Формирование культурно - гигиенических навыков средствами проектной деятельности
методическая разработка (младшая группа) на тему

Батракова Ольга Ивановна

Данная статья поможет в работе воспитателям младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kgn.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников средствами проектной деятельности

Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Согласно новым введенным Федеральным Государственным Общеобразовательным Стандартам, образовательная область здоровье требует от воспитателей формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков также играют важную роль в охране их здоровья. Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении и дома, являясь частью общего воспитания, строится с учетом формирования условных рефлексов у ребенка, постоянного, постепенного и поэтапного повторения тех или иных действий.

Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Государство, семья, общество заинтересованы в воспитании здорового дошкольника. Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является из самых актуальных при воспитании детей. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения.

Таким образом, складывается противоречивая ситуация: с одной стороны у дошкольника должны быть сформированы элементарные культурно-гигиенические навыки, которые он должен применять в жизни, а с другой стороны, нет систематизации в обучении КГН – семья-сад.

Отметим недостатки в результатах:

-отсутствие интереса и мотивации у детей к приобщению КГН,

- недостаточно сформирована эмоционально-волевая сфера у ребенка, что делает затруднительным выполнение правил КГН.

- нет единых требований и взаимосвязи между семьей и дошкольным учреждением.

-отсутствие систематичности упражнений детей в определенных действиях.

К результатам деятельности воспитателя можно отнести:

1. совершенствование форм воспитания культурно-гигиенических навыков.

2. создание условий для воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников;

3. развитие у дошкольников системы общечеловеческих ценностей;

4. расширение кругозора детей в области гигиены;

5. формирование положительного отношения к чистоте и опрятности;

6. четкий режим дня,

Недостатки в процессе:

1. неумение воспитателя владеть методиками формирования КГН;

2. отсутствие информации о новейших разработках в области методик и технологий формирования КГН;

3. отсутствие у воспитателя навыков организации и проведения совместной непосредственно образовательной деятельности направленной на воспитание КГН.

К сожалению, при организации воспитания культурно-гигиенических навыков существуют следующие недостатки в условиях:

1. регулярность занятий

2. непрерывность воспитательного процесса

3. единство требований воспитателей и родителей

4. отсутствие положительного примера со стороны семьи

5. недостаточно демонстрационного и игрового материала, на основе которого у детей формировались бы КГН

6. не соответствие по нормативам рекомендуемых САН ПИНом комнат общего пользования по метражу и комплектования сантехникой.

Таким образом, главным результатом при воспитании культурно-гигиенических навыков является овладение всеми навыками, характерными для дошкольного возраста, которые являются основой для дальнейшего воспитания КГН.

Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

На основе анализа недостатков можно увидеть и сформулировать проблему: «Формирование культурно – гигиенических навыков у дошкольников, как одно из правил здорового образа жизни».

Описание новых образовательных результатов сформированных у дошкольников.

Зная проблему, можно искать пути ее решения. Если посмотреть в ФГОС, то можно увидеть, что ребенок может приобрести (и будет иметь) следующие навыки:

- самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры,

- владеет доступными навыками самообслуживания,

- пользования предметами личной гигиены,

- владеет культурой поведения за столом

В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.

Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.

Формируют навыки личной гигиены: умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.

В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Использование проектной деятельности в формировании культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиск новых, более эффективных пс...

Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Теоретическая часть проектной деятельности.1.Понятие культурно-гигиенических навыков. Особенности формирования их у дошкольников.2.Условия и средства формирования культурно-гигиенических навыков.3.Воз...

Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность по средствам объемной модели.

Представляем вашему вниманию мастер - класс и презентацию по формированию у детей кгн при помощи объемной модели....