Технология личностно – ориентированного подхода и пути её реализации на коррекционно – логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста
консультация по логопедии
Применение технологии личностно - ориентировнного подхода на логопедических занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya.docx | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология личностно – ориентированного подхода и пути её реализации на коррекционно – логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии обучения. Основная задача педагогов дошкольного учреждения – подобрать те педагогические технологии, методы и формы организации работы, которые оптимально соответствуют главной цели - развитие личности дошкольника.
В своей работе я также применяю различные технологии: технологию логопедического обследования, здоровьесберегающие технологии (для развития моторики, дыхания, голоса, кинезиологические упражнения), технологии коррекции речи, технологию дифференцированного обучения, игровые технологии, ИКТ, технологию проектирования. Но особую роль я придаю технологии личностно-ориентированного подхода . Эта технология накладывает отпечаток на всю мою работу – от первой встречи и начала диагностики до последнего занятия. В целом принципы данной технологии на разных этапах работы я реализую следующим образом:
- Во время обследования ребенку предлагаются разные наборы наглядного материала, и он имеет возможность выбрать понравившейся ему. На этапе обследования у меня нет чётко определённой схемы. Используя различные игры, я получаю нужную мне информацию о речевом статусе ребёнка.
- Во время обследования речи основная форма - диалог, а не «вопрос - ответ».
- Я разрабатываю индивидуальный маршрут логопедической работы, который отражает изменения в речи ребенка, динамику развития его речи, ребенок «сравнивается с самим собой», а не с другими детьми.
- Во время индивидуальных занятий я обязательно учитывают желания ребенка – например, для закрепления какого – то звука я предлагаю выбор между 2-3 равнозначными играми. В связи с этим в моём арсенале множество речевых игр, в том числе изготовленных мною.
- Индивидуальная тетрадь ребенка является полем его творчества. Ребенок заинтересован в том, чтобы его тетрадь была самой лучшей, самой аккуратной и красивой. Я не ограничиваю родителей и детей в выполнении заданий. С самого начала я поддерживаю инициативу ребёнка что-то самостоятельно изобразить или нарисовать в тетеради.
- Родителям даются индивидуальные консультации, помогающие грамотно организовать занятия с детьми дома. Для этого существуют часы консультаций, группа в «Вайбере», мой сайт. Также иногда родители пишут мне вопросы в тетради, а я даю письменные консультации.
Использование личностно – ориентированной технологии обучения требует от меня создавать специальные условия для стимуляции социального, познавательного, речевого и двигательного развития данной категории детей на базе ДОУ
Я на своём опыте убедилась, что ребёнку, даже с нарушением речи, куда интереснее попробовать, выбрать, почувствовать правильную форму слова самому! Кроме того, в наше время очень важно быть личностью творческой, инициативной, иметь активную жизненную позицию. Именно эти качества я и стараюсь развить в детях, с которыми веду коррекционно – логопедическую работу.
Важная задача на этом пути - необходимость изменить способ подачи информации. У детей необходимо формировать инициативу, исследовательские навыки, а не предлагать материал в готовом виде. Другими словами, я даю ребёнку самому сделать выбор, найти правильный ответ. Хочу перечислить приёмы подачи материала, повышающие детскую мотивацию к исправлению речевых нарушений, активизирующие и раскрепощающие ребят на занятиях, улучшающие их высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), уменьшающие сроки логопедической коррекции:
-сравнение ( артикуляций, схем, предметов, слов, явлений, ситуаций…);
-выбор (картинок, профилей, схем, букв, слов, вариантов…);
-исправления (нелепицы, путаницы, фразы-нескладушки, загадки-обманки);
-поиск, пробы, преобразования(добавь, переставь, замени, выкинь, удлини);
-догадки и предположения(Как ты думаешь? Почему? Что было бы? Зачем?);
-классификация и группировка(рассели слоги, заполни пустые клетки);
-творчество (продолжи, склей кусочки слов, образуй новое слово от моего);
-анализ и синтез (больше звуков или букв? Назови первый звук, букву, слог);
-моделирование (символы звуков, схемы слов, предложений, текстов);
В логопедической работе важно помнить также следующие правила:
-навыки исследователя формируются медленно, постепенно, от простого к сложному;
- в каждом возрасте похожие приёмы отрабатываются на разном по сложности материале;
- количество используемых методов может быть не всегда одинаково у разных детей с разными речевыми нарушениями;
Непосредственно логопедическую работу после этапа обследования я начинаю с решения следующих задач:
- поддерживаю детскую инициативу при исправлении речевых нарушений, пусть даже эта инициатива не всегда проявляется в активной форме;
-формирую активное отношение и интерес к звучащей речи с самых первых занятий;
-развиваю у детей умение размышлять и экспериментировать над звуком, со словом, наблюдать за их звучанием;
Так как я работаю с детьми с разнообразными речевыми нарушениями, то и способы формирования детской активности и инициативности при конкретном речевом нарушении тоже разные. Но везде способы подачи материала – это не просто готовые шаблоны, это обучение, основанное на особом способе подачи информации.
В реализации технологии личностно – ориентированного подхода я использую разные методы и приёмы.
Цель | Пути решения ( методы и приёмы) | Результаты |
Внедрение способов подачи материала, повышение мотивации детей к исправлению речи. | Поиск, выбор, пробы, предположения, сравнения, замены, перестановки, исправления, проблемные ситуации. | Активизация познавательной активности, интерес к звучащей речи, лучшая динамика логопедической коррекции. |
Формирование аналитико-синтетических способностей | Анализ символов звуков и их характеристики, звуковые и слоговые схемы, графические схемы фразы, мнемотаблицы, | Развитие фонематического чутья, символической функции речи. Осознание структуры фразы, текста… Сокращение сроков исправления нарушений речи. |
Развитие речемыслительной деятельности. | Вопросно-ответно формы обучения: почемучки, игры «да-нет», «У кого больше вопросов?» Выбор вариантов ответа по аналогии или из предложенных. Пробные высказывания | Улучшение коммуникации, способности к произвольной постановке различных моделей вопросов. Повышение речевой активности, познавательного интереса. Формирование исследовательских навыков. |
Развитие речи в экспериментально – поисковой деятельности детей (проблемное обучение) | Гипотезы и их проверки, проблемные вопросы | Расширение, активизация и актуализация словаря по всем лексическим темам. Усвоение на практике сложных грамматических конструкций, оречевление детских умозаключений. |
Развитие детской инициативы в условиях равноправного партнёрства между взрослым и ребёнком | Совместные проекты, поиски, проверки речевых высказываний ребёнка и педагога | Развитие связной диалогической речи, креативного мышления, инициативы. Формирование навыков совместной исследовательской деятельности. |
А теперь хочу привести конкретные примеры применения некоторых приёмов технологии личностно – ориентированного подхода в своей логопедической работе.
Для детей С ФФНР, ФНР, у которых нарушено лишь звукопроизношение, я часто применяю следующие приёмы:
Дети средней группы, от 4 до 5 лет, при первом знакомстве со звуком, ищут или выбирают природные шумы, сходные с речевыми звуками ([ж]- жук жужжит, [с]- насос,[з]-звенит комарик и т.д.). Для этого используются картинки, которые озвучиваю я, либо прослушивание разных звуков.
При актуализации знаний о звуке дети угадывают задаваемый звук по именам гостей, пришедших на занятие (Стёпа, Соня, Саша – какой звук первый ?).
В старшей группе, от 5 до 6 лет, когда дети способны объяснить свой выбор, я предлагаю ребёнку сравнить артикуляционные профили звуков, найти сходство, различия, постараться обьяснить на основе этого, почему, например, один звук глухой, а другой – звонкий;
В этом возрасте дети проявляют интерес к слову и его звучанию. Мы играем в игру «Превращения» - добавляем буквы к слову (шар-шарф), меняем букву на другую (цапля - капля), очень интересен детям приём разложения слова на два слова – «чернобровый», «красноносый», «стекловата» и т.п.
В подготовительной группе дети уже способны свободно оперировать со слогами, а некоторые – и со словами. Они переставляют, добавляют, убирают слоги, удивляются, что получилось что-то новое. В этом возрасте мы играем в поэтов – подбираем рифмы, на первых этапах с опорой на картинки.
С детьми с общим недоразвитием речи, у которых, казалось бы, совсем мало речевых способностей, я также использую подходы к мотивации самостоятельности.
Дети средней группы при развитии связной речи учат героя преобразовывать слоговые ряды [ап-уп-пу]; детям нравится самим исправлять явные грубые аграмматизмы в речи непослушной куклы или путаницы в играх типа «Так бывает или нет?».
Ещё один прием активизации детей, но уже в старшей группе – это использование метода «Что было бы, если…». Или при описании предмета каждый из ребят подгруппы по-своему распространяет фразу однородными членами. Им интересно: у кого фраза будет длиннее, а у кого встретятся повторы? Дети очень ревностно слушают друг друга.
В подготовительных группах в работе над связной речью я ищу приёмы, которые раскрепостят и заинтересуют детей, например: игровая проблемная ситуация (Машина шляпка в зоопарке попала в клетку к попугаю), волшебный сюжет, вариативность окончания истории (найдёт ли Паша свою кошку?), сказочные приёмы выхода из ситуации (уменьшение, оживление, превращение…), поиск плюсов и минусов объекта (что хорошего и что плохого в снегопаде?), прогнозы развития (что было бы, если бы… на планете исчезли все врачи?), гипотезы и их проверки (замёрзнет ли кипяток в морозилке?)
Таким образом, влияние технологии личностно – ориентированного подхода прослеживается на всех этапах логопедической работы. Это приводит к повышению у детей с речевыми нарушениями активности и инициативности. Дети охотно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. При выходе из ДОУ у них наблюдается сформированность аналитико-синтетической и речемыслительной деятельности, они готовы к поисковой деятельности и к самостоятельной добычи новых знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение правильной речи заикающихся детей дошкольного возраста (план-программа коррекционной работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет)
Составлен учителями-логопедами ГБДОУ №116 Фрунзенского района Санкт-Петербурга...
Выступление на окружной зимней методической неделе «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в зимний период» на тему «Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста».
Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста....
Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....
МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №103»Заводского района г.Саратова МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕ...
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"
Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...
Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.
Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...