Дифференцированный подход к детям в процессе музыкальной деятельности
консультация на тему

Кручинина Лариса Владиславовна

 

консультация для молодых специалистов

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ДЕТЯМ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(консультация для молодых специалистов)

Л.В. Кручинина музыкальный руководитель

МБДОУ Красносельский д/с «Рябинушка»

Высокогорского муниципального района

Республики Татарстан

  Нашим детям повезло. Исторически сложилось так, что постреволюционная Россия стала единственной страной в мире, где в дошкольных учреждениях работают профессиональные педагоги-музыканты. В расчёте именно на них строились и строятся программы не только музыкального, но во многом и эстетического воспитания.

   Никого не нужно убеждать в важности музыкального развития дошкольников. Музыка, как ни какой другой вид искусства, находит дорогу к сердцу ребёнка, побуждает его к самовыражению. В связи с этим, на нас (музыкальных руководителях), лежит большая ответственность: новейшая психология убедительно доказывает, что для воспитания, музыкального в том числе, возраст от 3 до7 лет намного важнее последующего периода. Именно в детском саду закладывается фундамент, происходит накопление решающих музыкальных впечатлений. Поэтому нам нельзя упустить ни одного ребёнка, ведь то, что в этом возрасте упущено, позднее исправить сложно. «Если душа остаётся невозделанной чуть ли не до 7летнего возраста, в ней уже не вырастет то, что надо было сеять раньше» (Золтан Кодай)

   В последнее время в нашей жизни, общественной и профессиональной, происходит много перемен. Общество изменяется, развивается. И в связи с этим, идёт процесс модернизации образования. Если раньше педагогика ориентировалась в основном на потребности государства, общества, и очень редко на интересы самого ребёнка, то теперь главным объектом процесса образования является ребёнок, его полноценное личностное развитие, успешная самореализация в жизни.

   Сложность задач, стоящих перед педагогами вообще и  музыкальными руководителями в частности, усугубляется ещё и тем, что наряду с возрастными особенностями, существуют очень большие индивидуальные различия между детьми, которые тоже должны учитываться в процессе воспитания, и музыкального в том числе. Выявление не только отстающих, но и музыкально одарённых детей, является специальной и очень важной задачей педагогов, работающих с дошкольниками.

   Музыкальные способности, как и любые другие, формируются и развиваются в деятельности. Традиционно в детском саду было и остаётся четыре основных вида деятельности – это слушание, пение, музыкально-ритмические движения и игра на детских музыкальных инструментах. Каждый вид музыкальной деятельности предъявляет к педагогам-музыкантам свои требования.

  (Проведение слушания музыки требует от педагога профессионального владения инструментом для «живого» исполнения музыки, музыковедческих знаний, позволяющих анализировать её. Музыкант, работающий с детьми, должен быть тонким педагогом и психологом, чтобы правильно оценить прочтение ребёнком музыкально-художественного образа, с уважением отнестись к нему. )

   Слушание музыки. Мировая музыкальная культура накопила немало сочинений, понимание которых доступно и полезно детям дошкольного возраста. Я стараюсь ввести ребёнка в мир фантазий, научить не только слушать музыку, но и слышать её, чувствовать, думать о том, что рассказывает музыка. Даю понять, что каждому музыка может рассказать о своём,  каждый свободен в своих мыслях, взглядах и может выразить себя по-своему.

  Дифференцированный подход при этом строится так: на первых порах после прослушивания музыки я сама рассказываю о своих впечатлениях, спрашивая: «Похоже?», «Это можно услышать?». Дети соглашаются и у них это откладывается. На последующих занятиях сильные дети активизируются естественным путём: они повторяют примерно то, что я говорила в прошлый раз.   Я соглашаюсь, в обязательном порядке поощряю их (просто хвалю или раздаю медали), и добавляю от себя другие варианты ответов. Насильно к ответу никого не принуждаю, тем более, что в этом нет необходимости: всегда есть желающие ответить, рассказать о своих впечатлениях. Постепенно, глядя на своих товарищей, активизируются и более слабые дети. К середине года в старшей, а тем более в подготовительной группе, высказаться о прослушанной музыке входит у детей не просто в привычку, а в потребность (они даже обижаются, если не спросишь). Дети все без исключения проявляют желание рассказать о своих впечатлениях, причём рассказы удивляют порой даже меня. Например: слушаем «Лебедь» Сен-Санса. Дети абсолютно без всякого намёка с моей стороны (я даже не говорю названия) слышат в музыке воду. Ответы могут быть такие:

- полянка, лёгкий ветерок играет листочками, посередине полянки течёт речка.  

- лебедь плывёт по озеру, грустит, машет крыльями

- два лебедя летят по небу, светит солнце, вокруг облака

- рыбки играют в речке;

  То есть, к 6-7 годам абсолютно у всех детей есть стойкий интерес к слушанию классической музыки, имеются любимые произведения, дети, так или иначе, высказывают свои впечатления от прослушанной музыки. И ничего страшного, что у одних они более, а у других – менее разнообразны.

Несколько лет назад в нашем детском саду появилась «картинная галерея». Это дало новый толчок нашей работе. Теперь мы пытаемся сочетать различные виды искусства, как бы иллюстрировать музыку лучшими произведениями искусства. Я попыталась подобрать музыку к некоторым картинам (в основном – пейзажам). Например: «Весенняя песня» Мендельсон – «Март» Левитан; «Мелодия для скрипки и фортепиано» Абдуллин – «Февральская лазурь» Грабарь; «Гроза» Вивальди – «Буря на Чёрном море» Айвазовский.    Образовательная деятельность  стала проходить ещё более увлекательно и интересно. Мы предлагаем детям подобрать картину к звучащей музыке или выбрать музыкальный отрывок (среди 2-3), наиболее подходящий к данной картине.   Итогом такой работы являются традиционные занятия: «Чайковский и Левитан – гимн русской природе», «Природа в музыке и живописи» «Язык музыки» и другие.

   Движения под музыку являются для детей одним из наиболее привлекательных видов музыкальной деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, реализовать свою энергию. Главную свою задачу я вижу в том, чтобы дети испытывали ощущение удовлетворения и удовольствия от выполнения разных видов движений, самоутверждались, развивали чувство ритма, творческую активность. Дети по природе своей подвижны. Учитывая эту их особенность, возрастные возможности, принцип от простого к сложному, стараюсь не забывать и об индивидуальных возможностях детей. Как в этом случае приобщать к движениям под музыку не только одарённых детей, но и неловких, заторможенных, которым нужно обрести чувство   уверенности в своих силах? Для таких детей я подбираю материал, в котором могут проявиться возможности ребёнка, его изюминка и индивидуальность, а слабые стороны наоборот, будут завуалированы. Например, есть у нас девочка  инвалид (проблемы с ногами). В прошлом году я специально под неё ставила танцы-песни. Она, стоя в середине, пела (девочка хорошо поёт: голосок чистый, звонкий), а другие дети (несколько пар или вся группа) танцевали. Другой пример: в средней группе есть игровой танец «Пастушок». Звучит песня, в середине сидит пастушок, играет на дудочке. Вокруг него танцуют девочки с платочками. Для этой игры я подбираю тех детей, которые не очень хорошо справляются с более сложными танцами. Налицо – главная роль для неуверенного, медлительного мальчика. Он – солист, которому  только и надо, что в определённое время дудеть в дудочку, а несколько девочек выполняют простые движения: приседания, взмахи платочками, кружение.

   Дети старшей и особенно подготовительной групп любят танцевать под фонограммы детских песен. Танцевать под такую музыку очень сложно: нужно чётко держать заданный ритм, который не замедлится, если кто-то что-то не успел. Дети к подготовительной группе очень неплохо справляются с такими танцами. Те из них, которых мы считали в предыдущих группах слабыми, видимо, накопив запас навыков и умений, выравниваются с детьми среднего уровня. На такие танцы, естественно, берём всех детей. Если это пары, как в танце «Кошки-Мышки», то ставим вместе способного ребёнка и менее способного, говоря на ушко первому: «помогай ему», и у менее способного постоянно хороший пример и помощь. Если это общий танец, ставлю детей врассыпную по всей площади зала в шахматном порядке. В первый ряд ставим одарённых детей, таким образом, дети свои движения с детьми первого ряда и приучаются танцевать без показа взрослого. При этом, надо не забывать хвалить, поощрять всех детей. Я придумала такой приём: говорю: «Погладьте себя по головке (щёчкам, плечикам, ножкам) и скажите себе «я – молодец!». Всем детям приятно, когда их гладят, но, поскольку я не могу несколько раз за занятие обойти и погладить каждого ребёнка, они делают это сами и очень любят эти моменты. По опыту я знаю, что при регулярных занятиях умения и навыки у детей имеют свойство накапливаться и прорываться. Ребёнок может отставать год, два, а потом вдруг «прорваться» и начать танцевать лучше многих других. Вот так к подготовительной группе выравниваются почти все дети.

  Пение - один из наименее разработанных разделов музыкальной работы с детьми. Современный подход предполагает не только разучивание песен и работу над чистотой интонирования, но и постановку детского певческого голоса и развитие вокального слуха. Этот раздел включает так же формирование элементарных хоровых и индивидуальных навыков, работу над выразительностью и музыкальностью исполнения. В процессе обучения детей пению так же необходимо постоянно помнить о дифференцированном подходе. Чтобы ребята не боялись солировать, учить этому нужно начинать уже со средней группы. Первую же песню, после того как она разучена, я предлагаю детям спеть по одному или вдвоём. Естественно, сначала откликаются наиболее активные дети. Но, постепенно, песня за песней, все дети поют на занятиях индивидуально и в парах. И ещё, не все дети могут проявить себя в хоровом пении на обычных занятиях. Я в этом убедилась, когда в первый раз ставила детскую оперу, как мне казалось в «непоющей» группе. Когда мы стали учить отдельные партии,  дети запели, раскрылись даже те, от которых мы ничего особенного и не ожидали. Сейчас мы всё чаще используем такие номера, в которых дети имеют возможность поверить в свои силы, выступить соло.

   Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей  трудно переоценить. Именно здесь ребёнок легче всего проявляет свою активность, самостоятельность. Это самый доступный для него вид исполнительской деятельности. Занятия в оркестре дают позитивный результат всем без исключения детям независимо от того, как быстро продвигается ребёнок в своём музыкальном развитии. Наши дети любят этот вид  музыкальной деятельности  больше всего. Раньше, когда я только начинала рвботать, я отбирала в оркестр наиболее одарённых детей, остальные, как мне казалось, играли неритмично, невпопад. Теперь я понимаю, что просто неправильно с ними работала. Сейчас у нас в оркестре играют абсолютно все дети. Дифференцированный же подход осуществляется так: одарённым детям  даются более сложные партии и инструменты, другим – полегче. Это на выступлениях. На обычных же занятиях дети берут инструменты какие захотят и мы либо играем запланированные произведения, либо «озвучиваем музыку», в основном классическую.

  По моим многолетним наблюдениям, я с уверенностью могу сказать, что если детей не торопить, не добиваться, не ждать быстрого результата, этот самый результат сам собой вдруг является, удивляя и поражая. Нередко, например, дети, которые не поют, рта, можно сказать не открывают, в один прекрасный день начинают петь начинают петь, причём очень неплохо. А те дети, которые двигались так, что и без слёз не взглянешь (не получая постоянных замечаний по этому поводу) и ты уже ничего не ждёшь от них, опять же вдруг, в самый неожиданный момент, видимо накопив кокой-то определённый объём умений и навыков, становятся грациозными и выразительными. Итак, планомерная работа, терпение, уважение к личности ребёнка – залог успеха и результативности.  

 

Список литературы:

  1. Радынова О.П. «Музыкальное воспитание в детском саду»  М., Просвещение, 1994
  2. Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей»  М., Владос, 1997
  3. Куревина О.А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей» М., Линка-Пресс, 2003
  4. Тарасов  «Музыка в семье муз» М.: 1989
  5. Андреева М., Антонова Л., Дмитриева О.,  «Рассказы о трёх искусствах (живопись, скульптура, архитектура)  Л.: 1966
  6. Чернов А.  «Как слушать музыку»  Л.: 1961
  7. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке?»   М., Просвещение, 1977
  8.   Музыкальный энциклопедический словарь   М., Советская энциклопедия, 1991
  9.   Интегрированный подход в реализации творческих возможностей дошкольников.  Сборник статей.  К., 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление дифференцированного подхода к детям с ЗПР в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе.

Освещены основные вопросы осуществление дифференцированного подхода к детям с ЗПР в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе....

Развитие творческих способностей у детей в процессе музыкальной деятельности

Для развития творчества наиболее благоприятным видом искусства является музыка. Благодаря своим особенностям музыка активно воздействует на развитие воображения, которое лежит в основе любого ви...

Осуществление дифференцированного подхода к детям, имеющим нарушения развития в условиях ДОУ

В раннем возрасте активно развивается нервная система, совершенствуется двигательный аппарат, крепнет весь организм. Ребенок может уже сдерживать свои желания, но на короткое время, быстро утомляется ...

Консультация "Дифференцированный подход к детям при организации физкультурно-оздоровительной работы"

Материал предназначен для работы с дошкольниками с учетом индивидуально-дифференцировнном подходе....

Использование средств диагностики и коррекции индивидуальных способностей детей и социально – психологических особенностей группы при реализации дифференцированного подхода к детям

Чтобы следить за качеством усвоения программного материала детьми, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, провожу диагностику по всем разделам программы. ...

Развитие творческих способностей детей в процессе музыкальной деятельности

Методическая разработка       Развитие творческих способностей детей  в процессе музыкальной деятельности...