Рабочая программа. Целевой раздел.
методическая разработка (средняя группа) на тему

Абудалипова  Хамида Сабировна

 Разработан с учетом ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение  «Детский сад комбинированного вида №12 «Росинка»

        

Рассмотрено                                                                                                                                                                                                                           УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического совета                                                                                                                                                                              приказом заведующий

протокол  № 1 от «02» сентября.2014 года                                                                                                                                                                      МБДОУ «ДС КВ  №12 «Росинка»

                                                                                                                                                                                                                               №157 от «03» сентября    2014 года                                                                                        

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

группа «Б»

общеразвивающей направленности

для детей от 4 до 5 лет

срок реализации 2014/2015 учебный год

                                                                                                                                                                                                                     Воспитатели:

Абудалипова Х.С.

Хорошилова Е.И. 

        

п.г.т. Высокий

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Рабочая программа по обучению и развитию детей группы «А» общеобразовательной направленности от 4 до 5 лет разработана  в соответствии с основной образовательной программой (далеее – ООП) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №12 «Росинка» (далее МБДОУ),  базовое содержание которой составляет Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой

При разработке  рабочей программы использовались следующие нормативные документы:

  • Конституция РФ, ст.43, 72;
  • Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.);
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155;зарегистрирован в Министерства образования и науки  РФ  14 ноября 2013 г., регистрационный № 30 384.
  • «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; от 15 мая 2013 г. N26
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
  • Устав МБДОУ «ДСКВ №12 «Росинка».

  1. Цели и задачи

Цель — создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, поддержка различных форм детской активности и инициативы.

Задачи:

  • охранять и укреплять физическое и психическое здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
  • создатьблагоприятные условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединить обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формировать общие культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • формировать социокультурную среду, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечивать психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

1.2. Принципы и подходы к формированию программы

Принципы Программы:

  • поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
  • партнерство с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  •  уважение личности ребенка;
  •  реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
  • принципкомплексно-тематического построения образовательного процесса;
  • принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
  • принцип варьирования образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей.

Рабочая  программа  является  «открытой»  и  предусматривает  вариативность,  интеграцию,  изменения  и  дополнения  в соответствии с требованиями ФГОС ДО и по  мере  профессиональной необходимости.

1.3. Значимые характеристики группы «А» общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет

Количество детей: 23, из них девочек: 11 , мальчиков: 12

Группа здоровья: IIгр.  -21ч., III гр.-1ч.,  I. гр.- 1ч.

Социальный статус семей детей группы

Социальный  статус  семей

Всего

Многодетные семьи

Неполные  семьи

Дети-инвалиды

Дети, находящиеся под опекой

Неблагополучные семьи

Возрастные особенности детей группы общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполнятся не ради их самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделять такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преображение образа.

Для детей этого возраста особенно характерны феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объёма и величины. Например, если им предъявить три чёрных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – чёрных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится  предметом активности детей.Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделят речь тех и ли иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделятся лидеры. Появляются конкурентность,  соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведёт к развитию образа Я ребёнка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребёнка, его детализацией.

Особенности психологического развития детей группы «А» общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет.

             Уровень познавательного развития и осведомленности у детей этой группы выше  среднего. Нарушения поведения отсутствуют. Дети с удовольствием находят решение проблемных ситуаций, устанавливают причинно- следственные связи. Самооценка адекватная, дети, как правило, объективно оценивают результат своей деятельности. Уровень психического развития выше у девочек. В речевых заданиях девочки опережают мальчиков. Они более развиты физически и  интеллектуально. Играют дружно, все вместе, предпочитая сюжетно-ролевые игры, в микрогруппы объединяются по интересам и уровню развития. Речь девочек больше соответствует содержанию игры и интонациям взятой роли. Большинство детей имеют адекватную самооценку, у двоих человек самооценка завышена и у двоих находится на низком уровне.

1.4. Результаты освоения ООП.

В соответствии с ФГОС ДО (раздел «Требования к результатам освоения ООП дошкольного образования», п. 4.1.) требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и ДОУ, реализующего Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки, установленным требованиям образовательной деятельности и развития детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Однако, нам, педагогам,  нужно выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Современная тенденция образования подразумевает постепенное смещение акцента тестового (традиционного) подхода в сторону аутентичной оценки, которая строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (непосредственно образовательной деятельности, игровых ситуациях, праздниках, развлечениях, в ходе режимных моментов и т.д.) а не в надуманных ситуациях которые используются в тестовой системе. Специальные тесты используются для выявления детей группы риска.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

  • ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
  • ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
  • творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
  •  ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
  • Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
  • Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
  • Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
  • Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
  • У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложных.
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

            В соответствии с ФГОС ДО (в разделе «Требования к условиям реализации основной ООП дошкольного образования», п. 3.2.3) проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится нами  в рамках педагогической диагностики, с целью оценки эффективности педагогических действий, для дальнейшего планирования работы с ребёнком.

С учётом требований реализации ООП ДОУ по критериям реализуемых образовательных областей нами разработаны диагностические карты и инструментарий к ним (приложение 4).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по разделу программы «Истоки» «Мир, в котором мы живем»

Основная цель.Разностороннее, полноценное развитие личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей до уровня, соответствующего ...

Рабочая программа по разделу "Экологическое воспитание" для группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет.

Рабочая программа по разделу "Экологическое воспитание"  для группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет....

Рабочая программа по разделам: "Труд", "Здоровье"

Рабочая программа расчитана для работы с детьми второй группы раннего возраста...

Рабочая программа по разделу Художественно-эстетическое воспитание "Школа маленького актера" для детей от 5 до 7 лет.

Программа предназначена для изучения и применения в дальнейшее практической деятельности педагогам дошкольного воспитания, которые часто используют в работе театрализованные постановки с детьми дошкол...

Образовательная программа. Целевой раздел с региональным компонентом "Кубань - Родина моя"

Принято:педагогическим советомПротокол № __ от «__»__2014г. УТВЕРЖДЕНА:приказом МБДОУ Д/С 7 №__ от «___» ___2014 г.Зав. Н.Н.Любимова___________       Образовате...

Рабочая программа по разделу «Ребенок познает мир» для детей средней группы

Рабочая программапо разделу «Ребенок познает мир» для  детей средней группыПояснительная запискаРабочая программа по разделу «Ребенок познает мир» (ОО «Познание») для детей средней группы составл...

Рабочая программа по разделу "Ребёнок открывает мир природы" для детей 3-4 лет

Обогащение представлений детей о растениях, животных, о человеке и объектах неживой природе. Календарно - тематический план....