Средства развития культуры речевого общения у дошкольников.
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Культура речевоо общения, средства развития культуры речевого общения у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Средства развития культуры речевого общения у дошкольников. | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
А.С. Барсукова,
г. Челябинск
Средства развития культуры речевого общения у дошкольников.
Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативной функции речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и просторечья, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения. Так как одной из важных частей культуры общения является речь, поэтому и воспитывать культуру общения дошкольников необходимо именно через формирование коммуникативных функций речи.
Так что же такое культура речевого общения? Культура речевого общения – это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Она заключается также в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для каждого конкретного случая средство для выражения своей мысли. такое определение культуры речевого общения дает нам О.М. Казарцева.
Рассмотрим условия успешного развития речи и формирование речевых умений и навыков у детей, которые составляют основу культуры речевого общения:
- потребность общения, или коммуникации.
Общение возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, в развитии речи предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание рассказать о чем-то.
- общение возможно только с помощью общепонятных знаков: слов, их сочетаний, различных оборотов речи.
Следовательно, детям нужно дать образцы речи, или создавать речевую среду.
- речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта дошкольника, от объема и динамичности его знаний. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Материал должен быть значимым общественно или личностно. Это также необходимое условие речевого развития.
Существует и обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и в обществе. Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Рассказ дошкольника будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания или воображаемые картины.
Содержание для бесед, для рассказов, дают книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания - вся окружающая ребенка жизнь.
Хорошее знание того, о чем дошкольник говорит, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по нескольку раз.
По мнению А.А. Леонтьева, только развитие всех сторон речи, в том числе и культуры речевого общения у дошкольников подготовит их к дальнейшему совершенствованию связной речи, как в плане отбора языковых средств, так и логики выстраивания связного высказывания.
Основной задачей работы по развитию культуры речевого общения является вооружение дошкольников умением содержательно, грамматически правильно выражать в устной речи свои и чужие мысли. Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа над устной речью начинается с расширения и совершенствования словаря. Знакомя детей со словами, мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением и текстом.
Таким образом, формирование культуры речевого общения у детей дошкольного возраста способствует развитию мышления, социализации дошкольников, развивает интерес к окружающему миру, помогает ребенку полноценно развивать свои способности.
Библиографический список:
1. Казарцева, О.М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения / О.М. Казарцева. - М. : Флинта, 2008. - 496с.
2. Леонтьев, А. А. Речевая деятельность и психология речи, основы речевой деятельности / А.А. Леонтьев. -М. : Просвещение, 2001г. - 428с.
3. Соколова, В.В. Культура речи. Культура общения/ В.В. Соколова. - М.: Просвещение, 2005.- 212с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Режиссерская игра как средство развития навыков речевого общения дошкольников с ОНР.
Театрализованная игра, как разновидность сюжетно-ролевых игр, оказывает существенное влияние на ход психофизического развития ребенка. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание литер...
Методическая разработка "Психогимнастика как средство развития невербальных компонентов общения у дошкольников"
Методическая разработка по психогимнастике, которая направлена на развитие невербальных компонентов общения у дошкольников....
Презентация "Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения старших дошкольников"
Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения старших дошкольников...
Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста через создание проблемных ситуаций
•Культура речевого общения дошкольника это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарно...
«Подвижная игра как средство развития навыков невербального общения у дошкольников».
Аннотация:Данная методическая разработка посвящена вопросу использования подвижной игры как средства развития навыков невербального общения для социальной адаптации воспитанников, определенных Ф...
Реализация речевых ситуаций, направленных на развитие культуры речевого общения
Цель данной разработки: развитие культуры речевого общения у старших дошкольников при помощи речевых ситуации, данные ситуации проводились на вербальной основе, а похожие на них на не вербальной...
Консультация для родителей Воспитание культуры речевого общения у дошкольников
Воспитание культуры речи у детейПравильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей следует обучать детей как можн...