«Формирование патриотической культуры в старшем возрасте, как способ самовыражения и самопознания себя в окружающем мире»
статья (подготовительная группа) на тему
«Формирование патриотической культуры в старшем возрасте, как способ самовыражения и самопознания себя в окружающем мире»
Детский сад выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование патриотической культуры в старшем возрасте, как способ самовыражения и самопознания себя в окружающем мире»
Василенко Татьяна Александровна,
Воспитатель
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Теремок»
город Лянтор, Сургутский район ХМАО Югра
Дошкольный возраст это – время первоначального становления личности, формирования и развития человека как полноценного члена человеческого общества. Для этого необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать гражданина своей страны – личности гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально творческой. Таким образом, детский сад выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине. Как не велика наша страна, человек связывает чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос. Воспитывая у нашей детворы любовь к этим местам, мы закладываем в них первые ростки большого патриотического чувства любви к Родине. Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей малой родине и стране.
Необходимо создать условия для самопознания и самовыражения у детей основ воспитания любви к своей семье, малой родине и стране. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
-формировать простейшие способы понять и познать себя в социуме;
- формировать коммуникативные навыки;
- формировать элементарные знания о правах человека;
- расширять представлений о малой родине, о России;
- повышать познавательной активности детей,
- обеспечивать возможности эмоционального и двигательного самовыражения детей в различных видах деятельности.
Для решения поставленных задач был разработан план работы с детьми и родителями.
Тема | Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
1. Я и мое имя | «Как я вижу свое имя»- рисунок. Разучивание стихотворений с детьми. | "Что значит мое имя"- презентация имени ребенка.
|
2 Я и моя семья | «Моя семья»- рисунок. Чтение художественной литературы по теме «Моя семья» Создание с детьми альбома «Моя семья» | Создание генеалогического древа, семейного герба. |
3.Я и мой детский сад | Фоторепортаж одного дня из жизни ребенка в детском саду. Интервью детей о жизни в детском саду. | День открытых дверей. |
4. «Радуга дружбы» | Участие в праздниках «Крещение», «Масленица», «День народного единства». Работа по ознакомлению детей с различными национальностями в мини-музее «Дружба народов». Дидактическая игра «Опиши куклу в национальном костюме». | Индивидуальные консультации. |
Я и мое имя. Цель: Дать детям представление о праве каждого человека на имя, значении имя, его происхождении. Воспитывать уважительное отношение к своему имени и именам других людей. Воспитывать любознательность, интерес к происхождению и значению имени.
Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение. Почему это имя ему было дано и насколько оно популярно среди ровесников. Ведь имя дается человеку при рождении и сопутствует ему всю жизнь, являясь своеобразной карточкой его носителя.
Детям в следующем году предстоит идти в школу, где их будут называть полным именем. Часто полное имя вызывает у детей насмешку, удивление. Чтобы этого не произошло, нужно заранее познакомить детей с их полным именем, с его значением, научить бережному отношению к имени. Как мы будем относиться к своему имени, так и люди будут относиться к нам.
Формы работы: "Что значит мое имя"- презентация имени ребенка.
Создание папки – передвижки «Тайна имени», «Как я вижу свое имя»- рисунок, разучивание стихотворений с детьми.
Я и моя семья. Цель: Расширение представлений детей об истории семьи, родословной, семейных традициях, самоопределение себя на генеалогическом дереве.
Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. знание своего генеалогического древа поможет детям узнать историю создания своей семьи, свою родословную, сформирует у детей представление о семье и семейных традициях.
Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».
Формы работы: Создание генеалогического древа, «Моя семья»- рисунок, чтение художественной литературы по теме «Моя семья», создание с детьми альбома «Моя семья».
Я и мой детский сад. Цель: привить любовь и уважения к детскому саду, развивать ощущение сплоченности в группе; учить преодолевать трудности в общении, формировать позитивное отношение к сверстникам;
воспитывать способность к взаимопомощи, взаимовыручке.
Формы работы: фоторепортаж одного дня из жизни ребенка в детском саду, интервью детей о жизни в детском саду.
«Радуга дружбы». Цель: формировать у детей нравственных основ личности, через привитие любви к родному краю, развитие толерантности и уважение к людям разных национальностей.
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Формы работы: Участие в праздниках «Крещение», «Масленица», «День народного единства», работа по ознакомлению детей с различными национальностями в мини-музее «Дружба народов», дидактическая игра «Опиши куклу в национальном костюме», театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира.
Таким образом, каждая тема подкрепляется различными продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование, театрализованные представления, коммуникативные игры и танцы и др.).
В результате проведенной работы дети расширили представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же в ходе развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы.
У ребят сформированы волевые качества: умение ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. У воспитанников сформированы такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм.
Активная связь с родителями воспитанников дала свои результаты. Эта работа вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, способствует сохранению вертикальных семейных связей. А это и есть первые ростки - патриотического воспитания.
Список литературы:
- А.Ф. Яфальян «Школа самовыражения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ, КАК СПОСОБ САМОВЫРАЖЕНИЯ И ПОЗНАНИЯ СВОЙСТВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Этот материал может быть полезен для воспитателей ДОУ, педагогам дополнительного образования.Ежедневно ребенок открывает для себя новые предметы в окружающем мире. Этим открытием он стремится поделить...
Мастер – класс на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследование окружающего мира»
Эффективный прием работы по формированию экологической культуры через исследование окружающего мира с помощью сказки....
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира...
Самоанализ мастер- класса «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследование окружающего мира»
Самоанализ мастер- класса «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследованиеокружающего мира»...
Мастер-класс «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира»
Материал будет полезен для педагогов детей дошкольного возраста...
Влияние сверстников на формирование психологической культуры детей старшего возраста
Информация для педагогов и родителей о том, каким образом сверстники могут влиять на формирование психологической культуры у ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения...