Коммуникативные игры для дошкольников с проблемами социально-коммуникативного развития
статья по коррекционной педагогике
Дошкольники могут проявлять упрямство, неуравновешенность, агрессивность по отношению к сверстникам, другие, наоборот, склонны к неуверенности в себе, излишней застенчивости, подвержены различным страхам, а третьим не чужды ложь и изворотливость. Есть категория детей, не способных завести себе друзей и выстроить нормальные отношения даже с родным братом или сестрой. Враждебное отношение к окружающим, отсутствие оптимальных коммуникативных навыков возникает у детей, которые чувствуют себя нелюбимыми, не заслуживающими ласки, понимания, такие дети погружены в свой особый мир, отгороженный от внешнего мира...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnye_igry_dlya_doshkolnikov.docx | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникативные игры для дошкольников
с проблемами социально-коммуникативного развития
Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
Дошкольники могут проявлять упрямство, неуравновешенность, агрессивность по отношению к сверстникам, другие, наоборот, склонны к неуверенности в себе, излишней застенчивости, подвержены различным страхам, а третьим не чужды ложь и изворотливость. Есть категория детей, не способных завести себе друзей и выстроить нормальные отношения даже с родным братом или сестрой. Враждебное отношение к окружающим, отсутствие оптимальных коммуникативных навыков возникает у детей, которые чувствуют себя нелюбимыми, не заслуживающими ласки, понимания, такие дети погружены в свой особый мир, отгороженный от внешнего мира.
Цель коммуникативных игр:
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием закрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
- развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций;
- развивать умение договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты;
- формировать коммуникативность ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.
Коммуникативные игры:
- помогают адаптироваться к условиям ДОУ
- снимают телесные зажимы
- способствуют эмоциональной разрядке
- развивает воображение
- развивают мимику и жесты
- активизирует внимание
- научают соблюдать правила
- знакомят с чувствами и учат их распознавать
- развивают социальные навыки (освоение различных способов решения конфликтных ситуаций)
- уметь распознавать эмоциональные переживания окружающих и собственные чувства
- воспитывает положительное отношение к себе, другим людям.
Классификация коммуникативных игр:
- Игры успокаивающие (релаксационные) это игры, направленные на создании мира и гармонии в ребёнке. Эти игры ещё могут нам напомнить релаксационные упражнения, (желательно играть под спокойную музыку «Шум дождя», «Прибой» и т. п.); «Добрые эльфы», «Кто лучше слышит».
- Игры на доверие.
Цель данных игр вызвать в детях доверие к своим сверстниками понимание, что на них можно положиться: «Мостик», «Шторм» , «На тропинке».
- Игры знакомства детей друг с другом, создание положительных эмоций,
развитие эмпатии.
Цель данных игр – ввести нового ребёнка в группу, познакомить его с ребятами, представить себя коллективу.
- Игры для реагирования на агрессивность, снятия напряжения.
Цель – формирование умения сглаживать конфликтные ситуации между детьми, снизить агрессию, формировать умение передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом: «Зеркало», «Волшебный мешочек», «Передача чувств»
- Игры на развитие внимания.
Цель - полное подчинение водящему, быть внимательным и всё повторять за ним.
Игры для развития произвольности поведения:
- Игры, вызывающие чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров.
Цель - развитие умения действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; способствовать развитию доверительных отношений и помогать тем, с кем общаешься: «Ручеёк», «Муравьи»
- Игры, вызывающие умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.
Цель – воспитание уважительного отношения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами, развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, «чувство коллектива»: «Назови ласково», «Вежливые слова», «Расскажи о… »
- Игры, вызывающие умение решать конфликтные ситуации и преодоление
конфликтов в общении друг с другом - развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику, развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека: «Игры-ситуации», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
- Игры, направленные на развитие невербальных и предметных способов
взаимодействия - развить умение использовать невербальные средства общения: «Разговор через стекло», «Зеркало», «Где мы были, мы не скажем…», «Угадай кто это», «Общий круг»
Игры с тревожными и застенчивыми детьми: «Комплимент» или «Пожелания», «Ах, какой я молодец!», «Живые бусы», «Назови себя», «Позови ласково».
Игры с конфликтными детьми: «Бумажные мячи», «Мешочек криков», «Поменяйтесь местами», «Обзывалки»
Игры с бесконтактными детьми:
Хороводная игра «Ау!»
Подвижная игра «Возьми игрушку»
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Творческая игра «Рукавички»
«Клубочек»
«Дотронься до…»
«Где мы были мы, не скажем - а что делали, покажем»
«Зоопарк»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сюжетно-ролевой игры по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе. Тема: «Путешествие в зоопарк»
Тема: Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в зоопарк»Цель: Обеспечить у детей интерес к сюжетно-ролевой игре, создать игровую обстановку.Задачи:1. Образовательная:- Способствовать расширению знаний...
Игра – театрализация – как средство социально – коммуникативного развития
Дошкольный возраст – уникальный период всестороннего развития ребенка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции главной из которых является коммуникативная....
Игра – театрализация – как средство социально – коммуникативного развития
Дошкольный возраст- это уникальный период всестороннего рпазвия ребенка...
Проблемы социально-коммуникативного развития старших дошкольников с ОНР
При работе с детьми с ОВЗ мы сталкиваемся с нарушениями в сфере общения, низким уровнем социальной адаптации, недостаточной сформированностью социальных умений.Реабилитационная функция работы педагога...
Конспект квест - игры по О.о. «Социально – коммуникативное развитие» на тему «Прогулка по родному городу» для детей старшего дошкольного возраста
Увлекательная квест – игра «Прогулка по родному городу» поможет закрепить у детей названия улиц, где находятся достопримечательности города. Формирует у детей умение сообща и д...
Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...
Картотека коммуникативных игр для детей старшего дошкольного возраста с проблемами социально-коммуникативного развития.
Картотека коммуникативных игр для детей старшего дошкольного возраста с проблемами социально-коммуникативного развития....