планирование по патриотическому воспитанию
методическая разработка (средняя группа) на тему

Яковлева Ольга Анатольевна

планирование по патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotizm_i_tolerantnost.docx52.94 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективно-тематическое планирование:

2 Младшая группа

месяц

Название раздела

задачи

Связь с другими видами деятельности

Используемая литература

сентябрь

«Мой детский сад»

Дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский сад).

Развивать элементарные представления о дружеских отношениях.

Знакомить с малыми фольклорными формами (потешки, песенки, загадки и др.).

Помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом.

Воспитывать добрые, теплые отношения между детьми в группе.

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Беседы «Моя группа», «Мои друзья».

Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)?».

Заучивание потешек «Котик-коток», «Кошка Мурка», «Сорока-ворона».

С/р игра «Детский сад».

«Развернутое  перспективное планирование во 2 младшей группе»      М. Васильева     2010 г

октябрь

«Моя семья»

« Мой детский сад»

« Наша Родина»

Развивать представление детей об имени, своей семейной фамилии, что означает имя.

Закрепить представление о труде медицинской сестры в ДОУ

Познакомить с названием нашей страны

Беседа «Для чего человеку имя?»

Игра «Назови ласково».

«Полное и неполное» имя.

Игра «Кто я?»

Составление рассказов: «Я люблю, когда…», «Я боюсь, когда…», «Когда мне плохо…».

Целевое посещение медкабинета

 Беседа « Мы живем в России»

Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

«Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью Н. Алешина,      2005 год

ноябрь

«Моя семья»

« Мой город»

Знакомить детей понятиями «семья», «Члены семья», функциями семьи, условным обозначением.

Продолжать знакомить с народным фольклором.

Уточнить представление детей о родном городе

 Рассказы детей о членах своей семьи.

Выставка семейных фотографий.

С/р игра «Семья».

Целевая прогулка по территории ДОУ Рассматривание

Иллюстраций, открыток о родном городе

Чтение стих.                  П. Воронько «Лучше нет родного края»

Заучивание потешек «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса».

«Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы»                  Н. Веракса,2012 год

декабрь

«Моя семья»

«Мой город»

Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям.

Дать представление о семейных обязанностях.

Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.

Расширять представление о городе,

Расширять представление о профессиях в ДОУ

Беседа «Что значит любить родителей?»

«Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи)

Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять настроение маме (папе)?», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «вечер в семье».

Заучивание стихотворений «Дед Мороз», «Елочка», потешек, закличек о зиме

Рассматривание альбома о городе

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам

Целевое посещение в прачечную ДОУ

«Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»      Н. Голицына,    2008 год

Стихотворения, рассказы, сказки, песенки, потешки народов России, мира

январь

«Мой детский сад»

 

Развивать представление о том, что такое дружба.

Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов.

Воспитывать необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения.

Беседы «Друзья», «С кем я дружу»,

Разыгрывание ситуаций «Ссора», «Как помириться?».

Русские народные игры

Новогодний праздник.

Беседа    «Страна, где мы живем»

Разучивание стихов о дружбе.

Демонстрационный материал, альбомы, фотографии

февраль

«Наша Армия»

Дать представление о том, что мужчина – это защитник семьи, Родины.

Познакомить с русскими народными героями, защитниками.

Воспитывать у мальчиков чувство долга, силы, ответственности, желание защищать слабых, свою Родину.

 Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии».

Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

 Изготовление подарков для пап.

Рисование «Самолеты летят»

 Пение песен, заучивание стихов об армии.

С/р. игра «Мы солдаты»

«Патриотическое воспитание дошкольников»      Н.В. Алёшина

март

«Моя мама»

« Мой город»

Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага.

Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг.

Расширять представление о городе, о близлежащих социальных объектах (магазины, больницы, парикмахерские)

Беседа с детьми о своих мамах.

Изготовление подарков для мам.

Аппликация «Красивое платье для мамы»

Пение песен, чтение стихов о маме.

С/р. игра «Дочки – матери».

апрель

«Моя улица»

« Моя семья»

Знакомить с понятиями «улица», «адрес».

Способствовать запоминанию своего адреса.

Воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить ее.

Продолжать развивать заботливое отношение к членам семьи

Беседы с детьми «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».

Рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами города.

Экскурсия по улицам, прилегающих к детскому саду.

Беседа « Как ты заботишься о бабушке»

Рисование «Моя улица».

май

« Мой город»

Знакомить с понятие «город», с его названиями.

Знакомить с достопримечательностями города.

Воспитывать любовь, уважение к городу, в котором живешь.

Познакомить детей с праздником Днем Победы

С праздником «День рождения города»

 Беседа «Город, в котором я живу».

Рассматривание фотографий «Достопримечательности города».

 

Аппликация «Герб моего города».

 Рисование «Деревья и кустарники»

Конструирование «Дом для куклы»

 С/р. игра «Автобус»

Средняя группа

месяц

Название раздела

Задачи

Связь с другими видами деятельности

Используемая литература

сентябрь

« Моя семья»

« Мой город»

Знакомить дошкольников с терминами и отношениями родства.

Воспитывать у ребенка любви и привязанности к своей семье.

Знакомство детей с профессией почтальона

  Рассматривание почтовых открыток, конвертов.

 Целевая прогулка к почтовому ящику.

Рассматривание картин «Почтальон» из серии «Кем быть?».

 ОД «Путешествие по улице города»,

 Сюжетно-ролевая игра «Почта».

Беседы с детьми о семье.

Составление рассказов о семье.

рисование    

« Моя семья»

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».

Чтение художественной литературы.

Рассматривание семейных фотографий.

«Развернутое  перспективное планирование в средней группе»     М. Васильева 2010 г

октябрь

« Наш город»

Продолжать знакомство детей с родным городом, закрепить знание домашнего адреса и адреса детского сада.

Воспитывать интерес к родной природе,

Рассматривание альбома и открыток с видом города

 Целевые прогулки по близлежащим улицам.

 Дидактические и настольные игры «Поможем художнику»,

«Найди такую же», «Парные картинки».

 Совместное с родителями создание макета своего дома, составление объемной модели микрорайона, где расположен детский сад.

.Слушание классической музыки из цикла «Времена года».

Беседа «Растения нашего города», «Животные нашего города».

Экскурсия по экологической тропе.

Рисование «Моё любимое животное».

« Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Н. Алешина, 2005год

ноябрь

« Наша Родина»,

« Моя семья»

Познакомить детей с особенностями расположения города и села

Занятия «Откуда хлеб пришел на стол», «Город и село», «Путешествие за хлебом».

 Беседа о труде хлеборобов.

 Рисование картин «Наша улица вечером», Продолжать работу с макетом города,

Индивидуальные беседы.

Игры «Имена», «Узнай, про кого я расскажу».

Занятие «Разгляди себя в зеркало».

« Комплексно-тематическое планирование по программе « От рождения до школы» Н. Веракса,2012 год

декабрь

« Моя улица»

Углубить представления детей о транспорте города, научить классифицировать транспорт по назначению, среде передвижения (наземный, водный, воздушный).

Познакомить детей с транспортом на маршруте от дома к детскому саду.

 Занятия: «Общественный транспорт»,

Сравнение автобуса и трамвая.

  Целевая прогулка по улице.

Рассматривание грузового автомобиля, игрушечного транспорта, картины «Улицы города».

 С помощью родителей сделать презентацию «Маршрут от дома к детскому саду».

Чтение художественной литературы Рисование «Морозные узоры», «Снежинки».

Беседа «Домашние животные и их детеныши».

Дидактическая игра «Где, чей детеныш?».

«Патриотическое воспитание дошкольников»,

Н.В. Алёшина

январь

« Города России»

Научить дифференцировать здания по назначению (детские сады, школы, магазины, больницы, театры и т.д.).

 Познакомить с разными формами архитектурных сооружений (многоэтажные дома, особняки, коттеджи, кинотеатры, Дворцы культуры и спорта и т.д.).

 

Научить взаимосвязи между назначением здания и его архитектурой

ОД  «Здания родного города», «Где мой дом?».

 Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов с изображением разных архитектурных сооружений.

Оформление альбома «Архитектура нашего города».

 

Экскурсия к строящемуся дому.

Эксперименты с предметами изготовленными из бумаги, дерева

Демонстрационные альбомы, фотографии

февраль

« Наша Армия»

« Моя семья»

Познакомить детей с памятником погибшим летчикам в Сосновке.

Сформировать представление об армии (о родах войск, о службе в мирное время).

 Познакомить с российским флагом.

Воспитывать уважение к защитникам Отечества и гордость за страну.

 ОД  «Защитники Отечества», «Наша армия».

 Слушание рассказа о российском флаге.

 Рассматривание картин с изображением летчиков, пехотинцев, танкистов, моряков.

 Подбор иллюстраций и оформление альбома «Защитники Отечества».

 Экскурсия к Вечному огню и другим памятникам.( с родителями)

 Посещение музея боевой техники.(с родителями)

«Подвижные игры «Стенка - мишень», «снайперы», «Кто дальше?».

Рассматривание картинок «Профессии».

Беседа «Профессия моих родителе».

Чтение художественной литературы Б. Заходер «Строители», «Шофер».

Подарок папе «Самолет».

Демонстрационно-наглядный материал «Они сражались за Родину»

« Мы живем в России»,               Н.Г. Зеленова,      Л.Е. Осипова

март

Продолжать знакомство детей с народными промыслами России.

Научить различать их и сравнивать.

Воспитывать интерес к народным промыслам родного края.

 Занятие «Такие разные матрешки».

Частушки о матрешке.

Ярмарка-выставка совместных изделий (родители и дети) по мотивам народных промыслов.

Рассматривание фотографий городских улиц.

Беседа о людях, в честь которых названы улицы города.

Беседа об истории города.

Чтение книги Б. Житкова «Что я видел».

Аппликация «Красивые цветы для мамы»

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по знакомым улицам».

Демонстрационно-наглядный материал

апрель

 Продолжать знакомство детей с природой ближайшего окружения.

 Научить различать реки и озера в разные времена года; знакомить с правилами поведения на воде.

Научить понимать и ценить красоту природы родного края.

 Занятия «Весна в городе и на селе», «Природа ближайшего окружения».

 Просмотр видеофильма о природе города, села.

 Рассматривание открыток, фотографий с видами природы весной в городе и на селе.

Экскурсия на участок при детском саде, в ближайший сквер, парк.

 Сюжетно-ролевые игры «Путешествие по реке …..»

Посев семян цветов на участке и высадка цветочной рассады в клумбу.

Беседа «Во поле березка стояла».

Игра «Отгадай какое дерево».

Рисование «Весеннее дерево».

Слушание музыки из цикла «Времена года» - «Весна».

Рассматривание картинок.

«Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»    Н. Голицына,2008год

Стихотворения, рассказы, сказки, песенки, потешки народов России, мира

май

Продолжать знакомство детей с достопримечательностями города, района. Познакомить с гербом города

Развивать чувство любви к родному городу.

Экскурсия по городу.

 Оформление альбома «Достопримечательности города»

 Итоговая игра-викторина «Знатоки города »

Рисование «Дома на улице города», «Цветочные клумбы», «Транспорт на улице города».

 Аппликация «Флажки для украшения летнего участка».

Экскурсия по достопримечательностям района,

Чтение художественной литературы «Зимовье» обр. И. Соколова-Микитова, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» обр. А. Толстого.

Игра «К нам пришли гости».

Рассматривание сюжетных картинок.

Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо».

Занятие «Друзья».

Прослушивание песен о дружбе.

Чтение и обсуждение книги Г. Остера «Вредные советы»

Старшая группа


Месяц


Название раздела


Задачи


Связь с другими видами деятельности


Используемая литература

сентябрь

«Семья и
родной дом»

Формировать представление о мире семьи. Обобщить эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений.

Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи.

Воспитывать у ребёнка привязанность к семье.

Ознакомление с художественной литературой и
развитие речи.
Чтение сказки «Гуси-лебеди».

Работа над понятием
родня (чтение стихотворения Я.Акима «Моя родня»)

С/р. игра «Семья».

Рисование «Моя семья»

Зеленова Н.Г.
Осипова Л.Е.
«Мы живём в
России»

«Я и моё имя»

Закреплять знания детей об имени, отечестве, фамилии родственников.
Дать представление о родословной.

Познакомить детей со значением их имён,
имён их родителей.

Составление
генеалогического древа семьи
(2-3поколения) совместно с
родителями.

Чтение Я.Аким
«Кто кому кто»,

Л.Короткова «Висляткин ключ».

Д/игра «Назови ласково»

Кондрыкинская Л.А.
«С чего
начинается
Родина?»

Короткова Л.Д.
«Сказкотерапия для дошкольников
и младшего школьного возраста»

«Мои друзья»

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Расширять представления о дружбе.

Развивать эмоциональную отзывчивость.

Чтение глав из книги  «Крокодил Гена».


Беседа «Что такое дружба».

Исполнение песен о дружбе.

Масалова Л.Л.

 «Я и мир»

«Детский  сада – родной наш дом »

Формирование любви к детскому саду, сверстникам и педагогам.

Развитие положительных эмоций и впечатлений.

Воспитание доброжелательных отношений между детьми.

Экскурсия по детскому саду.

Сюжетные игры.

Исполнение песен о детском саде.

Выставка детских работ.

Арапова-Пискарева Н.А. «Мой родной дом»

Октябрь

Беседа
«Я - петербуржец».

Подвести детей к пониманию того, что все мы живём в одном городе.

Обогащать речь детей
новыми словами: газон тротуар, проезжая часть, пешеходный переход.

Экскурсия по городу,
совместно с родителями.

Рассматривание фотоматериала
с изображением
памятных мест Конкурс рисунков
«Наш город глазами детей»

Ветохина А.Я.
Дмитренко З.С.

и др. «Нравственно-патриотическое
воспитание детей дошкольного возраста».

«История возникновения родного города»

Познакомить с историей возникновения города.

Воспитывать интерес к истории родного города.

Просмотр презентации об истории города, рассказ воспитателя




« Памятные места нашего города»

Познакомить с основными достопримечательностями города.

Беседа.

Рассматривание открыток.


.

Осенняя ярмарка

«Что нам осень принесла»

Закрепление знаний детей о характерных для октября явлениях природы.

Воспитывать бережное отношение к родной природе города.


Использование пословиц и поговорок об октябре.

Исполнение детьми попевки «Восенушка-осень».

Рисование на тему «Наш город в октябре».

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Ноябрь

«Золотая осень»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, её красоте;

Пробуждать эстетические чувства;

Воспитывать умение наблюдать явление природы и восстанавливать связь между ними;

Побуждать детей любоваться красотой
осенних деревьев;

Обогащать словарь детей: рябиновый,
берёзовый, липовый
кленовый.

Познакомить детей с поэтическими
представлениями русского народа об осени.

Занятие-беседа об осенних приметах,

Рассматривание осенних пейзажей.

Чтение А.С.Пушкин
« Уж небо осенью
дышало…»

И.Соколов-Микитов
«Осень в лесу»

Народные приметы об
осенних месяцах, пословицы о приметах
погоды.

Д/игры: «Овощи и
фрукты»,

«С какого дерева лист»,

Народная игра «Царь-картошка»,

Аппликация «Соберём
урожай»

Хабарова Т.В. «Планирование занятий по экологии»

Экскурсия-занятие по экологической тропе (на территории детского сада)

Расширять представления детей об осенних изменениях в природе.

Воспитывать интерес и желание бережно относиться к объектам экологической тропы.

Коллективные наблюдения за признаками осени.

Сбор природного материала.

Выставка «Дары земли русской».

Л.Пантелеева «Играем в камешки».

Хабарова Т.В. «Планирование занятий по экологии»;

Т.И.Осокина «Игры и развлечения детей на воздухе»

декабрь

«Лес в жизни человека»

Дать представления о значении леса для человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

Уточнить представления о правилах поведения в лесу.

Воспитывать желание бережно относиться к лесу.

Экскурсия на выставку «Лес в жизни человека».(виртуальная)

Пословицы о лесе.

Обсуждение правил поведения в лесу.

Рисование на тему «Самый красивый лес»

Хабарова Т.В. «Планирование занятий по экологии»


Игра-развлечение «Осень»

Знакомить детей с русскими народными праздниками,  традицией празднования «Осенин». Побуждать детей восхищаться красотой осенней природы.

Воспитывать интерес к
русской народной культуре.

Разучивание стихов и
песен об осени,

Русская народная игра: «Вышел Ваня погулять», изготовление украшений для музыкального зала.

Гаврилова И.Г.
«Истоки русской народной культуры в детском саду»

«Как велика моя земля, как широки ее просторы»

Закрепить знания детей о названии страны, о ее природе.

Дать детям знания о богатствах России.

Воспитывать стремление беречь и приумножать их.

Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Использование иллюстраций с изображением лесов, рек, морей, гор.

Чтение стихотворения Н.Забила «Наша Родина».

Прослушивание русской народной песни «Березонька».

Смирнова Т.В.
Филиппова Т.Ю.
«Дошкольникам о Москве и родной стране».

«Новый год у ворот»

Формировать первоначальные
представления об обычаях и традициях разных народов.

Познакомить с
новогодними традициями России и других стран.

Формировать гражданско-патриотические чувства.

Загадки о зиме.

Рисование на тему:
«Новогодний праздник в детском саду».

Проведение конкурса
«Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).

Аппликация «Ёлка».

Кондрыкинская Л.А.
«С чего начинается
Родина?»

Развлечение «Праздник новогодней ёлки».

Побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться нарядной ёлкой.

Воспитывать желание дарить подарки своим близким.

Разучивание стихов, песен, танцев.
Изготовление атрибутов для украшения группы,
новогодних игрушек.
Конкурс на лучшую новогоднюю открытку.

Кондрыкинская Л.А.
«С чего начинается
Родина?»

январь

«Наша Родина-Россия!»

Расширять знания детей
о Родине.

Вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России.

Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

Чтение стихотворение М.Матусовского «С
чего начинается
Родина?».

Чтение и объяснение значения пословиц о
Родине.

Смирнова Т.В.
Филиппова Т.Ю.
«Дошкольникам о Москве и родной стране».

Государственные
символы
России:
герб, флаг,
и гимн.

Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России
гербе, флаге.

Сформировать уважительное отношение к государственным символам.

Познакомить детей с символическим значением герба РФ, цветов флага.

Использование макетов герба и флага России.

Прослушивание фонограммы гимна России.

Зеленова Н.Г.,
Осипова Л.Е.
«Мы живём в России»

900 блокадных дней

Продолжить знакомить детей с историей родного города (Блокада Ленинграда)


Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за него.

Использование фотографий  города.

Просматривание презентаций о блокадном городе

Рассказ воспитателя

Детям о блокаде города

Развлечение «Рождест -
венские посиделки»

Знакомить детей с историей возникновения и
традициями празднования христианского праздника-Рождества.

Развивать речевые,
музыкальные, коммуникативные способности
детей.

Воспитывать уважение, интерес к традициям и культуре России.

Пение русских народных песен, частушек, колядок.

Народные игры.

Гаврилова И.Г.
«Истоки русской народной культуры в детском саду»

Февраль

«Дорогая моя столица! Золотая моя Москва!»

Закрепить знание детей о Москве (символика, расположение на карте страны).

Дать представление о том, что Москва-
главный город России.

Воспитывать чувство гордости и любви к своей стране.

просмотр презентации «Москва-столица России».

Чтение стихов о Москве.

Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве).

Оформление стенда «Москва-главный город страны» (вместе с родителями).

С/Р. игра «Экскурсия по Москве».

Смирнова Т.В.
Филиппова Т.Ю.
«Дошкольникам о Москве и родной стране»

«Наша армия сильна!»

Формировать чувство
уважения к защитникам Родины;

Развивать патриотические чувства;

Беседа «Что такое героизм?»

Чтение С.Маршак «Наша армия»,

Я.Аким «Земля».

выставка рисунков «Мой дедушка-солдат»

Аппликация «Подарки для папы».

Зеленова Н.Г.,
Осипова Л.Е.
«Мы живём в России»

«Знакомимся с образами защитников»

Познакомить детей с выдающимися людьми, прославившими Россию.

Развивать интерес к прошлому своей страны.

Воспитывать уважение к выдающимся людям и желание быть полезным своей Родине.

Рассказ воспитателя.

Использование репродукций портретов А.В.Суворова.

Антонов Ю.Е.
«Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших дошкольников»

Спортивный праздник

«Русские богатыри»

Воспитывать чувство гордости за наших славных воинов.

Развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту.

Развивать умение действовать в коллективе.

Разучивание стихов, песен о защитниках Отечества.

Инсценировка песни
«Бескозырка белая».

Антонов Ю.Е.
«Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших дошкольников»

«Наша дружная семья»

Продолжить формировать представление детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей.

Рассматривание фотографий семьи одного из детей.

Наблюдение детей за родителями: что делают мама, папа дома, как помогают друг другу и заботятся обо всех.

Проведение «этической» зарядки «Делай как я».

Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

«Пожилые люди»

Показать важность присутствия бабушки и дедушки в семье, их значимость в воспитании внуков.

Формировать умение понимать и анализировать смысл пословиц.

Воспитывать любовь и уважение к пожилым людям.

Рассматривание фотографий бабушек и дедушек.

Разучивание стихотворений.

Рисование на тему «Моя семья»

Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

«Широкая Масленица»

Познакомить детей с русским народным фольклором: песнями и хороводами.

Продолжать знакомить детей с обрядовыми народными праздниками.

Беседа о значении Солнца в жизни славянских народов
Разучивание малых фольклорных форм:
пословиц, загадок о весне.

Разучивание русских народных игр:
«Колышки», «Удочка»

Развлечение «Приди, Весна, с милостью…»

Гаврилова И.Г.

«Истоки русской народной культуры в детском саду»

Апрель

«Хозяйкины помощники»

Познакомить детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской и пр.

Воспитывать интерес к прошлому нашей страны.

Посещение детьми уголка «Русская изба».

Имитация детьми стирки белья.

Исполнение русских народных песен.

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

«Шутку шутить – людей насмешить»

Познакомить детей с потешным фольклором.

Воспитывать интерес к истории свой страны.

Составление детьми потешного рассказа.

Использование скороговорок, небылиц, потешек.

Загадывание загадок о весенних явлениях природы.

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

«Красная горка»

Познакомить с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе.

Воспитывать интерес к традициям своей страны.

Рассказ воспитателя о народном празднике.

Использование словесных игр.

Пение частушек.

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

«Весна красна цветами»,

Повторение песен, закличек, пословиц о весне.

Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом».

Использование пословиц и поговорок, загадок.

Чтение сказки.

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Май

«Этот День Победы»

Формировать чувство уважения к защитникам
Родины.

Воспитывать уважение к пожилым людям,
ветеранам Великой Отечественной войны;

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

Слушание и пение фронтовых песен.

Рисование на тему «Праздничный салют»

Утренник «День Победы»

Антонов Ю.Е.
«Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших дошкольников»

«Ордена и медали»

Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.

Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Использование фотографий орденов и медалей.

Изготовление муляжей орденов и медалей.

Чтение рассказа «Зина Портнова» из сборника «Дети – герои Великой Отечественной войны».

Шаламова Е.И.
«Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ.»

«Если скажут слово «Родина»

Познакомить детей с основными неофициаль-ными символами РФ

Развивать творческие способности детей.

Воспитывать любовь и уважение к Родине, интерес к русскому народному творчеству, декоративно-прикладному искусству.

Использование картинок с изображением солнца, березы, ромашки, колокольчика, игрушки матрешки.

Чтение стихотворений.

Прослушивание песни «Уголок России»,  муз. В.Шаинского, сл.Е.Шевелевой.

Коллективная аппликация «Березовая роща».

Смирнова Т.В.
Филиппова Т.Ю.
«Дошкольникам о Москве и родной стране»

День города

Воспитывать гордость от звания «петербуржец»

Познакомить с правилами горожанина

Познакомить с праздничными мероприятиями

Слушание песен о городе

Рассматривание иллюстраций, открыток

Тематическая выставка о городе

Конкурс поделок ко дню рождения города (совместно с родителями)

Алифанова «Первые шаги»

Итоговое занятие-викторина «Что мы знаем о России»

Обобщить и систематизировать знания детей о России.

Формировать уважительное отношение к государственным символам.

Закрепить название крупных российских городов и рек, названия народных промыслов.

Воспитывать любовь к Родине,

Литературно-музыкальная викторина «Что мы Родиной зовём».

Чтение С.Бороздин
«Страна, где мы живём».

З.Александрова «Родина».

С/р. игра
«Путешествие по России».

Конкурс рисунков

«Герб нашего города».

Кондрыкинская Л.А.
«С чего начинается Родина»

Подготовительная к школе группа


Месяц


Название занятия


Задачи


Связь с другими видами деятельности


Используемая литература

Сентябрь

«Город новый, молодой»

Продолжать знакомить детей со своей малой родиной, улицами,
жилыми домами и общественными зданиями, их назначением.
Уточнить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения.

Воспитывать чувство ответственности за свой город.

Игра-путешествие
«Город Санкт-Петербург»
(по карте города).

Рисование герба
города
д./ игра «Кто больше улиц назовёт».

«Мой адрес»

Спортивный праздник «Правила
дорожные знать каждому положено»

«России малый уголок»

Формировать у детей умение ориентироваться по плану на территории детского сада.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Рассматривание репродукции картин русских художников-пейзажистов.

Беседа «Природа России»

Чтение Н.Сладков «Осень на пороге»

Д/игра «С какого дерева лист», «Кто где живёт»
Рисование «Осенний хоровод деревьев.»

Кондракинская Л.А.
«С чего начинается Родина»

Отдых в родном городе

Познакомить детей со строительными сооружениями культуры и досуга, их назначением.

Продолжить формировать у детей интерес к своей малой родине.

Использование

фотографий с изображением зданий культуры и досуга.

Рисование на тему «Любимое место в родном городе»

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.
«Мы живем в России»

Итоговое мероприятие

«Родной свой край люби и знай»

Поддерживать познавательный интерес к истории родного города, своей малой родине.
Воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к символам города, страны.

Рассматривание иллюстраций с видами родного города.

Изображение гербов России, Санкт-Петербурга.

Чтение стихов о городе.

Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. «Дошкольникам о Москве и родной стране».

«Мужчины и женщины в семье»

Дать детям представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины.

Создать эмоционально-положительное отношение к будущей социальной роли.

Формировать адекватную полу модель поведения.

Беседа с мальчиками о том, где и когда они могут поступать как настоящие мужчины.

Беседа с девочками о том, как они помогают маме.

Шелухина И.П.
«Мальчики и девочки»

«Я самый-самый»

Подчеркнуть особенность, неповторимость каждого ребенка.
Научить оценивать и ценить себя.

Дать представление о том, что все люди разные, и нужно принимать их такими, какие они есть.

Чтение А.Линдгрен «Три повести о малыше и Карлсоне» (глава «Красивый, умный и в меру упитанный»).

Игра «Фоторобот».

Исполнение песни В.Шаинского «Песенка друзей».

Мячина Л.К. «Маленьким детям – большие права».

Итоговое занятие «Мой родной дом»

Прививать духовно-нравственные ценности.

Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своим близким.

Выставка семейных фотографий.

Рисование на тему «Самая дружная семья».

Н.А.Арапова-Пискарева
«Мой родной дом»

Ноябрь

Игра- путешествие

«Берёза- символ России»

Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество.

Создать в воображении детей образ Родины.

Воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа. Раскрыть значение дерева в жизни человека.

Дать представление о неразрывной связи человека и природы. Продолжать учить бережному отношению к природе.

Беседа о берёзке - «Свято дерево, помоги»
(о народных приметах). Чтение стихов о берёзке.

Разучивание хоровода «Во поле берёза стояла».

Д/игра «С какого дерева лист».

Конкурс рисунков «Люблю берёзку русскую…»

Пугачёва Н.В, Есаулова Н.А.
«Конспекты занятий по этнографии и народоведению в детском саду».

«Хлеб - всему голова»

Закреплять знания о выращивании и производстве хлеба.

Дать детям знания о выращивании хлеба русскими крестьянами и выпекании хлеба в русской печи.

Познакомить с орудиями труда крестьянина-хлебороба.

Использование пословиц о хлебе, загадок.

Пугачева Н.В., Есаулова Н.А.
«Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ».

«Как в старину к зиме готовились»

Познакомить детей со способом заготовки овощей и фруктов, грибов: можно сушить, солить, варить и т.д., хранением и размещением заготовок в избе.

Загадывание загадок об овощах.

Пугачева Н.В., Есаулова Н.А.
«Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ»

Фольклорный праздник

«Осенняя ярмарка»

Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество.

Создать в воображении детей образ Родины. Воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.

Дать представление о неразрывной связи человека и природы. Продолжать учить бережному отношению к природе.

Беседа « Делу время, потехе - час».

Разучивание русских народных песен, танцев, частушек.

Лепка «Нянька»
(дымковская игрушка),

«Козлик»
(филимоновская игрушка)

Кондрыкинская Л.А.
«С чего начинается Родина?»

Декабрь

«Зима – не лето, - в шубу одета»

Продолжать знакомить с характерными особенностями зимы.

Воспитывать интерес к родной природе.

Беседа о характерных особенностях зимы.

Использование русской народной песенки «Как на тоненький ледок».

Использование пословиц и поговорок о зиме, народных примет.

Вырезание детьми снежинок из бумаги.

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

«Новогодние традиции»

Познакомить с новогодними традициями России.

Формировать гражданско-патриотические чувства.

Рисование на

тему «Подарки на Новый год».

Рассказ воспитателя о новогодних традициях.

Зеленова Н.Г.
Осипова Л.Е.
«Мы живём в России»

«Из истории кукол»

Развивать у детей устойчивый интерес к произведениям искусства.

Знакомить детей с различными куклами, начиная от старинного оберега и заканчивая современной куклой, с их историей.

Прививать детям любовь, эстетический вкус и бережное отношение к кукле.

Рассказ воспитателя.

Изготовление кукол детьми на новогоднюю елку.

Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры.

Утренник
«Новогодние
приключения»

Продолжать знакомить детей с новогодними традициями России средствами эстетического воспитания. Побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться нарядной ёлкой. Воспитывать желание дарить подарки близким родственникам.

Беседа «Как мы встречаем Новый год».

Рассказы детей
(из личного опыта).

Разучивание стихов, песен, танцев.

Мастерская Деда Мороза: изготовление атрибутов для украшения зала и группы, подарков для родных
(совместно с родителями).

Кондрыкинская Л.А.
«С чего начинается Родина?»

Январь

«Пришла коляда накануне Рождества»

Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа.

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.
Пение песенок.

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Литературная викторина по русским народным сказкам

Закрепить знания детей о русских народных сказках.

Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству.

Использование открыток с изображениями различных эпизодов из русских народных сказок.

Показ драматизации отрывка любимой сказки.

Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».

«Мы -Россияне»

Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество.

Формировать у детей представление
 о России как родной стране, чувство любви к своей родной стране.

Чтение стихотворения о Родине Т.Коти «Моя первая книга о России».

Использование пословиц и поговорок о Родине.

Рисование на тему «Моя Родина»

Зеленова Н.Г.
Осипова Л.Е.
«Мы живём в России»

Ленинград в годы блокады

Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.

- Воспитывать у детей чувства любви к родному городу, гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.

- Развивать духовный кругозор личности ребенка, формировать гражданскую позицию дошкольников.

Дидактическое пособие  «День Победы»

Просмотр презентаций

Рассматривание медалей «Житель блокадного Ленинграда »

«За оборону  Ленинграда»

Рисование «Цветок жизни»

«Разорванное кольцо»

Алифанова «Первые шаги»


«Города старинные, мастерами славные»


Продолжать знакомить детей с народными промыслами разных городов.

Воспитывать интерес к народному искусству, чувство гордости за сохранение традиций предков.


Рассказ воспитателя о народных промыслах.

Чтение рассказа А.Митяева «Свистулька».

Прослушивание мелодии песни «Незабудковая гжель» (музыка Ю.Чичкова)

Чтение рассказа Е.Каменевой «Золотые ложки»


Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. «Дошкольникам о Москве и родной стране»


Февраль

«Памятники Москвы»

Познакомить детей с выдающимися людьми Отечества.

Воспитывать чувство уважения к людям, прославившим Россию.

Использование иллюстраций с изображением памятников известным людям.

Прослушивание записи произведений П.И.Чайковского «Неаполитанская песенка», «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»

Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. «Дошкольникам о Москве и родной стране»

«На героя и слава бежит»

Познакомить детей с понятием «былина», с героями былин – Ильёй
Муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем.

Вызвать интерес к языку былин, чувство гордости за богатырскую силу России, желание подражать богатырям.

Рассказ о русских богатырях.
Использование различных сюжетов былин о подвигах русских богатырей.

Рассматривание иллюстрации картины В.М.Васнецова «Богатыри».

Антонов Ю.Е. «Наследники Великой Победы: сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников».

«История возникновения знамен»

Сформировать у детей элементарные представления о происхождении знамен и их символическими значениями.

Использование иллюстраций с изображением старинных и современных знамен.

Рисование на тему

Зацепина М.В.
«Дни воинской славы.
Патриотическое воспитание дошкольников».

Спортивный праздник

«Будущие защитники»

Формировать патриотические чувства, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины,

Развивать физические способности детей.

рассматривание иллюстраций о родах войск.

Чтение:
Л.Кассиль
«Твои защитники»,

В. Косовицкий
«Будущий мужчина»

Зацепина М.В.
«Дни воинской славы.


Патриотическое воспитание дошкольников».

Март

«Капель»

Познакомить детей с такими явлениями природы, как капель и образование сосулек.

Познакомить с народными приметами этого дня.

Воспитывать интерес к родной природе.

Рассказ воспитателя о возникновении капели и сосулек.

Отгадывание загадок.

Знакомство с народными приметами.

Николаева С.Р., Катышева И.Б.
«Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками»

«Моя мама лучше всех»

Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.

Рассматривание репродукции

« Мать и дитя».
Рассказы детей о своих мамах.

Чтение стихов и пение песен о маме.

Конкурс рисунков:
«Мамы разные нужны, мамы всякие важны»

Кондрыкинская Л.А.
«С чего начинается Родина?»

«История русского костюма»

Познакомить детей с историей русского национального костюма.

Учить называть части мужской и женской одежды.

Воспитывать интерес к русской культуре.

Пополнить словарь детей -
 картуз, косоворотка, кокошник.

Беседа «Праздничная русская народная одежда».

Рассматривание репродукции В.Васнецова

«Три богатыря».

Д/игра
«Сложи узор».

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Апрель

«Что нам стоит теремок построить»

Познакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома и с особенностями конструкции теремка.

Способствовать раскрытию творческих способностей.

Рассказы детей об отдыхе в деревне.

Коллективная работа по конструированию «Терем»

Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры

«Дело мастера боится»

Познакомить детей с основными занятиями русских людей.

Воспитывать интерес к истории нашей страны.

Знакомство со сказкой «Семь Симеонов».

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы».

Повторение пословиц о труде и мастерстве.

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

«Путешествие в деревню Дымково»

Закреплять знания детей об особенностях дымковской росписи.

Дать представление о русской традиции проведения ярмарки.

Развивать интерес к русскому народному творчеству.

Воспитывать уважительное отношение к игрушкам, сделанным мастерами.

Использование иллюстраций дымковских игрушек.

Физкультминутка «Катание на карусели».

Роспись дымковских игрушек.

Пляска под русскую народную мелодию.

Шаламова Е.И.
«Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ»

«Труд взрослых в родном городе»

Закреплять название родного города, достопримечательностей, название профессий.

Формировать у детей чувство любви к своему городу.

Использование пословиц.

Рассказ детей о профессиях родителей.

Чтение стихотворения
В. Берестова

Зеленова Н.Г.
Осипова Л.Е.
«Мы живём в России»


Май

«Как наши предки-славяне защищали Русь от врагов»

Дать представление об укладе жизни славян.
Уточнить и расширить знания детей о силе и славе богатырской Руси, о ее народных героях-богатырях.

Конструирование макета древнего поселения.

Показ иллюстраций оружия: щит, меч, булава, палица.

Шаламова Е.И.
«Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ.»

«Мы этой памяти верны»

Способствовать формированию у детей чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги.

Закреплять представления детей о празднике День Победы.

Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.

Исполнение детьми танцев, песен.

Чтение стихотворений о войне.

Антонов Ю.Е. «Наследники Великой Победы: сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников».

«О возникновении
грамоты»

Познакомить детей с тем, как в стародавние времена начинали учить грамоте.

Рассказ воспитателя.

Использование вопросов-загадок.

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Праздничное занятие

«Грамоте учиться – всегда пригодится».

Закреплять знания детей об истории и культуре России.

Познакомить детей с историей рождения славянского алфавита.

Побуждать детей активно использовать в речи русский фольклор.

Закреплять знания детей об истории и культуре России.

Познакомить детей с историей рождения славянского алфавита.

Побуждать детей активно использовать в речи русский фольклор.

Смирнова Т.В.
Филиппова ТЮ
«Дошкольникам о Москве и родной стране».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по патриотическому воспитанию в подготовительной группе (6-7 лет)

Тематическое планирование по патриотическому воспитанию в подготовительной группе (6-7 лет).  Разделы, задачи, распределение материала на учебный год....

Календарное годовое планирование по патриотическому воспитанию

Планирование работы с детьми  старшего дошкольного возраста по нравственно - патриотическому воспитанию...

планирование по патриотическому воспитанию

Перспективное планирование по патриотическому воспитанию в старшей группе на первое полугодие....