Исследовательский проект «Наша картошка»
проект (подготовительная группа) на тему

 Расширение знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о процессе посадки и выращивании растений в комнатных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nasha_kartoshka.docx42.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

«Наша  картошка» 

 (исследовательский проект)

Выполнила  воспитатель

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

Кипко –Кулага С.Г.

г.  Покачи  2014 г.

Паспорт проекта « Наша картошка»

Тип  проекта:

Среднесрочный (с марта по май), групповой, познавательно – исследовательский, творческий.

Интеграция образовательных областей: Познание, Здоровье, Труд, Художественное творчество, Коммуникация, Музыка, Чтение художественной литературы.

Актуальность проекта:

Необходимость расширения знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о процессе посадки и выращивании растений в комнатных условиях.

Состав проектной группы:

воспитатель и воспитанники группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Проблема проекта:

Можно ли вырастить картофель в комнатных условиях?

Проектная идея:

Создать в группе детского сада огород на подоконнике.

Цель проекта:

- вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию картофеля в комнатных условиях.

Задачи проекта:

1.Учить детей ухаживать за картофелем в комнатных условиях.

2.Обобщить представление детей  о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста и развития картофеля.

3. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности;

4. Воспитывать бережное отношение к своему труду воспитанников.

5. Привлечь к работе проекта родителейhttp://wallpapers1920.ru/img/picture/Jan/25/f81380730cffb0e8f6b2ad60d5c5888f/1.jpg

Этапы реализации проекта:

1 ЭТАП – подготовительный

Деятельность педагога

Взаимодействие с семьёй

Деятельность детей

Подбор и изучение методической литературы.

Выявление уровня знания детей о процессе посадки и выращивания овощных культур.

Создание предметно- развивающей среды по теме проекта.

Проведение консультации для родителей

«Участие в проекте «Наша картошка».

Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки.

Дети выбирают семенной материал,  изучают правила ухода и потребности картофеля.

Этапы реализации проекта:

2  ЭТАП –  реализация проекта

Деятельность педагога

Взаимодействие с семьёй

Деятельность детей

Подбор методической и художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о картофеле.

Подбор  материала  и оборудования для опытно - экспериментальной деятельности

Пополнение папки дидактическими играми по экологии.

Организация выставок, конкурсов:

- рисунков-аппликаций детей «Как растёт картофель»,

-«Угадай название овоща» и др.

- Беседы о том, как выращивают картофель на огороде,

- Рассматривание  картофеля, посадка картофеля,

- Занятия с детьми:

«В мире растений»,

«Все начинается с семечка»,

«Посев  картофеля»,

«Первые всходы»

- Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус»,

«От какого овоща эта часть?» и др.

- Разучивание  стихов, загадок, поговорок о картофеле.

Сочинение сказок о картофеле.

- Слушание и разучивание песен о картофеле.

- Опытно-экспериментальная деятельность:

-  «Строение картофеля»

-  «Размножение, рост, развитие растений»

-  «Условия, необходимые для жизни картофеля»:

Земля / Выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т.д./

Вода / Выявить насколько вода необходима для роста картофеля/

Солнце/Определить роль солнца в жизни картофеля/

Человек/ Выявить насколько картофель нуждаются в уходе человека.

Оформление рекомендаций для родителей по организации наблюдений за картофелем.

Участие  в эстетическом оформлении «огорода»

Этапы реализации проекта:

3  ЭТАП –  заключительный

Деятельность педагога

Взаимодействие

с семьёй

Деятельность детей

Проведение вторичной диагностики

Составление отчета о проделанной работе;

Оформление документации;

Подготовка презентации проекта.

Оформление выставки семейных альбомов «Что я знаю о картошке»

Защита альбомов  (индивидуальная, ребенок-родитель)

Работа с родителями по проекту «Наша картошка»

1.Провести индивидуальные беседы с родителями для участия их в проекте «Наша картошка».

2. Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, картофель  для посадки.

3. Домашнее задание –  с детьми отобрать неповрежденный  картофель для посадки в огороде, созданного  на подоконнике.

4. Создание  совместных работ детей и родителей по проекту. Расширить представление у детей о применении картофеля  в пищу.

Ожидаемый результат:

1.  Дети научатся сажать и ухаживать за картофелем и познакомятся с условиями его  роста, будут учиться подмечать рост картофеля в комнатных условиях.

2. Дети научатся ухаживать за «огородом» с картофелем.

3. У детей сформируются знания и представления о росте картофеля в комнатных условиях в контейнере с почвой.

4. Ребята научатся изображать художественными  способами овощные культуры.

5. У дошкольников сформируется бережное отношение к труду взрослых.

Проблема:

Мы решили провести эксперимент с  картошкой  на участке детского сада. Высадили картофель прямо на грядке и в контейнере. И решили понаблюдать: где картофель прорастёт быстрее. Но пришло время отпусков, многие ребята уехали. Эксперимент не удался.

Но мы были удивлены тому, что картофель пророс, вырос и  дал хороший урожай. Мы собрали его. А у ребят возник вопрос: сможет ли картофель вырасти дома, в комнате?

Сможет ли вырасти картофель в комнатных условиях?

Что мы знаем о картофеле?

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Картофель растет  на грядке в деревне,

на даче, в поле.

Картофель это овощ.

Картофель можно использовать в пищу.

Сможет ли вырасти картофель в комнатных условиях?

В каких условия лучше растет картофель?

Долго ли он растет?

Идея! Давайте создадим огород на подоконнике!

Ход реализации проекта «Наша картошка»

5 слайд.    На первом подготовительном  этапе  была проведена следующая работа:

Деятельность педагога:

Подбор и изучение методической литературы

Выявление уровня знания детей о процессе посадки и выращивания овощных культур.

Создание предметно развивающей среды по теме проекта.

Взаимодействие с семьёй

Проведение консультации для родителей

«Участие в проекте «Наша картошка».

Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки.

Деятельность детей

Дети выбирают семенной материал,  изучают правила ухода и потребности картофеля.

6-8   слайд.   На втором этапе    –  реализации проекта  дети наблюдают за ростом растений, проводят опыты, эксперименты. Устанавливают связи: растение - земля, растение - вода, растение-свет, растение - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети знакомятся с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривают иллюстрации, картины. Проводятся занятия, дидактические игры, беседы и т.д.

9 слайд.    На третьем  заключительном этапе производится  анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской   деятельности детей.

10 слайд. Проводилась   Работа с родителями по проекту «Наша картошка». Планировались:

-  индивидуальные беседы с родителями для участия их в проекте «Наша картошка»,

- домашние задания   с детьми - отобрать неповрежденный  картофель для посадки в огороде, созданного  на подоконнике,

- создание  совместных работ детей и родителей по проекту,

Было предложено:

- отобрать семенной картофельный материал  для посадки.

- расширить представление  у детей о применении  картофеля  в пищу путём совместного с ребёнком приготовления блюда из картофеля.

11 слайд.      Ожидаемый результат:

1.  Дети научатся сажать и ухаживать за картофелем и познакомятся с условиями его  роста, будут  учиться  подмечать  рост  картофеля  в комнатных условиях.

2. Дети научатся  ухаживать за «огородом» с картофелем.

3. У детей сформируются знания и представления о росте картофеля  в комнатных условиях в контейнере с почвой.

4. Ребята научатся изображать художественными  способами овощные культуры.

5. У дошкольников сформируется бережное отношение к труду взрослых.

12 слайд.   Работа над проектом «Наша картошка» началась с того, что    мы с ребятами  решили провести эксперимент с  картошкой  на участке детского сада. Высадили картофель прямо на грядке и в контейнере. И решили понаблюдать: где картофель прорастёт быстрее. Но пришло время отпусков, многие ребята уехали. Эксперимент не удался.

Но мы были удивлены тому, что картофель пророс, вырос и  дал хороший урожай. Мы собрали его. А у ребят возник вопрос: сможет ли картофель вырасти дома, в комнате?

13 слайд.  Была проведена  беседа с детьми в группе.

У нас возникла проблема:  Что мы знаем о картофеле?

Оказывается, знаем мы о картофеле немало, но многое хотели бы ещё узнать. Например:

Сможет ли вырасти картофель в комнатных условиях?

В каких условия лучше растет картофель?

Долго ли он растет?

У детей появилась идея-создать огород на подоконнике.

14 слайд Ребята действительно знают не мало о картофеле. Но были созданы проблемные ситуации,  где ребята должны были  проявить познавательную мотивацию: показано, в виде циклической матрицы.  Где еще кроме  огорода можно посадить картофель? (На подоконнике в группе создать огород) для сравнения, где быстрей прорастет картофель выбрали:

- темное место

- холодное (балкон)

-  подоконник с контейнером поливаем  и другой  без полива

Где взять семена? (Попросить у взрослых, купить в магазине, привезти с дачи.)

Кто будет ухаживать за картофелем? (Ухаживать будут дети с  воспитателем.)

Каким образом  можно добыть сведения  о картофеле?( Спросить у взрослых, подобрать худ литературу (стихи ,загадки, пословицы,  посмотреть мультфильмы),  «Вершки и корешки»

15 слайд.    На данном слайде Вы видите план  реализации проекта.

16 слайд.  предметно-развивающая среда   нашей группы  стала так же  местом поиска ответов на познавательные вопросы ребят.

Это дидактические игры, уголок самостоятельной художественной деятельности, огород на окне, где мы наблюдали за ростом картофеля, альбомы с изображением овощей, подбор художественной литературы

17 слайд.  Для  проведения организационной деятельности

по проекту «Наша Картошка» нужно было:

1.  Подобрать художественную литературу, иллюстрации, фото, рисунки,  материал по данной теме.

2. Подобрать материал: контейнеры, почвогрунт, клубни картофеля и оборудование для опытов и экспериментов.

3. Составить перспективный план мероприятий.

18 слайд.  На втором этапе –  реализации проекта   мы с детьми:

- Рассматривали иллюстрации, картины с изображением овощей сравнивали их по цвету, форме, размеру,

- Беседовали о том, как выращивают другие овощи на огороде, в теплице и оранжереях.

19  слайд.  Просмотрели с детьми презентацию «Овощи»,  где дети получили дополнительную информацию об овощах  в стихотворной  форме.

20 слайд. Работа над проектом  проводилась  в Непосредственно-образовательной деятельности, и в  дидактических играх.

1 занятие. Изучение картин с изображением   овощей, беседа о них.

2  занятие. «В мире растений»,

3  занятие. «Для чего нужны семена?»

4  занятие «Посадка картофеля»,                                                                         5  занятие «Овощи - это витамины»

6 занятие Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки». Обсуждение, разучивание стихотворений о картофеле.

7 занятие Чтение  «Картошка среди овощей», разучивание пальчиковой гимнастики.

Д/игры

«Назови овощ по описанию»,  «Где растет?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?»,

«Назови по описанию»

21 слайд.  Так же были  проведены эксперименты с картофелем  где     мы рассматривали  и сравнивали клубни картофеля и  луковицы и сажали картофель.

Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение картофеля», «Условия, необходимые для роста картофеля», «Размножение,    Рассматривание и сравнения клубней картофеля и  луковиц и  посадка картофеля.

22 слайд.  На этом слайде вы видите схему роста и развития картофеля.

Ребята имели представление  о последовательности предстоящей работы:

Что планировалось? Какие действия были произведены? Что получилось в результате?

23 слайд. В результате бесед и  обследования помещения  нашей группы, ребятами было выбраны разные условия для роста и развития картофеля

Плодородная почва для опыта (картофель и почва)

Светлый подоконник для опыта (картофель и вода)

подоконник группы, темный шкаф, для опыта (картофель и свет),

подоконник и холодный балкон для опыта (картофель и тепло)

• Ребята приготовили для работы на огороде: лейки, совочки, грабельки.

Слайд.  Влияние почвы  на рост и развитие картофеля.

Для опыта был закуплен почвогрунт для овощей.

нужно было подобрать семена – клубни картофеля, подготовить почву для высадки, посадить клубни в землю, наблюдать за ростом растений, поливать.

Проводилось занятие-  исследование: «Свойства почвы». Мы узнали, какая нужна почва для посадки картофеля, выяснили свойства почвы:  вес, черного цвет,  сыпучесть.

Материал, оборудование: почва в контейнерах.

Вывод: для роста и развития картофеля необходима плодородная почва.

Слайд.  Влияние воды для роста и развития картофеля

Вода

Проводилось занятие -  эксперимент:      «Вода и картофель»

Цель: Выявить насколько вода необходима для роста картофеля.

Материал, оборудование:  контейнеры с землей и проросшим картофелем (один поливают регулярно, второй не поливают)

Вывод: для роста и развития картофелю нужна вода.

Слайд.  Влияние света для роста и развития картофеля.

Свет

Цель: Определить роль света в жизни картофеля .

Материал, оборудование:  контейнеры с землей и проросшим картофелем (один стоит на солнышке, другой поместили в темное помещение)

27 сайд  Влияние отсутствия  света  на  рост и развития картофеля.

Темнота

Цель: Определить насколько  темнота  влияет на рост  картофеля.

Материал, оборудование:   горшок с  картофелем   поставили в темное место, и поливали.

Вывод: для роста и развития картофеля нужен свет.

28 слайд   Влияние холода на  рост и развития картофеля.

Холод

Цель: Выяснить насколько  холод  влияет на рост  картофеля .

Материал, оборудование:  горшок с картофелем (поставили на холодный балкон).

Вывод: для роста и развития картофеля нужно тепло.

Слайд.    Как влияет уход на  рост и развития картофеля.

Уход

Цель: Выявить, насколько картофелю  необходим уход человека.

Материал, оборудование:  контейнеры с землей и картофелем (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю).

Вывод: для роста и развития картофеля необходим уход.

К продуктивно – творческой деятельности детей   подключили и родителей. На собрании мы рассказывали о проекте, его целях и задачах, сделав акцент на то, что без  помощи и участия родителей дома будет трудно осуществить задуманное.

Родители вместе с детьми рисовали, готовили блюда, читали художественную литературу, подготовили альбом «Что я знаю о картофеле?», а также мастерили поделки  из картофеля.

Продуктивно – творческая работа детей  дома

30 слайд рисуем

31 слайд рассматриваем, трудимся

32 слайд работа с Д / игрой «Овощи»

33 слайд совместные работы мамы и ребенка: поделка из картофеля и приготовление блюда из картофеля

34 слайд Чтение худ литер, рисование, продуктивная деятельность.

35 слайд  рисуем, «Готовим вместе»

36 слайд  готовим блюдо из картофеля

37 слайд Альбом «Все о картофеле»

38 слайд   -  Заключительный Этап реализации проекта

Мы подвели итоги реализации проекта.

Оформили выставку рисунков - аппликаций  детей.

Провели праздник «Царевна Картошка».

Оформили альбом «Что я знаю о картошке».

Сделали выводы по  реализации проекта: Картофель может вырасти в комнатных условиях. Для его нормального роста и развития  необходимы плодородная почва, вода, свет, тепло и уход .

39 слайд    Мы получили следующие  результаты по  проекту «Наша картошка»

В группе на подоконнике был разбит «Огород».                                                  2.   Дети научились ухаживать за картофелем и познакомились с условиями его содержания

3.    У детей сформировались знания о росте и развитии картофеля в комнатных условиях.

80% родителей были вовлечены в работу над проектом.

40 слайд (  Продукты детской деятельности)

По окончанию проекта был проведен -

праздник «В огородном царстве- государстве»

41 слайд  Дети отражали в своих работах по аппликации и рисованию как рос  картофель, пытались отразить через продуктивную деятельность условия влияющие на  рост.

42 слайд  Аппликация  «Как цветет картофель»

43 слайд       Картошка в комнатных условиях может уродиться   на славу!  Если будут созданы все условия необходимые для роста и развития растения.

Я считаю, что использование   проектной  деятельности  в работе – несёт  положительные результаты: сформированы начала экологической культуры у детей; осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы: у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.                                                                                                                    Работа над исследовательскими проектами интересна тем, что диапазон знаний детей оказывается чрезвычайно широким, он и  постоянно возрастает, так как малыши начинают добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства.

Родители  совместно с детьми принимали активное участие в работе над проектом: в сборе материала для продуктивной  деятельности детей, в подборе литературы.

Активное участие  родителей  в работе над проектами доказывает, что  родителей  волнует то, над чем мы работаем с детьми. Например: во что мы будем сажать картофель? Какой картофель нужен для посадки : проросший или нет.

Совместная  деятельность  детей и  родителей  позволила увидеть взаимоотношения детей и родителей в семье, помогла выявить интересы детей и рационально спланировать работу с родителями; благодаря налаженным контактам сложилась непрерывная цепочка: воспитатель - ребенок - родители - воспитатель.

Совместная системная работа с  родителями  помогает детям обогащать знания об окружающем, развивать способности и наклонности в разных видах деятельности, развивать речь и мышление, получать уроки коммуникативной культуры, учиться справляться с проблемными ситуациями.

Родители  поняли важность своего личного участия в процессе воспитания и образования  детей.

Родители расширили возможности сотрудничества   со своими детьми, прислушиваясь к их мнению, вовлекаются  в воспитательно-образовательный процесс своей группы.

Анализ проведённой совместной проектной  деятельности  позволил сделать следующие выводы:

•        Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.

Участники проекта - дети получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного  отношения к окружающему миру.

•        Совместная проектная деятельность помогла   родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в  воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

Проект можно  развивать, пополнять новыми проблемами и способами их решения,  (участники - дети, родители, педагоги).

Проект  при желании педагогов можно  воспроизвести в условиях любого детского сада. При реализации проекта, каждый педагог сможет выстроить или сконструировать свой воспитательно-образовательный процесс  достаточно эффективно.

В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:

"Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму".

Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ исследовательский проект

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ,ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ...

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»...

Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Название исследовательского проекта «Вода».

Актуальность  проекта:Все живое  на  Земле  нуждается в  чистой воде. Она  основа  здоровья  и  жизни.Проблема:Зависит  ли  жизнь  обитателе...

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

Научно-практическая конференция детских исследовательских проектов «Творчество народов России» Тема исследовательского проекта: «Кукла-оберег»

Краткая аннотацияТряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими ру...