Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников
консультация на тему

Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, «проблемы». Одни проблемы сглаживаются с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям со стороны взрослых. Специалисты выражают озабоченность увеличением низкого уровня коммуникативного и познавательного развития детей, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь. Такие препятствия дети сами, без специального психолого-педагогического сопровождения, преодолеть не в состоянии. Дошкольник попадает в систему специфических межличностных отношений, что порождает у него чувство неуверенности, вызывает «ожидание неуспеха». Это может вызвать искажение процесса формирования «образа Я», то есть уже в этом возрасте привести к отклонениям в развитии личности (в ряде случаев скрытый стресс может выливаться в агрессивные вспышки и немотивированное поведение). Но именно в дошкольном возрасте происходит, по словам А.Н.Леонтьева, фактическое складывание личности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_kommunikativnogo_povedeniya_obrabotka.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников.

Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, «проблемы». Одни проблемы сглаживаются с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям со стороны взрослых. Специалисты выражают озабоченность увеличением низкого уровня коммуникативного и познавательного развития детей, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь. Такие препятствия дети сами, без специального психолого-педагогического сопровождения, преодолеть не в состоянии. Дошкольник попадает в систему специфических межличностных отношений, что порождает у него чувство неуверенности, вызывает «ожидание неуспеха». Это может вызвать искажение процесса формирования «образа Я», то есть уже в этом возрасте привести к отклонениям в развитии личности (в ряде случаев скрытый стресс может выливаться в агрессивные вспышки и немотивированное поведение). Но именно в дошкольном возрасте происходит, по словам А.Н.Леонтьева, фактическое складывание личности человека.

Причины, порождающие такое неблагополучие в психическом развитии, могут быть разными. Одна из самых существенных состоит в недостаточном состоянии здоровья ребенка, то есть нарушениями биологической основы (наличие легкой органической симптоматики, функциональных расстройств, длительных соматических заболеваний и пр.). Но только быть физически здоровым оказывается недостаточно: ребенок нуждается в благоприятной социально-педагогической (развивающей) среде, включающей специально организованное предметно-игровое окружение, условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, для овладения детскими видами деятельности (социальный фактор развития). Несмотря на увеличение информационного потока, на достижения науки и техники, стало распространенным явление, известное под названием «педагогическая запущенность». Причем педагогически запущенные дети часто имеют обеспеченных родителей, живут в полных семьях, но где, налицо выраженный содержательный дефицит детско-родительских отношений.

Помимо недостаточности биологического и социального факторов, препятствующих нормальному развитию ребенка, выделяют и третью причину, которая заключается в существенном снижении активности ребенка (эмоциональной, двигательной, познавательной, коммуникативной, речевой). Речь идет о психологической активности, которая, по сути, является важнейшим условием развития деятельности, поведения, адекватного отношения ребенка к окружающему миру и оказывает существенное влияние на их качественные характеристики.

Приведем пример. Можно часто видеть, как ребенок младшего и даже среднего дошкольного возраста идет с мамой за руку, она привлекает его внимание к различным предметам; ситуациям, что-то показывает, объясняет. Маме в данном случае принадлежит ведущая, активная роль в познании ребенка. Другой же ребенок в этой ситуации ведет себя иначе: проявляет пытливую любознательность, постоянно тянет маму к замечаемым им букашкам, звукам и пр., задает вопросы. Именно он вызывает маму на общение, он познавательно активен, коммуникабелен. Перечисленные факторы неразрывно связаны между собой, и недостаточность хотя бы одного из них может стать причиной не только трудностей в обучении, но и нарушения в развитии.

Сетования педагогов по поводу недостаточного уровня речевого развития детей (особенно связной речи) можно слышать, пожалуй, чаще других. Они говорят о существенных трудностях, возникающих у части детей при составлении рассказов «из личного опыта», по картине и серии картин; пересказывании художественных произведений; выполнении творческих заданий на дополнение незавершенных историй.

Конечно, большинство детей в ДОУ в коммуникативном отношении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовывать и пр.; свободно выражают свои просьбы, делают сообщения, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства – речевые, мимические, образно-жестовые. Их отличает живой интерес к собеседнику, которым для ребенка старшего дошкольного возраста становится сверстник.

Однако специальные наблюдения показывают, что определенная часть дошкольников в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это обнаруживается при внимательном изучении системы взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в быту, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяют его невысокий социальный статус в группе сверстников содержание общения ребенка определялось предметной средой, то потом предметный план уступает первенство социальному. Поэтому и ведущей деятельностью дошкольного детства становится игра. И главным объектом восприятия, пристального наблюдения и исследования является мир людей.

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии. Круг его общения расширяется. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Это вовсе не означает, что он не видел, не замечал их раньше, но восприятие сверстника приобретает особое качество – осознанность. Происходит идентификация себя со сверстниками («Он такой же, как я»), что коренным образом меняет отношение к нему. Если в раннем детстве ребенок существовал «рядом», параллельно со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.

Всем известна, например, ситуация, когда дети ясельного возраста играют в песочнице: каждый со своим совочком, каждый со своим ведерком, просто мирно сосуществуют. Играющего рядом ребенка в качестве объекта взаимодействия они ещё не рассматривают. Но вдруг ведерко соседа привлекает внимание ребенка, он встает, направляется именно к ведерку, отбирает его у владельца и … спокойно начинает совочком насыпать туда песок.Что же делает тот, кто лишился ведерка? Здесь возможны варианты: стоит и громко плачет, привлекая внимание мамы; кричит и тянет свое ведерко до тех пор, пока оба не падают и т.д. Главное, что оба ребенка удовлетворяют свой предметный интерес, интерес к ведерку, а не социальный. Поэтому они сами разрешить конфликт не могут. Это способны сделать только мамы.

В дошкольном возрасте дело обстоит уже иначе. Уже у младшего дошкольника сверстник вызывает живое любопытство и положительное эмоциональное отношение, становится весьма притягательным, воспринимается как объект взаимодействия. Конечно, самостоятельно наладить взаимодействие младшие дошкольники ещё не умеют, не знают, как это делается. Очень многое зависит от взрослого, от того, как он будет руководить этим процессом, научит ли своего малыша необходимым средствам привлечения внимания другого человека.

Однако современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство довольно агрессивно вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками. Этому способствует и то, что в подавляющем большинстве семей ребенок не имеет сестер и братьев. Возникающий на этой почве коммуникативный дефицит приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования в общении собственных интересов и неумения учитывать содержательную линию поведения собеседника или игрового партнера. Возникает желание «подавить» программу поведения другого ребенка, разрешить коммуникативную проблему «силовым» способом.

Из этого можно сделать вывод, что перед всеми, кто занят в сфере воспитания и обучения детей в годы, предшествующие школьному обучению, стоит серьезная задача создания условий для коммуникативного развития детей в этот ключевой для формирования личности период. Чтобы проводить специальную работу по преодолению недостатков коммуникативного поведения у дошкольников, необходимы предварительные наблюдения за детьми.

Наблюдения за детьми ведутся во время наивысшей речевой активности – в свободном, не регламентированном взрослым, общении (то есть не в ситуации занятий), на прогулке, в ролевых играх. Наблюдать за коммуникативным поведением ребенка вовсе не означает проводить специальную экспериментальную работу, выделять особое время, вести протоколы, дневники, что требует достаточно много времени, которого у воспитателей фактически нет. Многие стороны коммуникативного поведения педагоги, которые наблюдают ребенка в процессе обучения и свободное время, могут охарактеризовать сразу, без длительного ознакомления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативного поведения у дошкольников

Коммуникативный тренинг  - "Комментированное рисование" и "Работа с картинками со сменой позиции ребенка"...

Презентация на тему: "Нарушение коммуникативного поведения у дошкольников с РАС и основные методы и приемы коррекции"

Презентация отражает особенности коммуникативной функции речи у детей с РАС. Направления в системе психолго-педагогической коррекции по обучению навыкам коммуникации. Методы психолого-педагогической к...

Методическая разработка "Использование игровых методик для развития коммуникативного поведения старших дошкольников"

В данной методической разработке представлены коммуникативные упражнения, которые необходимы воспитателям, родителям для развития коммуникативного поведения старших дошкольников.В разработке предложен...

Игровые методики, направленные на развитие коммуникативного поведения старших дошкольников

В наше бурное время, не владея навыками коммуникации, человеку трудно будет адаптироваться к социальной среде. В данной публикации представлены коммуникативные упражнения, которые просто необходимы тр...

Игровые упражнения, направленные на развитие коммуникативного поведения старших дошкольников

В наше бурное время, не владея навыками коммуникации, человеку трудно будет адаптироваться к социальной среде. Коммуникативные упражнения, которые просто необходимы психологам, воспитателям, учителям....

Коммуникативные игры для дошкольников с проблемами социально-коммуникативного развития

Дошкольники могут проявлять упрямство, неуравновешенность, агрессивность по отношению к сверстникам, другие, наоборот, склонны к неуверенности в себе, излишней застенчивости, подвержены различным стра...