Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО. Развитие речи.
методическая разработка по развитию речи на тему

Шумилова Ольга  Александровна
Группа раннего возраста. Развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации образовательного процесса в группе раннего возраста в условиях реализации  ФГОС ДО . Развитие речи.

 Шумилова Ольга Александровна

воспитатель  ГБДОУ детский сад №2 Пушкинского района

 г. Санкт-Петербург

Речь - одно из важнейших достижений детей раннего возраста. Ребенок начинает пользоваться ею во взаимоотношениях с окружающими и речь становится регулятором поведения ребенка. У него возникает масса вопросов: «где?», «куда?», «почему?», «когда?» и т.д. В этот период значительно увеличивается словарный запас, малыши начинают понимать содержание коротких рассказов, сказок, потешек, стихов, употреблять в разговоре предлоги. Для того чтобы все это стало реальностью, необходима разнообразная речевая практика и помощь взрослого.

Для своевременного полноценного развития речи детей раннего возраста крайне важно развивать мелкую моторику рук. Всем нам  известно, что учеными давно доказана связь между мелкой моторикой и развитием речи.  Воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это способствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность мозга, тонизирует весь организм. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Но, конечно же, развитие мелкой моторики не единственный фактор, способствующий развитию речи, необходимо сочетать все в комплексе: много разговаривать в быту, задавать вопросы, выказывать просьбы. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки и плюс к этому развивать мелкую моторику рук. Далее хотелось бы подробнее остановиться на том, какие группы и виды упражнений я использую в своей практике в этой связи:        

  • очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают так называемые «пальчиковые игры». Эти игры очень эмоциональны. Они увлекательны и способствуют развитию творческой деятельности. Взаимодействие слов и движения доставляет детям радость, развивает слух и ритмические способности;
  • Игры со шнурками. Игры – шнуровки широко представлены от шнуровок – пуговиц, до целых домов из фанеры, стены которых пришнуровываются друг к другу, так же на шнурок предлагаем нанизывать различные бусины или макаронины (см. приложение 1);
  • Игры с прищепками. Цель игры – научить ребёнка самостоятельно прищеплять прищепки. Для игры понадобятся деревянные или пластмассовые прищепки. Главное, чтобы ребёнку было под силу их открывать. Также потребуются трафареты из картона. Чтобы малышу было интересно, мы используем трафареты в форме животных, тучки, дерева. Создаваемые образы дети любят обыгрывать в ходе дальнейшей игры. Это также способствует развитию речи, воображения, мышления (см. приложение 2);
  • Игры с математическими планшетами. Полезным и увлекательным занятием будет игра с геобордом. С помощью резиночек на доске создаются разные фигуры и рисунки (см. приложение 3);
  • Игры с различными предметами (пуговицы, палочки, орехи, шишки и т.д.). Играя с мелкими предметами (под внимательным присмотром) малыши развивают не только мелкую моторику, но и пространственно – образное мышление, тактильную чувствительность и творческие способности малыша. Из палочек хорошо получаются звёзды, ёжики, машины и т.д. Желательно, чтобы счётные палочки были не гладкие, а ребристые – это служит дополнительным массажем для пальчиков. Жёлуди, пуговицы и др. можно использовать для выкладывания различных рисунков, как произвольно, так и по схеме. Причём все эти предметы можно использовать и в одном рисунке (см. приложение 4);
  • Пальчиковый театр. Инсценировки пальчикового театра помогают детям адаптироваться в социальной среде. Особенно полезно это деткам раннего возраста, недавно начавшим посещать детский сад – в форме игры можно научить малыша знакомиться и общаться с новыми друзьями, решать конфликты. Хорошо, если роли пальчикового театра будут распределены между несколькими детьми – работа в группе воспитывает толерантность, учит общению (см. приложение 5);
  • Нетрадиционный календарь погоды. Отмечая явления погоды – дошкольники тренируют свои пальчики застёгивая и расстегивая пуговицы, кнопки, замок – молнию. Летом можно пристёгивать цветы, бабочек, зелёные листочки. Осенью – листочки меняем на желтые, добавляем дождик. Зимой пристёгиваем снежинки, снеговика, сугробы. Разнообразие панно зависит только от фантазии взрослого (см. приложение 6);

Рекомендации:

  • Проводить игры нужно эмоционально, доброжелательно. К каждому ребёнку необходимо находить индивидуальный подход;
  • Проводить упражнения следует регулярно, при этом дети быстро осваивают упражнения для развития моторики;
  • Используя игры, нужно не забывать о том, что у малыша две руки. Все упражнения необходимо дублировать: выполняя и правой и левой рукой, вовлекая в работу все пальчики;
  • Заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно; Работа по развитию моторики начинается с освоения наиболее лёгких упражнений, которые включаются в образовательную деятельность: растирание ладошек, поглаживание, сгибание и разгибание пальцев;
  • Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений и использованием мелкого материала;
  • Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребёнка быстро  иссякает;
  • Все упражнения для пальцев мы превращаем в игру, укрепляющую не только руки детей, но и их внимание, память, мышление и воображение;

В данной работе необходимо тесное сотрудничество с родителями. Для этого необходимо в уголке для родителей разместить статьи и образцы игр, провести беседы   для того чтобы и они могли выполнять с детьми эти упражнения во время игр дома. Необходимо рассказать родителям о важной роли развития моторики в речевом развитии дошкольников. Не забывайте хвалить малыша за его старания, за удачно выполненное задание. Поощряйте речевую активность ребенка. Желаем успехов!

Список литературы:

  1. Кривцова Т.А. 200 игр и упражнений для малышей 2-3 лет. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2011. – 64 с.
  2. Ермакова И.А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 32 с.
  3. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для работников яслей-сада. Под ред. Г. М. Ляминой. – М.: Просвещение, 1974. – 240 с.
  4. Гербова В. В., Максаков А. И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: Пособие для воспитателей дет.сада. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение

                 

           

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста.

Особенности организации образовательного процесса  в группах раннего возраста....

Особенности организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В данной статье описываюся особенности организации образовательного процесса с детьми раннего возраста. Рассмотрен алгоритм написания программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Консультация для педагогов "Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста"

Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от возраста....

«Особенности организации образовательного процесса в группе раннего возраста.»

  Раннее детство – особый период в жизни ребёнка. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды. Вся ...

Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста с учётом ФГОС ДО

Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста с учётом ФГОС ДО     Раннее детство – особый период в жизни ребёнка. По насыщенности овладен...

Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста с учетом ФГОС ДО.

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека , когда закладываются важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека....