально. | Зеркало, пиктограммы, фотографии грустных людей, стихи о грусти, |
Январь 3 неделя | «У страха глаза велики» | Знакомство детей с эмоцией «страх», учить выражать чувство страха при помощи этюдов психогимнастики. Снижение уровня эмоционального напряжения с помощью приемов арт- терапии ( сказкотерапия, этюды) | Пиктограммы с изображением эмоции страха, «страшные стихи», «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» Л. Муур. |
4 неделя | «Разноцветные настроения» | Развивать способности понимать различные эмоциональные состояния других людей, выражать разные эмоции при помощи вербальных и невербальных средств. | Рисование «Взлохмаченные человечки» -выставка для родителей |
2 и 4 недели | «Я удивлен» | Знакомство детей с эмоцией «удивление», выражать его при помощи мимики и изобразительных средств. Учить понимать чувства свои и других людей. Развивать положительные взаимоотношения между детьми. Укреплять чувство единства. | Пиктограммы, зеркало, фотографии с изображением удивленных лиц, кукла Антошка |
Февраль 1 неделя | «Я не злюсь, я улыбаюсь» | Знакомство детей с эмоцией «злость», его мимическими и пантомимическими проявлениями. Обучение различным приемам саморегуляции своего эмоционального состояния. Снижение эмоционального напряжения через релаксационные упражнения. | Пиктограммы, фотографии, кукла Антошка, волшебный мешочек |
3 неделя | «Волшебные превращения» | Развивать способности различать эмоциональные состояния других людей, выражать разные эмоции при помощи вербальных и невербальных средств. | Разрезные пиктограммы, кукла Антошка с различными эмоциональными выражениями, ложки, плоскостные изображения кукол из сказок |
2 и 4 недели | «Мои друзья» | Учить замечать, какое настроение у друзей, воспитывать чувства сопереживания и сочувствия. Снизить эмоциональное напряжение. Создать эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого. Развивать коммуникативные навыки. | Рассматривание фотоальбома, изготовленного родителями в союзе с детьми |
Март 1 неделя | «Волшебные маски, волшебные краски» | Учить детей делать маски с разным эмоциональным окрасом при помощи бумаги и изобразительных средств, традиционными и нетрадиционными способами | Шаблоны круглой и овальной формы, краски, гуашь, поролон, печатки, свеча |
3 неделя | «Кто и что тебе нравится» | Формировать умения высказывать свои чувства и желания, воспитывать уверенность в себе в процессе выполнения различных действий | Упражнения –«нравится – не нравится», рисование «люблю – не люблю» |
2 и 4 недели | «Измени себя» | Формировать положительные представления о себе, дать понять, что всегда можно изменить себя внешне и внутренне ,чувства, желания могут меняться по различным причинам | чтениеВ.Осеева»Волшебное слово, пантомима, изготовление альбома «Кем я хочу быть», театрализованные игры по сюжетам произведений |
Апрель 1 неделя | «Театр настроений» | Учить детей драматизировать отдельные небольшие эпизоды из сказки через игру и общение с персонажами, воспитывать нравственные чувства у детей. Закреплять умения передавать эмоциональные настроения героев сказок при помощи мимики, пантомимики. | Чтение сказок, разрезные пиктограммы |
2 неделя | «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» | Развитие взаимопонимания, использование невербальных средств общения – мимика, жесты, пантомимика | Игра |
3 неделя 4 неделя | «Назови эмоцию» | Детям предлагается по картинкам героев сказок определить эмоцию: радость, злость, печаль, удивление, страх | Картинки пиктограммы, разрезные пиктограммы |
Май 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | «Изобрази эмоцию» «Рисуем эмоцию» | Ребенку предлагается поиграть с кубиком, на гранях которого изображены 6 основных эмоций. Какая эмоция выпадет на кубике – ребенок должен изобразить Детям предлагается заполнить листок «Азбука настроения», нарисовать 4 основные эмоции: радость, печаль, злость, удивление. | Кубик с изображением на гранях различных эмоций |
Перспективный план работы кружка
на 2014-2015 учебный год
Цель: Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
- Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом.
- Дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, пантомимика жесты, поза, слова).
- Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.).
- Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
- Снижение уровня тревожности детей.
Месяц | Тема | Цели | Материал |
Сентябрь 3 неделя | «Путешествие в страну этикета» | Развивать навыки общения, учить свободному речевому общению, соблюдать нормы речевого поведения. | Игра с карточками |
Октябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 недели | «Все мы разные» Игра» Снежный ком» «Каким образом мы видим, говорим» «Мое настроение» «Что я люблю» | Выявить знания детей об их организме, что вредно и полезно для зубов. Формирование основ здоровьесберегающего мышления, умения использовать полученные знания для укрепления своего здоровья. | Игра «Лица» Пиктограммы, беседа, рассматривание иллюстраций |
Ноябрь 1 и 2 недели 3 и 4 недели | «Чувства одинокого человека» «Радость и печаль» «Правила доброжелательного поведения» «Цветик-семицветик» «Скажи другому комплимент» | Учить анализировать свое эмоциональное состояние, формировать внимательное отношение к другим людям, во время игр снимать негативные эмоции. | Игра с разноцветными карточками. Чтение «Первый раз». Беседа. Игра «Тень». Игра «Закончи предложение»… |
Декабрь 1 и 2 недели 3 и 4 недели
|
«Герои сказок» «Умники и умницы» | Учить понимать эмоции, которые изображают герои сказок Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни | Герои сказок: Буратино, Бармалей, Карабас-Барабас, Мальвина, тексты стихов, пиктограммы Карточки с различными ситуациями |
Январь 3 и 4 недели | «Интонация» | Знакомство с интонированием речи, сочувствия, внимания, отрицательного отношения к безразличию | Игра «Кто тебя позвал – узнай» Чтение стихов с различной интонацией |
Февраль 1 и 2 недели 3 и 4 недели | «Мимика» Игра «Маски» Ролевое проигрывание ситуаций | Знакомство с мимическими выражениями, развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе | Пиктограммы с различными выражениями эмоции |
Март 1 и 2 недели 3 и 4 недели | «Пантомимика и жесты» Игра «Кто ты?» Игра «Кто это?» Игра «Соберитесь вместе» | Знакомство с понятием пантомимики и жеста, развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе. | Пантомимические этюды «Море волнуется раз…» - игра |
Апрель 1 и 2 недели 3 и 4 недели | «Азбука эмоций» «Волшебные картины» «Какого цвета настроение» | Различать и сравнивать эмоциональные ощущения, рассматривая различные картинки природы, через цветные пленки, развивать воображение | Цветные пленки, картинки с изображением природы. Лепестки различных цветов. |
Май 2 неделя 3 неделя | «Расколдуй девочку» «Собери правильно» «Поиграем с Антошкой» | Расширить представление об основных базовых эмоциях, учить передавать эмоциональное состояние, используя выразительные средства | Изображение лица девочки, глаз, бровей, рта с различными эмоциям, кукла Антошка |
Список используемой литературы:
- Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста». Творческий Центр, Москва, 2004.
- Данилина Т.А. «В мире детских эмоций», АЙРИС ПРЕСС, М.: 2004.
- Князева О.Л, «Я – ты – мы», Методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.
- Кряжева Н.Л. «Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет», Ярославль, Академия Развития, 2001.
- Крюкова С.В., Слободяник И.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Москва, «Генезис»,2003.
- Микляева Н.В. «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Москва 2013.
- Мулько И.Ф. «Социально-нравственное воспитание детей 5 – 7 лет», Творческий центр, Москва 2004.
- Панфилова М.А. «Игротерапия общения», Москва 2000.
- Пашкевич Т.Д. Социально-эмоциональное развитие детей 3 – 7 лет. Совместная деятельность, развивающие занятия. Волгоград, 2015.
- Семенака С.И. «Уроки добра», коррекционно-развивающая программа для детей 5 – 7 лет, Москва. 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Рабочая программа дополнительного образования «Радуга эмоций»
В последнее время наблюдаются сложности в общении между детьми дошкольного возраста. Дети часто не могут правильно оценить эмоциональное состояние своих сверстников и взрослых людей, а также испытываю...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...
Программа дополнительного образования по социально-коммуникативному развитию "В мире эмоций" в группе раннего возраста
Программа дополнительного образования по социально-коммуникативному развитию "В мире эмоций" в группе раннего возраста...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...