Семинар для педагогов ДОУ «Мелкая моторика как средство речевого развития»
учебно-методический материал (средняя группа) на тему
Цель данной работы – рассмотреть процесс развития мелкой моторики как средства речевого развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов ДОУ
«Мелкая моторика как средство речевого развития»
• Цель данной работы – рассмотреть процесс развития мелкой моторики как средства речевого развития детей.
• Объект – формирование связной речи у детей.
• Гипотеза: предполагается, что развитие мелкой моторики позволяет более эффективному развитию связной речи.
• Задачи:
• 1. Рассмотреть анатомо-физиологические подходы к вопросу взаимосвязи моторики и речи.
• 2. Изучить методику работы по развитию мелкой моторики.
• 3. Рассмотреть средства развития мелкой моторики
• 4. Заключение.
Прежде чем начать наш семинар. Я хочу попросить взять лист плотной бумаги со стола и обеими руками, как будто лепим снежок, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.
Читается стихотворение:
Раз, два, три, четыре, пять
Мы бумажку будем мять!
Мы бумажку будем мять!
Свои ручки развивать!
Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок) .
В ручку правую возьмём
И чуть-чуть её помнём.
Мы чуть-чуть её помнём
Левой ручке отдаём.
(Берём в левую руку и мнём только левой рукой) .
В ручку левую возьмём
И чуть-чуть её помнём.
Мы чуть-чуть её помнём
И на стол быстрей кладём.
(Убираем смятую бумагу на край стола или )
На бумажку посмотри,
На что похоже говори!
(Дети педагоги на что похожа их смятая бумажка)
1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхнём,
Заниматься мы начнём!
Вопросы воспитателям:
Для чего мы делали это упражнение?
Какие были ощущения, что вы чувствовали при выполнении упражнения?
Тема нашего сегодняшнего семинара практикума:
Мелкая моторика как средство речевого развития
Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей не теряет своей актуальности.
Василий Александрович Сухомлинский писал:
"Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли"
(В. А. Сухомлинский)
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика - это действия, которые выполняют мелкие мышцы ладоней и пальцев рук.
Как связанна мелкая моторика с речью?
Мира. Михайловна. Кольцова 1979 пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.
В настоящее время нейропсихологическими исследованиями различных учёных доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга, общностью функционирования двигательной и речевой систем, а также взаимосвязью формирования речи и моторики в норме и патологии.
Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.
Сенсомоторика
(от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.
Задачи сенсомоторного развития:
• Развитие мелкой моторики рук;
• Развитие координации движения кистей рук;
• Формирование представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
• Активизация сенсорного восприятия, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания.
Как же всё происходит?
сначала развиваются тонкие движения пальцев рук
затем появляется артикуляция слогов
всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев
Таким образом, "есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга".
Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, является стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи.
Методика работы
по развитию мелкой моторики.
Массаж рук
В последнее время в среде педагогов и родителей возрастает интерес к массажу пальцев рук. Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев годовалого малыша, вдвое ускоряет процесс овладения им речью.
Делая массаж, мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Очень полезен массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей.
Что такое ЭНТОПЕДАГОГИКА?
Этнопедагогика — наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов.
Яркий пример тому — потешка о сороке-вороне, которая сварила детям кашу, и те движения, которыми она сопровождается.
А сейчас, я предлагаю вам попробовать не совсем обычный массаж.
Массажные движения мы с вами будем выполнять с помощью хорошо знакомых детям предметов — при помощи карандаша, колючего мячика и прищепок.
Все знают, как дошкольники любят рисовать. А если перед рисованием предложить ребенку поиграть с карандашами, помассировать ладони и пальцы?
Научить детей Самомассаж рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.
Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
Лепка из глины, пластилина и теста
В этом занятии развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук.
Бумажная пластика
Вырезание ножницами, сминание, разрывание и надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики, способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка
Конструирование
В конструировании развивается координация кисти, логическое мышление и пространственное воображение.
Игры с песком
Дети в игре с песком прилагают силу рук, ловкость пальцев, воображение. Происходит релаксация, гармонизация эмоционально – волевой сферы дошкольника, балансировка психических процессов.
Рисование, штриховка раскрашивание картинок
Способствуют лучшей ориентации в условиях двухмерного пространства листа бумаги, готовят руку ребёнка к обучению письму, развивают глазомер, аккуратность.
Нанизывание на леску
Хорошо формирует мелкую моторику рук нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, бисера и выкладывание фигур, создание картин с помощью этих материалов. Делайте вместе с детьми бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов, скрепок и т. д.
Различная игровая деятельность
Игры в мяч, с кубиками, с счетными палочками, мозаикой, приносят пользу ребёнку: развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, формируют у него художественный вкус.
Подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения, которая с каждым годом становится все актуальнее. Поэтому следует уже в дошкольном
возрасте развивать механизмы, необходимые для овладения письмом,
создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/10/picture-561050-1541841631.jpg)
Семинар для педагогов "Влияние мелкой моторики рук на речевое развитие дошкольников"
Семинар для педагогов. Приводятся способы развития мелкой моторики рук которые влияют на развитие речи....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/16/picture-946586-1505571261.jpg)
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство речевого развития детей"
Применение упражнений по развитию мелкой моторики как средства речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/15/picture-867004-1481818296.jpg)
Семинар для воспитателей по теме «Влияние мелкой моторики рук на речевое развитие дошкольников».
Истоки способностей и дарования детей находяться на кончиках пальцев,от пальцев ,образно говоря , идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/02/picture-54893.jpg)
Динамический час для педагогов "Развитие общей моторики, как средство речевого развития у детей с речевыми нарушениями"
Статья содержит практический материал по развитию общей моторики....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/16/picture-782434-1460807094.jpg)
Тема самообразования «Гениальность на кончиках пальцев» (развитие мелкой моторики, как средство речевого развития) 2021-2022 уч.г.
laquo;Гениальность на кончиках пальцев» (развитие мелкой моторики, как средство речевого развития)- тема самообразования...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/16/picture-782434-1460807094.jpg)
Презентация отчета по самообразованию «Гениальность на кончиках пальцев» (развитие мелкой моторики, как средство речевого развития) »
Презентация отчета по самообразованию «Гениальность на кончиках пальцев» (развитие мелкой моторики, как средство речевого развития) »...