Материалы родительской конференции по гендерному воспитанию
план-конспект занятия (подготовительная группа)
В конспекте познавательного занятия "Мальчики и девочки" рассматриваются особенности воспитания мальчиков и девочек: мальчики должны быть смелыми, решительными, с уважением относиться к девочкам, а девочки - скромными, добрыми и отзывчивыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit_konferentsiya_bikkuzina_s.t_0.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительская конференция по теме
«Формирование гендерной культуры у детей дошкольного возраста –
залог нравственного воспитания».
Автор: БиккузинаСабиля Ташбулатовна,
воспитатель МБДОУ «Сказка»
Мужчина и женщина – это две ноты,
без которых струны человеческого сердца
не дают правильного и полного аккорда
Д. Мадзини
Цель родительской конференции:
- способствовать привлечению родителей к воспитанию и образованию детей;
- повышать правовую и психолого – педагогическую культуру родителей;
- создавать условия для доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом;
- оказывать семье практическую помощь.
В настоящее время во всех образовательных учреждениях дошкольного и школьного звеньев остро назрел вопрос о формировании гендерной культуры среди детей. И это не случайно. Чем же вызвана эта проблема и какие факторы влияют на формирование гендерной культуры. Мы сегодня об этом поговорим, а также о перспективах гендерного воспитания в нашем детском саду. В современном мире высоких технологий заметно происходит стирание граней между мужскими и женскими профессиями, отношений к семейным обязанностям. Что же происходит? Что значит в нынешнее время быть «настоящим» мужчиной и «настоящей» женщиной. Именно мама с папой, а потом детский сад и школа учат детей быть мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Сергей Михалков говорил: «Все начинается с детства», поэтому закладывание гендерных стереотипов в детское сознание необходимо начинать с раннего возраста. И в этом направлении наш детский сад ведет углубленную работу. В основе гендерного воспитания лежит нравственное воспитание, общие цели которого одинаковы для представителей обоих полов, но личностные качества мальчиков и девочек дифференцированы, т.е. различия.
Главные задачи гендерного воспитания -формировать в детях качества мужественности и женственности и готовить их к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей; воспитывать культуру взаимоотношений между девочками и мальчиками.
Если ребёнок не научится великолепно рисовать, петь или танцевать - это не беда. Плохо, если он не научится культуре поведения и общения, не будет искренним в своих чувствах и поступках, не научится любить, понимать и принимать другого человека, сочувствовать людям, радоваться их успехам, с уважением и вниманием относиться к представителям своего и противоположного пола. Для того, чтобы работа по гендерному воспитанию в детском саду проводилась целенаправленно, результативно, хотелось бы, чтобы и родители были не только в курсе происходящей инновационной деятельности, но и приняли активное участие в педагогическом процессе. Какие гендерные понятия будут заложены в дошкольном возрасте, с таким багажом личностных характеристик ребенок войдет во взрослую жизнь.
В детском саду провели интервьюирование среди детей разных возрастных групп.
Основные направления деятельности детского сада
по гендерному воспитанию.
Развитие ребёнка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и где и в каком окружении он живёт. Иначе говоря, правильно организованная взрослыми среда, в которой живёт ребёнок, способствует его развитию. Посещая группы вы, наверное, заметили, что в группах оборудованы центры активности, где размещаются материалы для всех видов деятельности: игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, двигательной и т.д. Группы оборудованы современной мебелью, пособиями, развивающими играми и игрушками.
Предметно - развивающая среда является одним из основных средств развития личности ребенка. И роль воспитателя раскрыть возможности группового пространства для развития личности ребенка, организации предметно – развивающей среды с учетом гендерного подхода. В детском саду игровые зоны расположены с учетом дидактических принципов:
- принцип непересекающихся зон для игр мальчиков и девочек;
- принцип уважения к интересам и потребностям ребенка, предоставление свободы в игровой деятельности;
- принцип паритета, т.е. одинаковое количество игрового материала как для мальчиков, так и для девочек.
Для организации предметно – развивающей среды большое внимание уделяется игровой деятельности детей: сюжетно – ролевым играм, режиссерским (играм с макетами).
В детском саду в 2008 – 2009 учебном году был проведен смотр – конкурс «Использование макетов в работе с детьми с учетом гендерных особенностей». В создании макетов принимали участие воспитатели, дети и, конечно, значительная помощь была оказана родителями воспитанников детского сада. Воспитатели в содружестве с родителями детей определили тематику макетов. Были представлены на конкурс разнообразные макеты для развития режиссерской игры с учетом возраста детей и гендерного подхода:
Для мальчиков послужила тематика:
- Бытовая: «Гараж», «Аэропорт», «Железная дорога. Депо»,
«Улицы нашего города», «Бензозаправочная станция», «Автопарк»;
- Военная: «Военная база», «Пограничная застава», «Блокпост»;
- Специализированная: «Фермерское хозяйство», «Конный двор»;
- Историко – биологическая: «Древний мир», «Мир динозавров».
Для девочек»
- Бытовая: «Моя квартира», «Салон красоты», «Дом быта», «Домик Барби»;
- Специализированная: «Магазин», «Больница»;
- Сказочная: «Дворец принцессы», «Сказочный город».
Дети тоже не остались в стороне, помогали воспитателям делать макеты – модели, макеты – карты, создавали соответствующие персонажи, подбирали мелкие игрушки- маркеры.
В этом учебном году проведен смотр – конкурс «Мини – среда в группах для выполнения социальных ролей». Сюжетно – ролевые игры очень важны для развития социальных взаимоотношений между мальчиками и девочками. Игру принято называть «спутником детства». Она составляет основное содержание жизни ребенка, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением.
В сюжетно-ролевой игре решается центральная проблема всего детства: поиск своего места среди взрослых людей. Удивительно, что ребенок, живя полной жизнью в настоящем, тем не менее устремлен в будущее. И, конечно, игра - важное условие для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, приобретает гендерную направленность.
Для того, чтобы у детей был хороший багаж знаний о социальной действительности и они могли эти знания отображать в игре, для этого воспитатели проводят с детьми познавательные беседы. Так строятся блочно – тематические занятия:
Блок 1 «Открой себя».
- «Я и мое имя»
- «Вот такая я, вот такой я».
- «Расскажи о себе»
- «Мои умные помощники»
- «Кто такой «Я»
Блок 2 «Я. Ты. Мы».
- «Это ты, это я, это все мои друзья».
- «Я и другой: мы - разные»
- «Как я отношусь к другим детям»
Блок 3 «Мальчики и девочки»
- «Я – мальчик, я – девочка»
- «Винтики – конфеточки, мальчики и девочки»
- «Я думаю, что я могу… Я знаю, что я могу!»
- «Мужчины и женщины в семье»
Блок 4 «Азбука общения»
- «С кем ты дружишь»
- «Дружба мальчиков и девочек»
- Страна игрушек»
Блок 5 «Этот странный взрослый мир»
- «Никого роднее мамы в целом мире нет»
- «Папа для меня пример»
- «Моя семья»
- «Традиции моей семьи»
- «Мир профессий»
Чтение художественной литературы с учетом гендерного подхода для развития эмоциональной отзывчивости у мальчиков и девочек
Рисование на темы:
- «Портрет моей мамы»
- «Портрет моего папы»
- «Кем я стану»
Аппликация
- «Страна игрушек»
- «Моя семья»
В детском саду созданы условия для развития детей с учетом гендерного подхода:
- игровые уголки для мальчиков и девочек, приобретены игрушки, игровые пособия;
- оформлен стенд «Наша гордость мальчики, наша прелесть девочки», «Наши чемпионы». (СЛАЙД)
- были оформлены стенгазеты «Мы - мальчики, мы - девочки» (СЛАЙД).
Третий год в детском саду выявляются чемпионы среди детей старшего дошкольного возраста по уровню физической подготовленности с учетом гендерных особенностей. Имена победителей мальчиков и девочек вывешены на «Доске чемпионов».
Закон "Об образовании" призывает сделать родителей равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Огромная роль в процессе формирования отношения к миру у детей принадлежит взрослым, особенно близким людям.
Показать пример такого отношения, помочь заложить его, могут только взрослые, окружающие ребенка прежде всего его мама и папа. В.А.Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».
Основой социального развития детей в познавательной сфере являются такие понятия, как семья, друзья, правила поведения. Охватить все эти понятия помогает необычная форма работы "Встречи с интересными людьми" целью и задачами являются:
-формировать у детей понятие "трудовая деятельность", женские и мужские профессии;
-показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;
-демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека;
-помогать поддерживать и развивать избирательное отношение детей к окружающему миру;
-способствовать усвоению детьми нравственных и этикетных норм.
Гостями таких встреч были родители, работающие в ГИБДД, пожарной части, больнице, во Дворце спорта, в Доме детского творчества. И. конечно, взрослые с удовольствием рассказывают детям о своих увлечениях, хобби: мамы, которые занимаются рукоделием (вышиванием, макраме, вязанием, лоскутным искусством), коллекционированием и т.д. Подобные встречи в конечном результате формируют положительное, созидательное отношение к миру.
Уважаемые родители! Каждый из вас может стать «героем» этих встреч. Ваши дети будут гордиться вами, если вы расскажите о своей профессии, о своих увлечениях.
Эксперимент только начался, но уже заметны — пусть еще крохотные — сдвиги в поведении малышей. Основной элемент воспитания — игра. Младшую группу озадачили: дети, кто из вас мальчик — возьмите себя за ушки. Все берут. А после серии ролевых игр малыши научились себя идентифицировать, кто — мальчик, а кто — девочка.
Детям читают сказки, например "Красную Шапочку". А потом идет игра. Малышам задают вопрос: как бы себя на месте волка повел настоящий мужчина? Их подводят к ответу, что он на самом деле должен был помочь Красной Шапочке донести корзинку до дома, защитить в лесу от опасностей. Есть бабушку ни в коем случае волк как настоящий джентльмен не должен.
Родители экспериментом довольны.
Родители тоже являются участниками эксперимента. Ведут протокол своего общения с чадами, помогая педагогам в процессе моделирования личностей будущих мужчин и женщин.
А мужчинам и проще от этого, уже не нужно быть лидером, принимающим решения и ответственным за все серьезные проблемы в семье.
Ученые пришли к выводу, что основы мужской и женской индивидуальности следует закладывать с детского сада. Кроме того, психологический пол ребенка, мальчика или девочки, всегда закладывает именно папа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Основы гендерного воспитания у дошкольников в семье и детском саду».
Презентация для родительского собрания в ДОУ на тему "Гендерное воспитание". Понятия, особенности, организация....
Презентация к родительскому собранию по гендерному воспитанию "Мальчики и девочки два разных мира"
Презентация к родительскому собранию по гендерному воспитанию "Мальчики и девочки два разных мира"...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ»
Гендер называют социальным полом, так как человек взаимодействует с другими людьми в социуме и поведение его может быть разным в различных взаимодействиях....
Августовская педагогическая конференция Тема: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ»
Введение Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происхо...
план-конспект родительского собрания "Особенности гендерного воспитания мальчиков и девочек"
Тема: «Особенности гендерного воспитания мальчиков и девочек»Цель: ознакомление с полоролевыми вопросами в воспитании детей дошкольного возраста.Задачи:1. Показать актуал...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО ГЕНДЕРНОМУ ВОСПИТАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ В ДЕТСКОМ САДУ» (с участием детей)
Формирование ценностей своего пола происходит, прежде всего, в семье. Огромную роль здесь играют семейные традиции, отношения между папой и мамой, бабушкой и дедушкой, братом и сестрой. Ребенок подраж...
Родительское собрание по гендерному воспитанию в младшей группе «МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ – ДВА РАЗНЫХ МИРА»
В настоящее время на первое место в педагогике вышла проблема учета воспитания мальчиков и девочек. В специальной педагогической литературе возникли понятия «гендер»(от англ....