Консультация для воспитателей и родителей на тему: «Роль строительных игр в развитии дошкольников с нарушением слуха»
консультация по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Суханова Наталья Михайловна

Материал раскрывает значение строительных игр для развития дошкольников с нарушением слуха

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей и родителей на тему:

«Роль строительных игр в развитии дошкольников с нарушением слуха»

Строительные игры – увлекательная творческая деятельность, в которой неслышащие дети выражают свои впечатления о строительстве, транспорте, о труде взрослых людей.

Основным в строительной игре является практическое ознакомление со строительной деятельностью человека, подражание ей. Строительные игры содержат в себе значительный познавательный элемент: в них дети с нарушением слуха практически применяют строительный материал разнообразных форм и размеров, сравнивают его, располагая детали в постройке, практически осваивают пространственные отношения, познают величину, форму, цвет. В этих сравнениях дети накапливают богатый сенсорный опыт, имеющий важное значение в их интеллектуальном, художественном и речевом развитии.

Значителен в этой игре и элемент движения. Сооружение постройки позволяет удовлетворить растущую потребность ребенка с ограниченными возможностями здоровья в движениях. Начиная строить, дети переносят строительный материал к месту стройки, затрачивают известные физические усилия, размещают его на полу или на столе; при этом активно действуют их руки; дети переходят с места на место, наклоняются. В играх с мелким строительным материалом развивается мелкая моторика пальцев рук, крупная моторика тела.

Одним из важнейших условий в развитии замысла игры являются разнообразные впечатления детей о том, что они строят, во что играют. Эти впечатления могут быть получены детьми разными путями, иногда путем наблюдения строительства, рассматривания картины, иногда на основе показа и рассказа педагога.

Для того, чтобы возникший замысел был реализован в игре необходимо развивать у детей находчивость, умение проявлять инициативу в отыскании нужного материала и использовании его для реализации замысла, умение использовать соответствующие жизненные впечатления, опыт, договариваться с товарищами, распределять между собой поручения, роли в предстоящей игре.

Развитие умения строить помогает воспитывать у неслышащих детей умение практически, своими руками, добиваться результата. Основные строительные умения дети приобретают на занятиях по конструированию; они осваивают элементарное строение тех предметов, которые можно создать, - стены дома, крышу, окна, колонны и т. д. На занятиях дети учатся целесообразному использованию строительных деталей, осваивают простейшие способы художественного оформления построек.

В игре открывается возможность применить полученный опыт строительных умений не в простом повторении тех построек, которые были показаны воспитателем на занятиях, а в осуществлении замысла, возникающего у детей под влиянием разнообразных жизненных впечатлений и т. д.

Строительные игры способствуют развитию у детей с нарушением слуха бережного отношения к игрушкам, трудолюбия, умения проявлять усилие, преодолевать трудности, заканчивать начатое дело.

В совместной строительной игре у детей формируются ценные качества личности: умение договориться с товарищами о том, что и как будут строить, помочь друг другу в процессе стройки, поддержать инициативу товарища, а вместе с тем настоять на своем, доказать преимущества своего замысла игры.

В игре дети обучаются руководить и подчиняться общим требованиям, совместными усилиями развертывать замысел стройки. Участники советуются друг с другом, намечают известную очередность процессов, направляют свои усилия к общей цели, согласовывают деятельность в темпе, в сроках начала и завершения работы.

В качестве наиболее эффективных путей педагогического руководства строительной игрой глухих дошкольников можно отметить: показывание приемов стройки, обыгрывание построек, вопросы к детям о том, что они хотели бы построить, наблюдение с ними построек в ближайшем окружении и предложение построить то, что наблюдали. Продуманные приемы руководства игрой дают ощутимые результаты. Строительные игры становятся богаче по содержанию, постройки более разнообразными, лучше технически выполненными.

Важным приемом руководства строительной игрой является последовательность внесения строительных материалов с учетом постепенного усложнения форм, разнообразия размеров деталей и сложности их соединения. Продуманная последовательность внесения материалов в сочетании с показом способов их применения, рассматриванием рисунка постройки не только повышает интерес к строительным играм, совершенствует технику стройки, но и является также важным условием развития замысла, точности, зрительного восприятия, способности анализа и синтеза.

Одним из эффективных путей педагогического руководства является установление взаимосвязи строительной и сюжетной игр. Это позволяет развить у неслышащих детей интерес к строительной игре, учит активнее раскрывать замысел и намечать перспективы развертывания стройки и последующие игры с нею.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Роль компьютерных игр в развитии дошкольника»

Консультация для родителей на тему:«Роль компьютерных игр в развитии дошкольника»...

Консультация для родителей на тему: «Роль компьютерных игр в развитии дошкольника»

Существуют разные мнения по поводу возраста, с которого следует начинать обучение детей работе с компьютером....

Консультация для родителей на тему "Роль дидактических игр в развитии дошкольника"

Консультация на тему "Роль дидактических игр в развитии дошкольника"...

Консультация для родителей на тему: «Роль лепки во всестороннем развитии дошкольника».

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка...

Роль изобразительной деятельности в развитии дошкольников с нарушениями слуха

Воспитание творчески активного молодого поколения – одна из главных задач современного общества. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования н...

Консультации для родителей на тему:"Роль изобразительной деятельности в развитии дошкольника".

Консультации для родителей на тему:"Роль изобразительной деятельности в развитии дошкольника"....

Консультации для родителей на тему:"Роль театральной деятельности в развитии дошкольника".

Консультации для родителей на тему:"Роль театральной деятельности в развитии дошкольника"....