Сюжетно – ролевая игра в практике работы с младшими дошкольниками.
статья (младшая группа) на тему

Щипцова Анна Николаевна

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Щипцова А.Н., воспитатель

ГБДОУ детский сад №73 Калининского района

Санкт-Петербурга

Сюжетно – ролевая игра в практике работы с младшими дошкольниками.

          Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

        Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

        В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

        Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения — стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром. Д.Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.

        Известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.

        Появление сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада связанно с рядом условий наличие разнообразных впечатлений от окружающего, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, частотой общения со взрослым, развитием самостоятельности детей.

        В своей группе я организовываю предметные игровые взаимодействия, что облегчит детям в дальнейшем вступление в совместную сюжетную игру друг с другом. На первом этапе обучения детей играть, я формирую простейшие условия с сюжетными игрушками. Для этого развертываю сюжетную игру на глазах у детей, одушевляю кукол и другие игрушечные персонажи.

        По мере того, как идет усвоение детьми действий с сюжетными игрушками я перехожу к показу игры, включающей уже не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом. Например, варю суп на игрушечной плите, а затем кормлю им кукол; стираю кукольное платье в игрушечном тазике, а затем глажу его утюгом и т. п. Все эти сюжеты должны непременно включать в себя действия, уже известные детям, которые они неоднократно наблюдали в реальной жизни. Сначала я сама разыгрываю сюжет на глазах у детей. При последующем повторении подключаю к игре одного-двух малышей: «Соня, я мишку покормила, теперь ему спать пора. Уложить его спать?»

        На этом этапе работы, наряду с сюжетными игрушками, ввожу в совместную игру предметы-заместители (например, палочку вместо ложки, кубик вместо пирожка). Это способствует развитию воображения.

        Для того чтобы дети в своей самостоятельной деятельности после игры со мною могли развертывать игровые действия, я следую сохранению предметно-игровой среды или специально ее организовываю. Усложняю, обогащаю предметно-игровую среду за счет увеличения игрушек. Учу детей пользоваться в играх строительным материалом (кубы, бруски, пластины), простейшими деревянными и пластмассовыми конструкторами, природным материалом (песок, вода); разнообразно действовать с ними (строить горку для кукол, мост, дорогу; пускать по воде игрушки). Развиваю умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.

        Возможности сюжетно-ролевой игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают его внутренний эмоциональный комфорт.

  В игре развивается:

-способность к воображению;

-образное мышление;

-умственное развитие;

-развитие личности;

-развитие способности взаимодействовать с другими детьми;

-ребенок приобретает опыт взаимопонимания;

-развитие речи (ребенок учиться пояснять свои действия и намерения, согласовывать с другими детьми);

-общение;

-фантазирование;

-социальное развитие.

       В своей работе использую методы и приемы педагогического воздействия, что повышает уровень игровой деятельности, влияет на игровые интересы детей, обогащает их новыми впечатлениями. Знакомлю детей с социальным окружением, трудом взрослых, взаимоотношениями в трудовом коллективе. К таким методам следует отнести наблюдения, экскурсии, игры-занятия, игры-беседы, игры-драматизации, чтение художественной литературы, рассматривание картинок.

        Хочу подчеркнуть, что семья является основным фактором формирования игровой деятельности. Поэтому я наметила пути работы с родителями. До сведения родителей был доведен тот факт, что все игры могут и должны использоваться для всестороннего развития детей. Рассказала родителям, как можно играть с ребенком, не отвлекаясь от своих домашних обязанностей. Такими играми являются: игры на кухне, игры по дороге в детский сад, в ванной комнате, игры в гараже и т.д. Для повышения педагогических знаний родителей провела: консультации, анкетирование, дала рекомендации, провела родительское собрание по теме: «Сюжетно-ролевая игра в жизни младшего дошкольника».

        В результате проводимой работы родители стали больше обращать внимание на советы и рекомендации. Помогли в создании развивающей среды группы. Это – изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр, пошив  костюмов для уголка ряженья, одежды для кукол.

        Результаты наблюдений за игрой детей, после проведенных мероприятий, говорят о том, что повысился показатель взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками.

        Можно сделать следующий вывод: что образовательный процесс, включенный в систему современных социальных целей и основанный на обогащении сюжетно-ролевой игры способствует успешной адаптации личности ребенка в обществе.

Список литературы:

Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. – 1987. - № 7. - С. 45-50.

Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. – М.: Мысль, 1989. – 420 с.

Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей.– М.: Радуга, 1988. – 410с.

Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре. //Дошкольное воспитание. – 1993. - №3. – С. 15; № 4.– С. 18-23.

Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект/Под ред. Поддъякова Н.Н., Михайленко Н.Я. – М.: Просвещение, 1987. – 390 с.

Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. А.В. Запорожца, А.П.Усовой. – М.: Мысль, 1986. – 430 с.

Репина Т., Гостюхина О. Самостоятельные игровые объединения. //Дошкольное воспитание. – 1994. - №2. – С. 43-46.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В данной статье описывается опыт систематического использования сюжетно-ролевой игры в коррекционной работе по формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Данный...

Выпускная квалификационная работа "Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития старших дошкольников"

Комитет по образованиюСанкт-ПетербургаСанкт-Петербургская академияпостдипломного педагогического образования Программа профессиональной переподготовки:«Теория и методика обучения (дошкольное обра...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Лесная больница» во второй младшей группе «В» Тема: Сюжетно-ролевой игры «Лесная больница»

Конспект сюжетно-ролевой игры «Лесная больница» во второй младшей группеЦель: формирование игровых умений, создание условий для сюжетно-ролевой игры.Задачи:1. Формировать умение прини...

Сюжетно – ролевая игра - средство активации словаря у младших дошкольников Из опыта работы

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир челов...

Формирование навыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры (из опыта работы)

В статье рассказывается о работе над формированиемнавыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры, прилагается картотека игр по данной теме....

«Сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности социализации младших дошкольников»

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практичкески с рождения.Игра-это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игр...

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры "Медицинский центр" во второй младшей группе как культурная практика

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры "Медицинский центр" во 2 младшей группе как культурная практика....