Проект «Растим будущего читателя»
проект (старшая группа) по теме
Чтение было и остаётся важнейшим средством образования, воспитания и приобщения ребёнка к духовным богатствам человечества. Но в наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема приучения к чтению, создания насущной потребности в этом роде деятельности стоит исключительно остро.
Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей, страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит – вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rastim_budushchego_chitatelya.docx | 27.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Растим будущего читателя»
Пояснительная записка
Чтение было и остаётся важнейшим средством образования, воспитания и приобщения ребёнка к духовным богатствам человечества. Но в наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема приучения к чтению, создания насущной потребности в этом роде деятельности стоит исключительно остро.
Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей, страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит – вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Книга, прочитанная в период дошкольного детства, оставляет более светлый и сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Книга вводит ребенка в мир нравственных отношений, открывает светлые чувства дружбы, общения с разными людьми, жажду справедливости, счастье любить, беречь родную землю. Сострадание помогает стать добрыми по отношению ко всему живому. Но как достучаться до сердца ребенка с помощью книги, если не у всех есть умение слушать литературные произведения, соответственно нет готовности принимать информацию. От педагогов зависит, смогут ли родители в полной мере осознать всю важность общения ребёнка с книгой; научить бережному отношению к книге, желанию слушать взрослого, а в дальнейшем и самому читать произведения. Педагоги просто необходимо информировать родителей, чтобы заинтересовать их по данному направлению, помочь им найти ответы на вопросы: «Что читать?», «Что интересно детям?», «Когда читать?», «Какие новинки в детской литературе?»
Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель-дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности чтения. Поэтому важными моментами деятельности в дошкольном учреждении при реализации данной области являются:
1) формирование круга детского чтения;
2) организация процесса чтения.
Основными задачами развития образовательной области
«Художественная литература» являются:
- формирование целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений);
- развитие литературной речи (знакомство с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы);
- приобщение к словесному искусству (развитие художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формирование интереса и любви к художественной литературе).
Одним из направлений приобщения дошкольников к художественной литературе является создание библиотеки в дошкольном учреждении.
Библиотека должна быть полностью укомплектована в соответствии с программой, по которой работает дошкольное учреждение. Книги представлены по разделам: стихи, тематические рассказы (животные, природа, растения, дети, воинская доблесть, труд взрослых; тематические сказки (про животных, волшебные сказки); загадки, пословицы, поговорки; книги энциклопедической направленности; журналы; книги для самых маленьких.
Каждый раздел имеет свой цветовой ориентир для самостоятельной деятельности детей и их родителей.
Условие возвращения книги в библиотеку предполагает создание рисунка - иллюстрации к прочитанному произведению. В дальнейшем дети вместе с родителями презентуют прочитанные произведения и рисунки на родительских гостиных «Растим будущего читателя», проходящих один раз в месяц.
№ п/п | Тема встреч | Решаемые задачи |
1 | «Первые шаги юного читателя – встреча с книгой» | Познакомить с правилами поведения в библиотеке, художественной литературой, распределением книг по темам и умением самостоятельного поиска произведений дошкольниками. |
2 | «Осенние превращения – герои сказок из природного материала» | Уточнить знания детей о сказочных персонажах; развивать художественно-эстетические способности. |
3 | «Книга своими руками» | Прививать бережное отношение к книгам, совместно оформленными родителями с ребёнком. |
4 | «Чтение с продолжением…» | Раскрыть родителям значение книг с продолжением для всестороннего развития дошкольников, познакомив с произведениями доступными детям. |
5 | «Путешествие по книжным страницам» | Познакомить родителей с художественной литературой, раскрывающей знания об элементарных географических знаниях. |
6 | «Читаем и играем» | Познакомить родителей с видами игр, которые можно использовать в совместной деятельности на развитие читательского интереса дошкольников. |
7 | «Литературные чтения – К.И. Чуковский» | Познакомить дошкольников и их родителей с писателем и его произведениями. Развивать мышление, творческие способности, фантазию, воображение. |
8 | «Литературные чтения – С.В. Михалков» | Познакомить дошкольников и их родителей с писателем и его произведениями. Развивать мышление, творческие способности, фантазию, воображение. |
9 | «Литературные чтения – С.Я. Маршак» | Познакомить дошкольников и их родителей с писателем и его произведениями. Развивать мышление, творческие способности, фантазию, воображение. |
10 | «Литературные чтения – В.В. Бианки» | Познакомить дошкольников и их родителей с писателем и его произведениями. Развивать мышление, творческие способности, фантазию, воображение. |
11 | «Литературные чтения – А.Л. Барто» | Познакомить дошкольников и их родителей с писателем и его произведениями. Развивать мышление, творческие способности, фантазию, воображение. |
12 | Викторина «Сказочные превращения» | Уточнить и систематизировать знания дошкольников о детских писателях и их произведениях. |
Конспект образовательной деятельности
«Художественная литература»
Старший дошкольный возраст
Встреча родительской гостиной
Тема: «Читаем и играем».
Цель.
Создать эмоционально благоприятную атмосферу при встрече, формируя интерес к художественной литературе.
Оборудование и материалы:
Детские книги-игрушки (звуковые), русские народные сказки, шумовые музыкальные инструменты, шапочки животных, игрушки (пластмассовые, резиновые, мягкие), фланелеграф, фонарь (со свечкой внутри).
Оформление библиотеки:
На мольберте – иллюстрации к сказкам, в коробе – музыкальные инструменты, на стеллаже – книги, используемые в процессе встречи.
План проведения встречи:
Дети с родителями входят под музыку. Ведущий обозначает тему встречи, обращая внимание собравшихся на ещё одну особенность книги – помогает проиграть понравившиеся сказки, рассказы, стихи.
1. Упражнение «Клубочек» - ведущий напоминает, по традиции мы начинаем наши встречи с приветствия, передавая клубок друг другу и называя своё имя.
2.Ведущий предлагает оглядеться по сторонам и посмотреть, как много книг вокруг, выбрать понравившуюся или уже полюбившуюся. Обсуждение «Что тебе нравится в книге?»
3.Показ сказки на фланелеграфе (в показе активное участие принимают родители)
4.Упражнение «Музыкальные превращения» (участники садятся в круг, каждый выбирает шумовой музыкальный инструмент. Ведущий рассказывает сказку о зиме. Участники, слушая инструкцию, воспроизводят звуки с помощью инструмента.
5. Игра «Мы слепили снежный ком» (ведущий рассказывает стихотворение и показывает движение, участники повторяют за ним)
Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом,
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Зайка вышел как живой:
Он с хвостом и головой.
За усы не тяни:
Из соломинок они.
Длинные, блестящие,
Словно настоящие!
6. Упражнение «Зайкины запасы» (ведущий показывает детям матерчатый мешочек, в котором лежат овощи, и даёт установку: «Я буду загадывать загадки, отгадавший запускает руку в мешочек и вынимает предмет-отгадку).
7. Упражнение с волшебным фонариком (участники по очереди рассказывают о понравившихся моментах, вспоминают книги, с которыми познакомились на встрече; прощаются друг с другом).
Конспект образовательной деятельности, игровых сеансов
по приобщению дошкольников к художественной литературе
Старший дошкольный возраст
СТИХОТВОРЕНИЯ А. Л. БАРТО ДЛЯ ДЕТЕЙ
Цель.
Создать эмоционально благоприятную атмосферу при встрече, формируя интерес к художественной литературе.
Задачи:
- систематизировать знания детей о литературном творчестве
А.Л. Барто;
- добиваться выразительного чтения стихотворений детьми;
- продолжать учить детей понимать содержание стихотворений, помочь
осмыслить юмористический и сатирический стиль произведений;
- вызвать эмоциональный отклик на произведения А. Барто, желание
выразить свои впечатления в рисунках.
Материалы и оборудование:
книги для тематической выставки, портрет писательницы, атрибуты к драматизации, игрушки; тонированные листы бумаги, краска "акварель", восковые мелки, простые карандаши.
Ход образовательной деятельности:
(Воспитатель обращает внимание детей на портрет поэтессы).
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы поговорим о творчестве детской поэтессы Агнии Львовны Барто. Она родилась в 1902 году в Москве, в семье врача-ветеринара. Писать стихи она начала рано, ещё в школе: про своих подруг, учителей, затем юмористические и сатирические стихи (юмористические - смешные, весёлые, сатирические - высмеивающие недостатки людей, отрицательные черты поведения, характера). Стихи Агнии Барто читают дети разного возраста - и самые маленькие, и постарше, и школьники (воспитатель предлагает детям прочесть любимые стихи). Когда вы были маленькими, вам взрослые читали стихи об игрушках - вот они у меня на столе. Кто хочет прочитать эти стихотворения? (дети подходят к столу, берут игрушки и читают стихи).
Воспитатель:
Ребята, вспомните, как называются стихи, отрывки из которых я вам сейчас прочту:
1. Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.
("Верёвочка")
2. Скоро десять лет Серёже.
Диме нет ещё шести,-
Дима всё никак не может.
До Серёжи дорасти.
("Очки")
3. Волк ответил: "Я не трушу,
Нападу на вас сейчас,
Я доем сначала грушу,
А потом примусь за вас!
("Гуси-лебеди")
4. Синенькая юбочка,
Ленточка в косе
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
("Любочка")
5. Звенели птичьи голоса,
В саду цвела сирень,
Весной Андрюша родился,
В один хороший день.
("Младший брат")
6. Десять маленьких зайчат
Висят на ёлке и молчат-
Обманули волка.
Дело было в январе,-
Думал он, что на горе
Украшенная ёлка.
("Дело было в январе")
(Воспитатель обращает внимание на стол, где лежат различные предметы, и предлагает вспомнить стихи , где встречаются эти предметы: раковина, цветок, жук, погремушка, очки, букварь, портфель с игрушками.
Воспитатель:
У Агнии Барто есть книжка с добрыми стихами о хорошем человеке. Как его зовут? А как называется книжка? ("Вовка - добрая душа") Сейчас ребята покажут сценку из этого стихотворения. ("Как Вовка стал старшим братом")
Воспитатель:
Есть стихотворения, где говорится о добрых и заботливых девочках и м Аальчиках. Вспомните, как называются эти стихи? ("Все на всех", "Вовка-добрая душа", "Младший брат", "Настенька"). А в каких стихотворениях говорится о ленивых? ("Помошница", "Третий лишний", "Катя").
(дети читают стихи "Помошница" "Про ленивого Федота")
Воспитатель:
Бывают дети ленивые, а бывают ... (трудолюбивые) В каких стихах об этом говорится? ("Морковный сок", "Чепчик", "Катя", "Третий лишний". А о злых, грубых, хитрых есть стихи? ("Любочка", "Есть такие мальчики", "Вовка-нелюдим", "Почему Вовка рассердился?)
(ребёнок читает стихотворение "Вот так защитник" о "странном заботливом брате)
Проводится физкультминутка.
Воспитатель:
Мы вспомнили много разных стихотворений Агнии Львовны Барто. А теперь я предлагаю нарисовать иллюстрации к её стихам, оформим выставку и пригласим на неё детей из нашего детского сада.
(в процессе рисования воспитатель помогает советом, подсказывает детям, как лучше нарисовать. Дети рассматривают рисунки, отмечают наиболее удачные, отбирают их для оформления книги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Воспитывайте будущего читателя"
«Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать» (С.Лупан)....
Статья "Воспитание будущего читателя средствами художественной выразительности в раннем и младшем дошкольном возрасте"
Воспитание будущего читателя - одна из актуальных проблем современной педагогики. Данная статья обобщает наш опыт по формированию у детей интереса к художественной литературе через средства художестве...
"Воспитание будущего читателя"
Материал для оформления родительского уголка и для консультаций с родителями. Приобщение детей к художественной литературе....
Растим будущего читателя
Консультация для родителей: "Растим будущего читателя"...
Воспитание будущего Читателя
Книга прочитанная в детстве оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Не сопереживающие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам Века - этическим,экологическим,н...
Педагогический проект «Растим будущего школьника»
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада....
Проект "Растим будущих защитников"
Дети по своей сути очень любознательны. Им будет интересно узнать о защитниках Родины. Реализация данного проекта позволит сформировать у детей знания о празднике 23 февраля, расширит и...