Технология личностно ориентированного подхода в воспитании
методическая разработка (младшая группа) на тему
ТЕХНОЛОГИЯ личностно ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ |
ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ. |
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Что же это такое? • ТЕХНОЛОГИЯ - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). * ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы. Понятие педагогической технологии перекрывается понятием методик обучения. Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда наоборот, те или иные технологии — в состав методик обучения. В теории и практике работы образовательных учреждений сегодня существует множество вариантов педагогических технологий одни из них это игровые технологии, технологии уров невой дифференциации, технология проблемно! о обучения, технология личностно-ориентированного обучения и другие. Что же такое личностно-ориентированный подход, личностно- ориентиров анное обу чение ? Это все понятия теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как общечеловеческая ценность, а предметом гуманистической педагогики является воспитание Человека, гуманной свободной личности, способной жить и творить в будущем. |
Ли чностио-ориенпшрованное обу чение представляет возможность каждому ребенку реализовать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации. Личностно-ориентированное воспитание — это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Е,В. Бондаревская считает, что «гуманистическое личностно-ориентированное воспитание — это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей». Р1 личностно-ориентированное обучение, и личностно- ориентированное воспитание могут осуществляться только при индивидуальном подходе к личности каждого ребенка. Индивидуальный подход - это один из принципов педагогической деятельности, который включает положения личностного и дифференцированного подходов, но не сводится к ним. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Осуществление индивидуального подхода требует, чтобы весь процесс воспитания строился дифференцированно, а следовательно, целенаправленно, в зависимости от уровня развития физических умений, умственных |
способностей, индивидуальных, психических особенностей ребенка, от характера влияния на него окружения. Индивидуальная работа - это деятельность педагога- воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к ребенку в воспитании и обучении. Индивидуальная работа с детьми включает несколько этапов. Приступая к индивидуальной работе воспитатель устанавливает дружеские контакты с детьми, организует совместную коллективную деятельность, изучает- результаты обследования ребенка психологом СПЕРВЫЙ ЭТАП). На ВТОРОМ ЭТАПЕ воспитатель продолжает наблюдать и изучать детей в ходе разнообразной деятельности: учебно- познавательной, трудовой, игровой, творческой, самостоятельной. Для успешного формирования личности важно изучать и учитывать в своей работе основные свойства типов высшей нервной деятельности, которые проявляются, по И. П. Павлову, в следующих темпераментах: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик (темперамент проявляется в индивидуальных особенностях поведения, человека, его основных чертах). Так, для холерика характерна цикличность в деятельности и переживаниях. Он может быть резок в отношениях, вспыльчив, повышенно раздражителен, эмоционально реактивен. Вместе с тем он способен отдаваться делу до конца, готов преодолевать любые трудности, препятствия. В отношении холерика воспитатель вырабатывает программу воспитания, в которой основное внимание |
обращается на укрепление процессов торможения, требования доводить дело до конца, обучение приемам самоконтроля, саморегуляции. Сангвиник* по характеристике ИЛ Павлова, горячий очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересных дел. Ему присущи подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни. Он общителен, быстро находит контакт с людьми, его характеризует гибкость ума, остроумие, способность быстро схватывать все новое, легко переключать внимание. Воспитатель для группы детей сангвинистического темперамента планирует дела с учетом их интересов, привлекает к активной деятельности, поддерживает оптимистическое состояние духа. Дети-флегматики излишне спокойны, мало подвижны, инертны, они доводят дело до конца, равны в отношениях, в меру общительны. По И. П. Павлову, флегматик — спокойный, настойчивый и упорный труженик. По отношению к флегматикам воспитатель не должен делать поспешных выводов, должен стараться направлять их действия и поступки, давать время для «раскачки». Особое внимание следует уделять детям-меланхоликам. Эти дети не общительны, замкнуты, впечатлительны, обидчивы, со слабыми процессами возбуждения и торможения. Их пугает новая обстановка, новые люди, они склонны уходить в себя, замыкаться в одиночестве. Однако в спокойной, привычной обстановке меланхолик может быть хорошим труженником, успешно справляться с жизненными задачами, отличаться большой |
тактичностью. Для этих детей следует создавать такие условия, которые вызывали бы у них как можно больше положительных эмоций, способствующих адаптации в коллективе, в общении с людьми. Как видно из описаний, темперамент характеризует человека со стороны тонуса, динамит и уравновешенности поведения. Он сказывается на характере, активности и работоспособности, коммуникативности и поведении. Однако нужно помнить, что картина поведения зависит не только от особенностей типа, но и от состояний нервной деятельности, от непосредственно складывающихся обстоятельств педагогических воздействий. НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ индивидуальной работы воспитатель проектирует развитие ценностных ориентаций, личностных качеств и свойств ребенка. Показателем воспитанности являются прежде всего конкретные действия каждого ребенка, его поступки, ценностные ориентации, отношение к людям, к коллектив)?, самому себе. НА ЧЕТВЕРТОМ ЭТАПЕ индивидуальной работы происходит дальнейшее изучение учащегося, проектирование поведения и отношений в различных ситуациях, позволяющих определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ребенка, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержание личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания. хотя выбор и система их относительно каждого ребенка согласуются, как уже отмечалось с индивидуальными |
способностями. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание. Использование воспитателем указанных методов относительно каждого ребенка должно быть индивидуализировано. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ, ПЯТЫМ. ЭТАПОМ индивидуальной работы с детьми является корректирование. Коррекция - это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению и внесению корректив в развитие личности, закрепление позитивных или преодоление негативных качеств. Ч.................. ,,..................................................... .............. Таким образом, индивидуальный подход — важнейшим принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм с у четом общего и особенного в личности каждого ребенка. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ
ОРИЕНТИРОВАННОГО
ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ
ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Что же это такое?
- ТЕХНОЛОГИЯ - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы.
Понятие педагогической технологии перекрывается понятием методик обучения. Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда наоборот, те или иные технологии — в состав методик обучения.
В теории и практике работы образовательных учреждений сегодня существует множество вариантов педагогических технологий одни из них это игровые технологии, технологии уров невой дифференциации, технология проблемно! о обучения, технология личностно-ориентированного обучения и другие.
Что же такое личностно-ориентированный подход, личностно- ориентиров анное обу чение ?
Это все понятия теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как общечеловеческая ценность, а предметом гуманистической педагогики является воспитание Человека, гуманной свободной личности, способной жить и творить в будущем.
Ли чностио-ориенпшрованное обу чение представляет
возможность каждому ребенку реализовать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации.
Личностно-ориентированное воспитание — это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Е,В. Бондаревская считает, что «гуманистическое личностно-ориентированное воспитание — это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей».
Р1 личностно-ориентированное обучение, и личностно- ориентированное воспитание могут осуществляться только при индивидуальном подходе к личности каждого ребенка.
Индивидуальный подход - это один из принципов педагогической деятельности, который включает положения личностного и дифференцированного подходов, но не сводится к ним.
Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Осуществление индивидуального подхода требует, чтобы весь процесс воспитания строился дифференцированно, а следовательно, целенаправленно, в зависимости от уровня развития физических умений, умственных
способностей, индивидуальных, психических особенностей ребенка, от характера влияния на него окружения.
Индивидуальная работа - это деятельность педагога- воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к ребенку в воспитании и обучении.
Индивидуальная работа с детьми включает несколько этапов.
Приступая к индивидуальной работе воспитатель устанавливает дружеские контакты с детьми, организует совместную коллективную деятельность, изучает- результаты обследования ребенка психологом СПЕРВЫЙ ЭТАП).
На ВТОРОМ ЭТАПЕ воспитатель продолжает наблюдать и изучать детей в ходе разнообразной деятельности: учебно-
познавательной, трудовой, игровой, творческой, самостоятельной. Для успешного формирования личности важно изучать и учитывать в своей работе основные свойства типов высшей нервной деятельности, которые проявляются, по И. П. Павлову, в следующих темпераментах: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик
(темперамент проявляется в индивидуальных особенностях поведения, человека, его основных чертах).
Так, для холерика характерна цикличность в деятельности и переживаниях. Он может быть резок в отношениях, вспыльчив, повышенно раздражителен, эмоционально реактивен. Вместе с тем он способен отдаваться делу до конца, готов преодолевать любые трудности, препятствия. В отношении холерика воспитатель вырабатывает программу воспитания, в которой основное внимание
обращается на укрепление процессов торможения, требования доводить дело до конца, обучение приемам самоконтроля, саморегуляции.
Сангвиник* по характеристике ИЛ Павлова, горячий очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересных дел. Ему присущи подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни. Он общителен, быстро находит контакт с людьми, его характеризует гибкость ума, остроумие, способность быстро схватывать все новое, легко переключать внимание. Воспитатель для группы детей сангвинистического темперамента планирует дела с учетом их интересов, привлекает к активной деятельности, поддерживает оптимистическое состояние духа.
Дети-флегматики излишне спокойны, мало подвижны, инертны, они доводят дело до конца, равны в отношениях, в меру общительны. По И. П. Павлову, флегматик — спокойный, настойчивый и упорный труженик. По отношению к флегматикам воспитатель не должен делать поспешных выводов, должен стараться направлять их действия и поступки, давать время для «раскачки».
Особое внимание следует уделять детям-меланхоликам. Эти дети не общительны, замкнуты, впечатлительны, обидчивы, со слабыми процессами возбуждения и торможения. Их пугает новая обстановка, новые люди, они склонны уходить в себя, замыкаться в одиночестве. Однако в спокойной, привычной обстановке меланхолик может быть хорошим труженником, успешно справляться с жизненными задачами, отличаться большой
тактичностью. Для этих детей следует создавать такие условия, которые вызывали бы у них как можно больше положительных эмоций, способствующих адаптации в коллективе, в общении с людьми.
Как видно из описаний, темперамент характеризует человека со стороны тонуса, динамит и уравновешенности поведения. Он сказывается на характере, активности и работоспособности, коммуникативности и поведении. Однако нужно помнить, что картина поведения зависит не только от особенностей типа, но и от состояний нервной деятельности, от непосредственно складывающихся обстоятельств педагогических воздействий.
НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ индивидуальной работы воспитатель проектирует развитие ценностных ориентаций, личностных качеств и свойств ребенка.
Показателем воспитанности являются прежде всего конкретные действия каждого ребенка, его поступки, ценностные ориентации, отношение к людям, к коллектив)?, самому себе.
НА ЧЕТВЕРТОМ ЭТАПЕ индивидуальной работы происходит дальнейшее изучение учащегося, проектирование поведения и отношений в различных ситуациях, позволяющих определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ребенка, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержание личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания. хотя выбор и система их относительно каждого ребенка согласуются, как уже отмечалось с индивидуальными
способностями. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование,
перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание.
Использование воспитателем указанных методов относительно каждого ребенка должно быть индивидуализировано.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ, ПЯТЫМ. ЭТАПОМ индивидуальной работы с детьми является корректирование.
Коррекция - это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению и внесению корректив в развитие личности, закрепление позитивных или преодоление негативных качеств.
Таким образом, индивидуальный подход — важнейшим принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм с у четом общего и особенного в личности каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с нарушением речи и интеллекта на основе тесного профессионального взаимодействия педагогов
Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление...
Статья "Организация развивающей среды в ДОУ - как важнейшее условие реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении детей."
Как организовать развивающюю среду в ДОУ...
Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с речевой патологией.
Главным направлением обновления дошкольного воспитания стала гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребенка, изменение характера общения с ним, т.е. перех...
Доклад «Личностно-ориентированный подход в воспитании творчески активной личности»
Доклад «Личностно-ориентированный подход в воспитании творчески активной личности»...
презентация "Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников"
Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию твоческой личности. В концепции дошкольного образования говорит...
Технология личностно – ориентированного подхода и пути её реализации на коррекционно – логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста
Применение технологии личностно - ориентировнного подхода на логопедических занятиях...
Статья "Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи"
Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи....