«Формирование патриотической культуры в старшем возрасте, как способ самовыражения и самопознания себя в окружающем мире»
статья (подготовительная группа) на тему
«Формирование патриотической культуры в старшем возрасте, как способ самовыражения и самопознания себя в окружающем мире»
Детский сад выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование патриотической культуры в старшем возрасте, как способ самовыражения и самопознания себя в окружающем мире»
Василенко Татьяна Александровна,
Воспитатель
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Теремок»
город Лянтор, Сургутский район ХМАО Югра
Дошкольный возраст это – время первоначального становления личности, формирования и развития человека как полноценного члена человеческого общества. Для этого необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать гражданина своей страны – личности гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально творческой. Таким образом, детский сад выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине. Как не велика наша страна, человек связывает чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос. Воспитывая у нашей детворы любовь к этим местам, мы закладываем в них первые ростки большого патриотического чувства любви к Родине. Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей малой родине и стране.
Необходимо создать условия для самопознания и самовыражения у детей основ воспитания любви к своей семье, малой родине и стране. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
-формировать простейшие способы понять и познать себя в социуме;
- формировать коммуникативные навыки;
- формировать элементарные знания о правах человека;
- расширять представлений о малой родине, о России;
- повышать познавательной активности детей,
- обеспечивать возможности эмоционального и двигательного самовыражения детей в различных видах деятельности.
Для решения поставленных задач был разработан план работы с детьми и родителями.
Тема | Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
1. Я и мое имя | «Как я вижу свое имя»- рисунок. Разучивание стихотворений с детьми. | "Что значит мое имя"- презентация имени ребенка.
|
2 Я и моя семья | «Моя семья»- рисунок. Чтение художественной литературы по теме «Моя семья» Создание с детьми альбома «Моя семья» | Создание генеалогического древа, семейного герба. |
3.Я и мой детский сад | Фоторепортаж одного дня из жизни ребенка в детском саду. Интервью детей о жизни в детском саду. | День открытых дверей. |
4. «Радуга дружбы» | Участие в праздниках «Крещение», «Масленица», «День народного единства». Работа по ознакомлению детей с различными национальностями в мини-музее «Дружба народов». Дидактическая игра «Опиши куклу в национальном костюме». | Индивидуальные консультации. |
Я и мое имя. Цель: Дать детям представление о праве каждого человека на имя, значении имя, его происхождении. Воспитывать уважительное отношение к своему имени и именам других людей. Воспитывать любознательность, интерес к происхождению и значению имени.
Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение. Почему это имя ему было дано и насколько оно популярно среди ровесников. Ведь имя дается человеку при рождении и сопутствует ему всю жизнь, являясь своеобразной карточкой его носителя.
Детям в следующем году предстоит идти в школу, где их будут называть полным именем. Часто полное имя вызывает у детей насмешку, удивление. Чтобы этого не произошло, нужно заранее познакомить детей с их полным именем, с его значением, научить бережному отношению к имени. Как мы будем относиться к своему имени, так и люди будут относиться к нам.
Формы работы: "Что значит мое имя"- презентация имени ребенка.
Создание папки – передвижки «Тайна имени», «Как я вижу свое имя»- рисунок, разучивание стихотворений с детьми.
Я и моя семья. Цель: Расширение представлений детей об истории семьи, родословной, семейных традициях, самоопределение себя на генеалогическом дереве.
Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. знание своего генеалогического древа поможет детям узнать историю создания своей семьи, свою родословную, сформирует у детей представление о семье и семейных традициях.
Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».
Формы работы: Создание генеалогического древа, «Моя семья»- рисунок, чтение художественной литературы по теме «Моя семья», создание с детьми альбома «Моя семья».
Я и мой детский сад. Цель: привить любовь и уважения к детскому саду, развивать ощущение сплоченности в группе; учить преодолевать трудности в общении, формировать позитивное отношение к сверстникам;
воспитывать способность к взаимопомощи, взаимовыручке.
Формы работы: фоторепортаж одного дня из жизни ребенка в детском саду, интервью детей о жизни в детском саду.
«Радуга дружбы». Цель: формировать у детей нравственных основ личности, через привитие любви к родному краю, развитие толерантности и уважение к людям разных национальностей.
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Формы работы: Участие в праздниках «Крещение», «Масленица», «День народного единства», работа по ознакомлению детей с различными национальностями в мини-музее «Дружба народов», дидактическая игра «Опиши куклу в национальном костюме», театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира.
Таким образом, каждая тема подкрепляется различными продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование, театрализованные представления, коммуникативные игры и танцы и др.).
В результате проведенной работы дети расширили представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же в ходе развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы.
У ребят сформированы волевые качества: умение ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. У воспитанников сформированы такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм.
Активная связь с родителями воспитанников дала свои результаты. Эта работа вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, способствует сохранению вертикальных семейных связей. А это и есть первые ростки - патриотического воспитания.
Список литературы:
- А.Ф. Яфальян «Школа самовыражения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ, КАК СПОСОБ САМОВЫРАЖЕНИЯ И ПОЗНАНИЯ СВОЙСТВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Этот материал может быть полезен для воспитателей ДОУ, педагогам дополнительного образования.Ежедневно ребенок открывает для себя новые предметы в окружающем мире. Этим открытием он стремится поделить...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/13/picture-622858-1428939147.jpg)
Мастер – класс на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследование окружающего мира»
Эффективный прием работы по формированию экологической культуры через исследование окружающего мира с помощью сказки....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/07/picture-291660-1378498066.jpg)
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/11/picture-1125326-1552326499.jpg)
Самоанализ мастер- класса «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследование окружающего мира»
Самоанализ мастер- класса «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследованиеокружающего мира»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/10/picture-1447935-1673345729.jpg)
Мастер-класс «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира»
Материал будет полезен для педагогов детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/12/picture-1443424-1670864235.jpg)
Влияние сверстников на формирование психологической культуры детей старшего возраста
Информация для педагогов и родителей о том, каким образом сверстники могут влиять на формирование психологической культуры у ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения...