Семинар для воспитателей по теме «Влияние мелкой моторики рук на речевое развитие дошкольников».
консультация по развитию речи (младшая группа)
Истоки способностей и дарования детей находяться на кончиках пальцев,от пальцев ,образно говоря , идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар для воспитателей по теме «Влияние мелкой моторики рук на речевое развитие дошкольников».
Выступления.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев, от пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.
Как вы думаете, что является причиной низкого уровня речевого развития у детей? (высказываются педагоги)
Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями.
Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
В наше время можно заметить существенную закономерность – «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.
Исследователями разных стран установлено, а практической подтверждено, что уровень развития речи находиться в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитием мышления ребенка.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.
Значение развития мелкой моторики
• Повышает тонус коры головного мозга.
• Развивает речевые центры коры головного мозга.
• Стимулирует развитие речи ребенка.
• Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
• Способствует улучшению артикуляционной моторики.
• Развивает чувство ритма и координацию движений.
• Подготавливает руку к письму.
• Поднимает настроение ребенка.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Учитывая то, что игра является самым любимым и желанным видом детской деятельности и имеет огромное развивающее значение, несложно понять, в чем заключается ее волшебная сила.
1. Игра для ребенка — это радость и удовольствие.
2. Игра облегчает адаптационный период.
3. Игра помогает установить доверительные отношения с ребенком.
4. Игра способствует становлению целенаправленной деятельности.
5. Игра — окно в мир взрослой жизни.
6. Игра способствует развитию речи.
7. Игра имеет значение для умственного развития.
Мы знаем, что воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр .
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Подготовила воспитатель:
Шарова И.А.
2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/27/picture-540099-1417101282.jpg)
Развитие мелкой моторики как технология речевого развития дошкольников.
Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальце...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/21/picture-271761-1374409664.jpg)
Влияние мелкой моторики рук на речевое развитие детей с ОНР дошкольного возраста.
Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/10/picture-561050-1541841631.jpg)
Семинар для педагогов "Влияние мелкой моторики рук на речевое развитие дошкольников"
Семинар для педагогов. Приводятся способы развития мелкой моторики рук которые влияют на развитие речи....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/10/picture-543292-1418226346.jpg)
Влияние мелкой моторики рук на речевое развитие детей.
В статье говорится,что работу с мелкой моторикой руки у детей нужно начинать с раннего возраста....
Самообразование. Влияние мелкой моторики рук на речевое развитие у детей младшей группы.
Повысить уровень развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста через использование в работе произведений устного народного творчества и пальчиковой гимнастики....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/09/picture-1136348-1699530581.jpg)
Самообразование. Влияние мелкой моторики рук на речевое развитие у детей младшей группы.
Повысить уровень развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста через использование в работе произведений устного народного творчества и пальчиковой гимнастики....
ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТААннотация. В данной статье рассматривается значение и актуальностьразвития речи у детей дошкольного возраста. Обращается вниман...