Воспитание базовых свойств личности дошкольников младшего возраста на основе дидактических игр
статья (младшая группа) по теме
Этот материал для воспитателей детского сада и для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_bazovyh_svoystv_lichnosti_na_osnove_didakticheskih_igr.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание базовых свойств личности дошкольников младшего возраста на основе дидактических игр
Ранний возраст ребёнка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности.
Возникающие на ранних возрастных ступенях психологические новообразования имеют переходящее «абсолютное» значение для всестороннего развития индивида, вносят свой особый, неповторимый вклад в формирование личности.
Поэтому:
*Помните о том, что ребёнок – уникальная личность. Мы должны ценить его индивидуальность,
поддерживать и развивать.
* Дайте понять ребёнку. Что взрослые всегда готовы оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
* Проявляете внимание, деликатность и терпимость и так при воспитании детей учитывайте его точку зрения и не игнорируйте его чувства и эмоции.
* Проникайтесь чувством искреннего уважения к тому, что создаётся самим ребёнком; восхищайтесь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребёнка уверенности в себе и своих возможностях.
Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребёнка до 3-х лет- предметная игра.
Поэтому я решила использовать дидактические игры в различных моментах непосредственно образовательной деятельности для формирования у детей личных качеств в соответствии с возрастом.
При руководстве дидактическими играми детей 2 -3 лет я учитывала стремление ребёнка к самостоятельности («Я сам»). Но внимание детей ещё не устойчиво, они быстро отвлекаются.
Решение задачи а дидактической игре требует от малышей большей, чем в других играх устойчивости, внимания и мыслительной деятельности. Отсюда и трудности. Которые я преодолела, делая акцент на занимательности, использовании игровых приёмов игрушек, повышающих интерес к решению дидактических задач и воспитании личных качеств.
Занимательность игры возрастает, если в неё включить элементы загадочности: что лежит в красивой коробке, кто-то постучал в дверь, кто-то играет на инструменте за ширмой и др.
Знакомые детям игры становятся более интересными, если а их содержание вносится что-то новое, более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому игры я повторяла в разных вариантах с постепенным их усложнением.
При объяснении правил игры я внимательно смотрела то на одного , то на другого ребёнка – чтобы каждому казалось что я обращаюсь именно к нему.
Чтобы игра проходила успешно, я предварительно знакомила детей с предметами, которые будут использованы в игре, с их свойствами, изображениями на картинках. Если в игре должно прозвучать стихотворение, я заучивала его наизусть.
При подведении итогов я отмечала только положительные стороны: игроки дружно научились делать (указывала конкретно что), убрали на место игрушки; детей настраивала на положительный лад.
Нравственное воспитание детей первой младшей группы позволяет в дидактических играх не только учить их действовать в соответствии с определёнными правилами и требованиями, но и объяснить им почему в одних случаях «так нужно», а в других – «нельзя».
Одобрение со стороны взрослым добрых проявлений и неодобрение негативных позволяет им понять, как нужно поступать (это хорошо), а как нельзя (это плохо).
Усвоение социальных ценностей, происходит в коллективной деятельности, умение играть вместе приходит не сразу. Эгоцентризм ребёнка, как особенность раннего возраста, мешает ему понять, что другой ребёнок тоже имеет право на то, на что он претендует.
У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь.
Картотека дидактических игр
Хитрые Матрёшки.
Для занятия можно использовать четырёх матрёшек с одним вкладышем в каждой. Взрослый ставит матрёшек на стол, вместе с ребёнком рассматривает их. Предлагает взять матрёшку в руку и потрясти её. Обращая внимания на звук, открывая матрёшку, демонстрируя, что внутри её есть ещё одна. Обязательно следует сопровождать действия словами: «Какая маленькая матрёшка внутри большой!» Затем ребёнку предлагается показывать ту матрёшку. Которую называет взрослый: то большую, то маленькую. Далее взрослый показывает, как маленькая матрёшка выкладывается (прячется) внутри большой. Затем матрёшка закрывается. Взрослый говорит, что теперь они с ребёнком матрёшку собрали: маленькая и большая стали вместе одной матрёшкой. Малышу предлагается разобрать и собрать матрёшку самому. Взрослый оказывает посильную помощь и сопровождает действия ребёнка эмоциональными словами или потешками, приговорками:
Вот матрёшка-мама, дочка где, не знаю.
Прячется малютка, вот она какая!
Появилась дочка маленького роста
С ней матрёшка – мама, загляденье просто!
(С. Рещекова)
Кто в каком домике живёт?
Для этой игры будут нужны два домика: сделанные из картона или готовые. Причём на одном из домиков должно быть нарисовано любое животное. Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть и назвать игрушки: собачку, киску, лошадку, куклу, машинку, мяч. Затем объяснить, что в одном домике живут только зверюшки, а в другом все остальные игрушки – не зверюшки. После этого взрослый вместе с ребёнком раскладывает игрушки в тот или иной домик, приговаривая при этом: «Зверюшка, не зверюшка».
Комната для кукол.
Вариант 1. Перед ребёнком ставятся несколько предметов игрушечной мебели: стол, стульчик, кроватка, шкаф (не более четырёх). Взрослый называет каждый предмет, просит ребёнка повторить слова, показывает, кА надо пользоваться тем или другим предметом мебели, обыгрывая свои действия при помощи кукол и других игрушек.
Вариант 2. Взрослый вместе с ребёнком находит такие же предметы мебели в своей квартире. Можно немного усложнить задание, в следующий раз сравнив эти предметы по размеру или цвету; спросить, чем похожа и чем отличается игрушечная и настоящая мебель. Можно сопровождать объяснение иллюстрациями к русской народной сказке «три медведя» (разные по величине стулья, кровати и тд).
Сложи картинку.
Для этой игры потребуется несколько красочных, ярких картинок с понятным ребёнку изображением знакомых животных или игрушек (не более четырёх), разрезанных на две или четыре части, и соответственно неразрезанные, целые образцы. Сначала взрослый показывает и предлагает рассмотреть ребёнку, называя вместе с ним, что на ней изображено. Затем взрослый собирает одну разрезанную картинку сам и просит ребёнка собрать остальные, показывая, в случае затруднения образец.
«Одень куклу Машу, одень куклу Сашу…»
Взрослый предлагает ребёнку помочь одеть кукол: мальчика и девочку. В данной игре (серии игр) можно решать сразу несколько задач, познакомив ребёнка: - с сезонной одеждой; - с одеждой которая подходит мальчику или девочке (хотя на современном этапе это деление довольно-таки условно); - с одеждой, которая надевается в зависимости от ситуации (праздничная, спортивная, домашняя); - со взрослой и детской одеждой; В процессе одевания взрослый акцентирует голосом и интонацией: «Эту рубашку наденем на Сашу, а эту юбку наденем на Машу». Важно, чтобы в результате повторений ребёнок понял, что кого-то одевают, а что-то надевают.
Чьи Детки?
Взрослый показывает ребёнку картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы. Ребёнка называет животных, угадывая какие звуки они издают. Затем взрослый предлагает поиграть в игру: «чьи детки?», когда надо подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки изображающие их детёнышей.
Катание зверюшек.
Взрослый заранее готовит игрушки – различные виды транспорта (поезд, легковую машинку, велосипед, лодку) и такое же количество игрушечных зверюшек (котика, собачку, мишку, зайчика). Затем взрослый предлагает ребёнку покатать зверюшек и вместе с ним рассаживает их в разные транспортные средства.
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине,
Кот кататься не привык,
Опрокинул грузовик. (А. Барто). В процессе игры важно, чтобы ребёнок повторял во время действий фразы: «Мишкаедет на поезде, зайчик катается на лодке, котик едет на машине» и тд.
Список используемой литературы
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. 2-еизд., испр. – М., Издательский центр «Академия», 1998г.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду –М., Просвещение, 1991г.
- Павлова Л.// В д/саду. Журнал д/в №5 2003г. Сборник.
- Михеева Е. И. Развитие речи детей (под ред. Ф. А. Сохина). Развитие речи детей – М.. Просвещение, 1981г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность "Сенсорное развитие детей младшего возраста, как основа умственного воспитания"
Сенсорное развитие детей, как основа умственного воспитания...
Конспект занятия Непрерывная образовательная деятельность по познавательному развитию (экологическое воспитание) «Удивительные свойства воды» Старший возраст ( с использованием метода обучения в сотрудничестве Технологии: игровая, исследовательская)
В данной работе представлен материал по ознакомлению детей старшего возраста со свойствами воды....
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста на основе дидактического панно "Погода" НОД - "Соотношение двух групп предметов по количеству".
Обучение по данному дидактическому панно носит наглядно-действенный характер и преподносится детям в игровой форме, что способствует лучшему усваиванию учебного материала. Данное панно создано для обо...
«Сенсорное развитие детей младшего возраста как основа умственного воспитания»
Сенсорное развитие человека – одно из условий успешного овладения любой деятельностью. Развитие науки и техники, стирание граней между физическим и умственным трудом требуют гармоничного сенсомо...
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРОГРАММЕ БАКАЛАВРИАТА Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности экологического воспитания детей старшего дошкольног...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста на основе дидактической системы Фридриха Фрёбеля
Учебно-методическое пособие "Дары Фребеля" как средство формрирования умственных и творческих способностей дошкольников....
Мастер - класс для педагогов, работающих с детьми раннего возраста. «Духовно-нравственное воспитание детей раннего (младшего) возраста на основе фольклорного речевого материала».
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт наро...