Гендерный подход в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги, родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_gendernoe_vosp._oleneva.pptx | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Современный этап развития дошкольного образования характеризуется тем, что из наиболее значимых направлений в его реформировании является замена традиционных ценностей обучения ребенка на ценности развития качеств личности. В этой связи в ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДО в качестве их приоритетных задач развития дошкольника выдвигают задачу по обеспечению гендерной социализации дошкольников. Под «гендером понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и, включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками). Надо понимать, что не биология, а особенности культурных норм и требований в обществе, предъявляемых к людям в зависимости от их пола, делают из людей то, что мы понимаем под словами «женщина» и «мужчина». Поэтому справедливо будет говорить, что женщинами и мужчинами не рождаются, а становятся. Именно гендер определяет психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии мужчин и женщин. Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги, родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе. Именно в дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Принципы Принцип развивающего образования. Принцип научной обоснованности образовательного процесса Принцип практической применимости педагогических подходов. Принцип полноты, необходимости и достаточности содержания. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Принцип комплексно-тематического планирования образовательного процесса. Принцип сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей в непосредственно образовательной деятельности и в проведении режимных моментов. Принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками
Интегративные качества Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту. Любознательный, активный. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Эмоционально отзывчивый. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Овладевший необходимыми умениями и навыками.
Художест. творчество Физическая культура Здоровье Безопасность Чтение Художеств. литературы Коммуникация Труд Музыка Познание Интеграция образовательных областей в обеспечении гендерной социализации дошкольников
Цель - Сформировать у детей дошкольного возраста гендерную компетентность, ценностное отношение к себе, как к человеку соответствующего пола, способность к самореализации.
Задачи Содействовать половой и гендерной идентификации, как основы будущих социальных и гендерных ролей. Формировать представление о себе (мальчик, девочка) и других людях, о делении всех людей на мужчин и женщин. Закладывать основы осознания своих особенностей и как они воспринимаются окружающими. Воспитывать правильное полоролевое поведение согласно представлениям о роли, положении в обществе и предназначении мужчины и женщины. Обогащать знания о своей семье, её основных функциях, роде , семейных реликвиях, традициях. Развивать чуткость и эмпатию, умение управлять своими эмоциями и поведением во взаимоотношениях с окружающими, понимание, что личное поведение зависит от возможных реакций других людей (как положительных, так и отрицательных).
Условия гендерного воспитания знать типы гендерного поведения детей; знать особенности развития детей с учетом их гендерного поведения; учитывать гендерную составляющую игр и игрушек для детей разного пола; выявлять особенность усвоения знаний детьми и их предпочтения в выборе деятельности; создавать условия для позитивной трансляции мальчиками и девочками собственного опыта; оптимально подходить к выбору форм, методов и средств развития детей разного пола; знать педагогу собственную гендерную доминанту и учитывать ее во взаимоотношениях с детьми разного пола
Типы гендерного поведения М аскулинный гендерный тип - взаимоотношения со сверстниками носят авторитарный характер, нуждается в мужском общении, независим в поведении, нетерпим к возражениям, самостоятелен, отстаивает свое мнение и занимает позицию лидера, воспроизводит соревновательный стиль поведения. Ф еминный гендерный тип - проявляет зависимое , подчиненное поведение, отличается осторожностью, не инициативен и не самостоятелен, сознательно ограничивает свое «исследовательское пространство », нуждается в постоянной моральной поддержке, в игровой деятельности избегает контактов с лидерами; у мальчиков проявляются трудности в общении. А ндрогинный гендерный тип - способен реально осмысливать и оценивать ситуации, самостоятельно преодолевать трудности, умеет активно и позитивно контактировать с детьми и со взрослыми любого пола, обладает хорошими организаторскими способностями и личностными качествами (защищать, оказывать помощь ), настойчив, самостоятелен, имеет высокий уровень достижений. Недифференцированный гендерный тип - отвергает и мужской и женский стиль поведения, не способен ориентироваться в традиционных нормах полоролевого поведения, пассивен, обладает низкими реальными достижениями, сознательно избегает контактов, в коллективе сверстников не пользуется авторитетом.
А лгоритм организации НОД с учетом типов гендерных групп Начинать с заданий для детей феминной группы или супер интересны детям маскулинной группе . И спользовать раздаточный материал с учетом интеллектуальных интересов детей. Дифференцировать задания поискового характера для детей маскулинной и андрогинной групп и для тех , кто будет делать мелкую работу (дети феминной группы); Д авать возможность занимать лидерские позиции маскулинным детям и оценивать их креативные идеи. Использовать игры - задания в парах в соответствии с гендерными особенностями – мальчик-девочка, девочка-девочка, мальчик-мальчик.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА - ПРОГРАММЫ «Маленькие рыцари и маленькие принцессы» Разделы программы О СЕБЕ Мужчина и женщина – какие они? Я мальчик – будущий мужчина, Я девочка – будущая женщина Маленькие рыцари и маленькие принцессы Проект «Девочки и мальчики нашей группы» (что общего между мальчиками и девочками, отношения с учетом пола) Проект «Моя семья» (члены семьи и их качества, профессии) Проекты - «Какой должен быть настоящий мужчина», «Какая должна быть настоящая женщина» Этические беседы о мужественности и женственности
Методы и приемы «Женские и мужские образы » в детской художественной литературе, в произведениях искусства; Г ендерные ситуации-беседы. Д етские гендерные рассказы, детские портфолио. Моделирование ситуации, схемы – действия полоролевого поведения . Этические беседы о мужественности и женственности – альбомы «Маленькие джентльмены и леди», «Какой я мальчик, какая я девочка». «Секретные разговоры» и « разговор по душам» (с мальчиками и девочками отдельно и коллективно). Проблемные (ролевые) ситуации, близких жизненному опыту детей. Имитационные игры с учетом полоролевого поведения. Праздники и досуговые мероприятия. И гры-драматизации , строительно-конструктивные, дидактические, сюжетно-ролевые, народные, подвижные игры. П олоориентированные обращения к детям по ситуации. Д ифференцированная оценка качеств деятельности мальчика (чего он добился) и девочки (восхищение в присутствии других детей). К омментарии педагога, задающие гендерный фокус. Х удожественное творчество. С портивные праздники и развлечения; Т ворческие гендерные задания «Что было бы, если….?»
Взаимодействие с родителями Цель – расширить знания о развитии ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, помочь родителям понять ребенка и раскрыть его возможности , которые даны ребенку своим полом . Задачи: Р асширение представлений родителей о гендерном подходе в воспитании мальчиков. Мотивирование родителей на изучение гендерной проблематики. Осознание родителями своей роли в воспитании гендерной идентичности. Р еализация системы совместных мероприятий.
Формы работы Анкетирование ( выявить уровень знаний о гендерном подход е); Консультирование; Родительские собрания; Привлечение родителей к созданию условий; Участие в совместных проектах; «Клуб интересных встреч»; Сотворчество детей и родителей; Клуб ДОУ «Счастливая семья»; Информационные письма; информационные буклеты
уровни гендерного воспитания Уровни Критерии Высокий Позитивная гендерная идентичность, неагрессивное поведение в межличностных отношениях с мальчиками и девочками. Умеет выстраивать добрые отношения, самостоятелен в решении своих проблем, считается с мнением сверстников и взрослых. Знает особенности деятельности мужчины (мальчика) и женщины (девочки ). Средний Дифференцированная гендерная идентичность, не в полной мере сформированы представления о социальной роли в жизни мужчины (мальчика), женщины (девочки). Во взаимоотношениях пассивный, ведомый. Знает особенности деятельности мужчины (мальчика) и женщины (девочки ). Низкий Негативный уровень идентичности, не сформированы представления о социальной роли в жизни мужчины (мальчика), женщины (девочки). Во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми проявляет агрессию.
Уровни гендерного воспитания детей подготовительной группы 2012-2014г .
Литература: Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2006г. Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек // Дошкольное воспитание. 1997г. №12. Еремеева В. Д ., Хризман Т.П. Мальчики и девочки. Два разных мира. М.,1998г.Мальчики и девочки : две половинки? // Обруч. 1998г. №6. Шипицина Л.М. и др. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со сверстниками и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет). М., 1998г. Велиева И. Диагностика в ДОУ: гендерный подход // Обруч. 2009. 3№ . Приказ № 655 Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009г. «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Щетинина А. М., Иванова О.И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет. Метод. Пособие. М.: ТЦ «Сфера», 2010. С. Курбатова. Книга для мальчика, книга для девочки // Дошкольное воспитание №10-2012г. стр.30. Л. Климина. Организация деятельности педагога ДОУ в процессе формирования гендерной принадлежности дошкольников // Дошкольное воспитание №7 – 2012г. стр. 116.
Гендерный подход в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста Опыт работы Л.П. Оленевой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА «ДЕТИ И МЫ» ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
В настоящее время система дошкольного образования, как и все образование в целом, находится в стадии существенной модернизации и обновления содержания воспитательно-образовательной работы. . Пристальн...
Занятие по плаванию как средство физического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста
Занятие по плаванию как средство физического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста...
Устное народное творчество в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста.
Изменения в социальных сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проя...
самообразование Тема: «Театрализованная деятельность как средство воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста»
1. Вызвать интерес у детей к театрализованной деятельности.2. Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности каждого ребёнка (мимика,...
Консультация для педагогов "Мини-музей как средство воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для педагогов...