Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольников
материал ( группа) на тему
доклад по экологическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskoy_kultury_kak_bazovogo_osnovaniya_lichnosti_doshkolnikov.docx | 16.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольников
Обращаясь к проблеме формирования экологической культуры как основополагающей цели экологического образования, необходимо отметить, что она имеет богатые исторические корни. Большой, если не сказать наиболее значимый вклад в данный вопрос внесли наши отечественные философы (Н.А. Бердяев, В. С. Соловьев) в силу того, что им присущ в значительной степени, ставший традиционным интерес к взаимоотношениям человека как с его социальной, так и с природной средой.
Расширение границ научного познания, философское переосмысление и более широкое толкование экологии как науки требуют расширения сферы экологического образования за пределы биолого-географических рамок в другие образовательные области, переосмысления его статуса в системе образования, понимания его не как части образования, а как нового наполнения всего образования, что обусловливает более широкую трактовку понятия «экологическая культура».
В современных исследованиях мы находим довольно разнообразные определения сущности этого понятия. Безусловно то, что формирование и развитие экологической культуры – сложный процесс, который обеспечивается согласованными влияниями идеологии, политики, права, науки, производства, образования и просвещения. Экологическая культура становится регулятором отношений человека (общества) и природы, ориентирована на перспективу и связана с решением глобальных проблем современности, а также с дальнейшим прогрессом социального развития.
В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой экологической культуры.
Сущность экологической культуры, по мнению Б.Т. Лихачева, может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами.
Таким образом, экологическая культура как базисное личностное основание имеет сложную структурно-компонентную характеристику.
В научной литературе обычно выделяют две стороны в системе экологической культуры: материальную (все формы взаимодействия общества с природой и результаты этого взаимодействия) и духовную (экологические знания, умения, убеждения, навыки).
По мнению А.А. Вербицкого, экологическая культура выступает как совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая выживание и развитие человека.
Экологическое мировоззрение выделяется рядом исследователей как базовый компонент, все определяющее ядро экологической культуры. Экологическое мировоззрение – это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного и младшего школьного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.
Понятие «экологическая культура» сложное и многогранное. В детском саду закладываются основы экологической культуры в совместной деятельности педагога и ребенка.
Экологическую культуру дошкольников Рыжова Н.А. определяет как качество личности, компонентами которой являются:
-интерес к природе и проблемам ее охраны;
-знания о природных объектах и способах их охраны, защиты живого;
-нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
-экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде (совместно со взрослыми);
-мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.
В концепции экологического образования (С.Н. Николаева) в ДОУ указывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности включает:
-формирование знаний и отношения к природе, ее единству, ее значению для жизни человека, взаимодействие в системе человек – природа – общество;
-формирование интеллектуальных и практических умений средствами игр;
-воспитание ценностных ориентаций экологического характера;
-формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности нравственных суждений, в том числе и в ходе игровой деятельности;
-участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды
Итак, разные исследователи неоднозначно трактуют структурно - компонентный состав данного понятия, что дает право обосновать собственный подход к определению его сущности.
Первоначальные элементы экологической культуры дошкольников складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-пространственным миром, который их окружает.
В связи с внедрением в образовательный процесс ФГОС формирование экологической культуры личности должно стать непременной частью деятельности всей системы образования. Необходимым условием формирования экологической культуры является осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с природой. Способность прогнозировать отдаленные последствия вмешательства человека в природные взаимосвязи составляет необходимую черту экологической культуры.
Это означает, что необходимо проанализировать возможности всех факторов, влияющих на формирование экологической культуры:
- Концепции непрерывного экологического образования
-Экологического воспитания в ДОУ и начальной школе и соблюдение преемственности между ними.
-Личности педагога
-Экологической развивающей среды.
Первоначальные элементы экологической культуры закладываются в дошкольном образовательном учреждении. Не менее важным условием является соблюдение преемственности в работе по формированию экологической культуры между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой.
В ДОУ успех формирования экологической культуры зависит не только от того, как педагог понимает этот процесс, но и от создания необходимых условий для воплощения их в учебно-воспитательный процесс.
Выделим основные из них: учет возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы дошкольниками и младшими школьниками, усиление межпредметных связей, реализация краеведческого подхода, тесная связь с жизнью и трудом, взаимосвязь обучающей и нерегламентированной деятельности, использование примеров положительного отношения к природе педагога, взрослых и детей, формирование знаний о взаимосвязях и взаимоотношениях между природными компонентами.
Общение с природой вызывает у дошкольников и младших школьников эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействуют на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Наблюдаются любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.
В формировании экологической культуры важную роль играет краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение природы родного края и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей внутри ее, а также между природой и обществом.
Практическая деятельность детей как одно из условий формирования экологической культуры успешно осуществляется в природоохранительной работе, а также в работе на огороде и в цветниках.
Следующим условием формирования экологической культуры дошкольников выступает личность педагога, характеристика которой складывается из обобщенных требований, предъявляемых современным уровнем образовательной системы.
Главная функция педагога – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван педагог.
Воспитатель – главная фигура педагогического процесса и решающий фактор в экологическом образовании. С.Н.Николаева выделяет три аспекта его личности, определяющих конечный результат его деятельности – формирования экологической культуры:
Профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания младших школьников, понимание целей и задач экологического воспитания, систематическая реализация конкретной технологии в практике работы с детьми, творческий поиск в ее совершенствовании.
От воспитателя, его целенаправленной и систематической работы зависит дальнейшее укрепление интереса к природе, развитие нравственно-эстетических чувств, предопределяющих активную действенную позицию к природным объектам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по формированию экологической культуры и развитию речи у дошкольников
Выразительное чтение стихотворений детям дошкольного возраста. Окно в природу. Стихи о природе. – СПБ, 2013. – 35с. Данное пособие представляет собой сборник практических и методических рек...
Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольников
Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольниковОбострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках з...
Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольников
Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольниковОбострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках з...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)
Одной из актуальных в современном обществе является проблема формирования у каждого человека ценностного отношения к природе....
"Формирование экологической культуры через экспериментально - исследовательскую деятельность дошкольников" Педагогический проект.
Педагогический проект направленный на формирование экологической культуры детей дошкольного возраста....
Формирование экологической культуры личности
Формирование экологической культуры личности...
Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольников
Расширение границ научного познания, философское переосмысление и более широкое толкование экологии как науки требуют расширения сферы экологического образования за пределы биолого-географич...