Сенсорное развитие дошкольников с нарушением слуха
статья на тему

«Сенсорное развитие дошкольников с нарушением слуха»

                                                                                      Воспитатель ГБДОУ №60

                                                                  Невского района Санкт-Петербурга

                                                                  Алексеева Маргарита Владимировна

          В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, вопросы сенсорного воспитания детей занимали одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.И Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. На основе данных разработок А.В.Запорожцем, А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной, Л.А.Венгером, Н.Н.Поддъяковым и др. была создана целостная система сенсорного воспитания дошкольников. Особенности сенсорного развития дошкольников с нарушением слуха стали предметом научных исследований  ученых в данной области и позволяют утверждать о том,  что изучение вопросов сенсорного воспитания имеет актуальность и в наши дни. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

          Нарушение слуха в раннем и дошкольном  возрасте оказывает особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов, в развитии сенсорно-перцептивной сферы. Как говорил Л.С.Выготский, при выпадении какого-либо органа чувств, другие органы начинают выполнять такие функции, которые не выполняются ими обычно. Зрение у глухого человека, осязание у слепого играют не ту же роль, что у человека с сохранными органами чувств, так как должны воспринять и переработать огромное количество информации, которая у нормальных людей проходит другим путем. 

           У детей с нарушением слуха выявлено снижение скорости приема и переработки информации через различные анализаторы. Так отмечается  в развитии зрительного восприятия: снижение скорости восприятия, его обедненности, неполноте анализа и синтеза воспринимаемого материала, затруднениям в определении пространственно-временных отношениях, трудностям опознаниям предметов, воспринимаемых в необычном ракурсе. У глухих и слабослышащих детей нарушения моторики могут иметь вторичный характер в связи со слабостью кинестетических ощущений, дефектностью вестибулярной функции, определяющей недостаточность равновесия и координации движений.

           Особое значение для неслышащего ребенка приобретают речекинестезические ощущения и восприятия – кинестетический контроль в процессе овладения им устной речью (при овладении произносительной стороной речи и при восприятии речи при чтении с губ).

            Важное место в жизни глухого человека занимают вибрационные ощущения и восприятия, которые компенсируют потерю слуха. С помощью вибрации возможно различие свойств предметов; ориентировка в пространстве; восприятие музыки и т.п.

           У детей с нарушением слуха  обнаруживаются трудности словесных обозначений свойств предметов и самих предметов, предъявляемых для осязания. Способы распознавания часто оказываются несовершенными.

           От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями,  зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир. Поэтому я поставила перед собой цель – посредством игр и игровых упражнений формировать сенсорные способности детей с нарушением слуха, их интерес к окружающему миру.

           Задачи:

-    формировать у детей системы перцептивных действий;

-    формировать у детей системы сенсорных эталонов;

- обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции  разнообразных видов деятельности;

-     формировать и расширять представления детей об органе чувств (глаза, уши, нос, язык);

-     расширять словарный запас;

-  воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; бережное отношение к себе.      

           Вся коррекционная работа по сенсорному развитию  у детей  проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением, как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.

 В целях проведения игр и игровых упражнений по развитию по обогащению чувственного опыта (обследовательские игровые упражнения по определению вида, запаха, цвета, формы и других качеств предметов) был разработан игровой комплекс "Ромашка". Для этого подобран наглядный материал и изготовлены дидактические пособия.

В игровой  комплекс входят:

1.    "Вертолина" – круг со стрелкой разделен на 5 секторов. На каждом секторе знаковое изображение и подписи различных действий (ощущений): потрогай, послушай, понюхай, попробуй, посмотри.

2.    Ширма с двумя воротиками для  рук; знаковое изображение "Потрогай". Материалы для развития тактильных ощущений: п/э парные игрушки "Найди пару", мелкие объемные и плоскостные игрушки, геометрические формы, образцы предметов из ткани, дерева, меха; "Угадай, что это?"; шершавые буквы и цифры.

     Контейнеры:

3.    два больших контейнера со знаковыми изображениями "Послушай" – с предметами на развитие слухового восприятия (свистки, гармошка, трещотка, погремушки, бубен); шумовые коробочки.

-         "Посмотри" – картинки, калейдоскоп, фонарик, диаскоп.

-        6 небольших контейнеров: (знаковое изображение "Понюхай", "Попробуй")  для баночек с отверстиями на крышках для наполнения пахнущими веществами: кофе, чай, корки апельсина, лимона, ватка смоченная духами, кусочки лука,  чеснока, яблока, моркови, капусты и т.д.

4.    Набор "Попробуй" – п/м подносики, тарелочки,  мисочки, ложечки, чашечки для заполнения различными продуктами и определения вкусовых  ощущений. Материал подбирается в процессе  проведения различных игровых упражнений: натуральные овощи, фрукты, продукты.

5.    Д/игры: лото "Подбери предмет" (по аналогии "Вертолина");
домино "Понюхай, попробуй, послушай, посмотри".

6.    Набор картинок "Угадай, что это?". Загадки-описания овощей, фруктов  (по форме, по цвету, по вкусу, где растет).

7.    Пиктограммы для определения эмоциональных состояний при проведении игровых упражнений.

8.    Развивающая игра "Подбери и назови" – конструкция из кубиков для нахождения объекта по заданному алгоритму (по цвету, форме, вкусу; эмоциональные  состояния).

9.    Набор картинок для составления алгоритмов на коврографе (по форме, цвету, вкусу; люблю, не люблю).

            Игровой комплекс «Ромашка» и игровые задания  способствуют более успешному развитию познавательной деятельности дошкольников, чувственного восприятия и личности в целом, а также развивает речевое общение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_ns.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Сенсорное развитие дошкольников с нарушением слуха»

                                                                                      Воспитатель ГБДОУ №60

                                                                  Невского района Санкт-Петербурга

                                                                  Алексеева Маргарита Владимировна 

        В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, вопросы сенсорного воспитания детей занимали одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.И Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. На основе данных разработок А.В.Запорожцем, А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной, Л.А.Венгером, Н.Н.Поддъяковым и др. была создана целостная система сенсорного воспитания дошкольников. Особенности сенсорного развития дошкольников с нарушением слуха стали предметом научных исследований  ученых в данной области и позволяют утверждать о том,  что изучение вопросов сенсорного воспитания имеет актуальность и в наши дни. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

        Нарушение слуха в раннем и дошкольном  возрасте оказывает особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов, в развитии сенсорно-перцептивной сферы. Как говорил Л.С.Выготский, при выпадении какого-либо органа чувств, другие органы начинают выполнять такие функции, которые не выполняются ими обычно. Зрение у глухого человека, осязание у слепого играют не ту же роль, что у человека с сохранными органами чувств, так как должны воспринять и переработать огромное количество информации, которая у нормальных людей проходит другим путем.  

           У детей с нарушением слуха выявлено снижение скорости приема и переработки информации через различные анализаторы. Так отмечается  в развитии зрительного восприятия: снижение скорости восприятия, его обедненности, неполноте анализа и синтеза воспринимаемого материала, затруднениям в определении пространственно-временных отношениях, трудностям опознаниям предметов, воспринимаемых в необычном ракурсе. У глухих и слабослышащих детей нарушения моторики могут иметь вторичный характер в связи со слабостью кинестетических ощущений, дефектностью вестибулярной функции, определяющей недостаточность равновесия и координации движений.

           Особое значение для неслышащего ребенка приобретают речекинестезические ощущения и восприятия – кинестетический контроль в процессе овладения им устной речью (при овладении произносительной стороной речи и при восприятии речи при чтении с губ).

            Важное место в жизни глухого человека занимают вибрационные ощущения и восприятия, которые компенсируют потерю слуха. С помощью вибрации возможно различие свойств предметов; ориентировка в пространстве; восприятие музыки и т.п.

           У детей с нарушением слуха  обнаруживаются трудности словесных обозначений свойств предметов и самих предметов, предъявляемых для осязания. Способы распознавания часто оказываются несовершенными.

           От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями,  зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир. Поэтому я поставила перед собой цель – посредством игр и игровых упражнений формировать сенсорные способности детей с нарушением слуха, их интерес к окружающему миру.

           Задачи:

-    формировать у детей системы перцептивных действий;

-    формировать у детей системы сенсорных эталонов;

- обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции  разнообразных видов деятельности;

-     формировать и расширять представления детей об органе чувств (глаза, уши, нос, язык);

-     расширять словарный запас;

-  воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; бережное отношение к себе.      

           Вся коррекционная работа по сенсорному развитию  у детей  проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением, как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.

 В целях проведения игр и игровых упражнений по развитию по обогащению чувственного опыта (обследовательские игровые упражнения по определению вида, запаха, цвета, формы и других качеств предметов) был разработан игровой комплекс "Ромашка". Для этого подобран наглядный материал и изготовлены дидактические пособия.

В игровой  комплекс входят:

  1. "Вертолина" – круг со стрелкой разделен на 5 секторов. На каждом секторе знаковое изображение и подписи различных действий (ощущений): потрогай, послушай, понюхай, попробуй, посмотри.
  2. Ширма с двумя воротиками для  рук; знаковое изображение "Потрогай". Материалы для развития тактильных ощущений: п/э парные игрушки "Найди пару", мелкие объемные и плоскостные игрушки, геометрические формы, образцы предметов из ткани, дерева, меха; "Угадай, что это?"; шершавые буквы и цифры.

     Контейнеры:

  1. два больших контейнера со знаковыми изображениями "Послушай" – с предметами на развитие слухового восприятия (свистки, гармошка, трещотка, погремушки, бубен); шумовые коробочки.
  •  "Посмотри" – картинки, калейдоскоп, фонарик, диаскоп.
  • 6 небольших контейнеров: (знаковое изображение "Понюхай", "Попробуй")  для баночек с отверстиями на крышках для наполнения пахнущими веществами: кофе, чай, корки апельсина, лимона, ватка смоченная духами, кусочки лука,  чеснока, яблока, моркови, капусты и т.д.
  1. Набор "Попробуй" – п/м подносики, тарелочки,  мисочки, ложечки, чашечки для заполнения различными продуктами и определения вкусовых  ощущений. Материал подбирается в процессе  проведения различных игровых упражнений: натуральные овощи, фрукты, продукты.
  2. Д/игры: лото "Подбери предмет" (по аналогии "Вертолина");
    домино "Понюхай, попробуй, послушай, посмотри".
  3. Набор картинок "Угадай, что это?". Загадки-описания овощей, фруктов  (по форме, по цвету, по вкусу, где растет).
  4. Пиктограммы для определения эмоциональных состояний при проведении игровых упражнений.
  5. Развивающая игра "Подбери и назови" – конструкция из кубиков для нахождения объекта по заданному алгоритму (по цвету, форме, вкусу; эмоциональные  состояния).
  6. Набор картинок для составления алгоритмов на коврографе (по форме, цвету, вкусу; люблю, не люблю).

            Игровой комплекс «Ромашка» и игровые задания  способствуют более успешному развитию познавательной деятельности дошкольников, чувственного восприятия и личности в целом, а также развивает речевое общение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация семинара-практикума «Организация работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения»

Помощь воспитателям и специалистам ДОУ в организации работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения...

Консультация "Роль развивающей предметно-пространственной среды в сенсорном развитии дошкольников с нарушением зрения"

Консультация для воспитателей работающих с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья...

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Развитие личности ребенка дошкольного возраста в процессе социализации в человеческом сообществе и нравственное воспитание всегда было в центре внимания и педагогов и родителей. Процесс воспитания дет...

Роль изобразительной деятельности в развитии дошкольников с нарушениями слуха

Воспитание творчески активного молодого поколения – одна из главных задач современного общества. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования н...

Пути развития и формирования сенсорных способностей дошкольников с нарушением слуха

Методические рекомендации по организации занятий с детьми с особыми образовательными потребностями по слуху Образовательная область "Познавательное развитие"...

Консультация для воспитателей и родителей на тему: «Роль строительных игр в развитии дошкольников с нарушением слуха»

Материал раскрывает значение строительных игр для развития дошкольников с нарушением слуха...

Презентация на тему: "Эстетическое развитие дошкольников с нарушениями слуха"

Эстетическое развитие детей с нарушениями слуха происходит в разных формах организации деятельности: занятиях, театрализованных играх и зрелищах, праздничных утренниках, вечерах развлечений, экскурсия...