"Исследовательская деятельность дошкольников"
статья по теме

Исследовательскую деятельность, по мнению А. И. Савенкова (1), следует рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения».



(1) Алекса́ндр Ильи́ч Са́венков — российский психолог и педагог, специалист в области диагностики и развития детской одарённости, обучения одарённых детей, психологии исследовательского обучения, создатель научной школы «Психология одарённости и творчества». Доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор. Действительный член Академии педагогических и социальных наук.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность дошкольников

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Давайте попробуем ответить на  вопрос: Что такое исследовательская деятельность?

Исследовательскую деятельность, по мнению А. И. Савенкова[1], следует рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения».

Исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования.

Отвечая на вопрос, что такое экспериментирование для ребенка, можно сказать, что экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Отвечая на вопрос какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника, необходимо заметить, что  экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка, в процессе чего основополагающие законы природы выводятся ребёнком самостоятельно, как результат постановки опыта, проведённого наблюдения.

Делая вывод из вышесказанного резюмируем:

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)

Исследовательский метод рассматривается как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.

Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие познавательного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с эстетическими правилами жизни в обществе.

Хочу остановиться на некоторых возрастных моментах в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Уже в младшем дошкольном возрасте познавая окружающий мир, ребёнок стремиться, не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Переработанная и применяемая мной методика «Удивительный песок»[2]  помогает приобщить моих маленьких воспитанников к окружающему  миру.

В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно – действенные и наглядно-образные способы познания. Игровая экспериментальная деятельность позволяет создать модель естественно – научного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Игры – эксперименты как социально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающей действительности.

Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: познаю мир, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений и др.

Затрагиваются  такие области как: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая.

Здесь Вам на помощь может  прийти переработанный мной конспект открытого занятия «Русский быт»[3] .

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время осуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.

Связь детского эксперимента с изобразительной деятельностью. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет результат эксперимента т. к. ребёнок точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Связь экспериментирования с формированием математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д.

Опыты, эксперименты проводятся в совместной, самостоятельной деятельности, в процессе режимных моментов, а так же элементарные опыты включаются в непосредственно образовательную деятельность, опыты можно использовать на прогулке как часть наблюдения.

Исследовательская деятельность младших возрастов ставит перед нами задачи  экспериментирования детей старшего возраста:

• Расширение представлений детей о физических свойствах окружающего мира: знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, растворимость и т. д.) ; с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление) ; развитие представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.)

• Формирование у детей элементарных географических представлений.

• Развитие эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру.

• Формирования стремления к выполнению правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Понимая значение экспериментирования для психического развития ребёнка, можно организовать такие игры – эксперименты в старшем возрасте:

- Игры – эксперименты с песком: «Волшебное сито», «Цветной песок», «Своды и тоннели», «Живой песок»;

- Игры эксперименты с водой: «Друзья-Враги», «Фонтанчики», «Тонет - не тонет», «Кораблики плывут», «Как выйти сухим из воды»;

- Игры эксперименты с магнитами: «Рисуем с помощью магнитов», «Стальной барьер», «Парящий самолёт».

В результате данной деятельности дети узнают много нового и интересного о свойствах песка, магнита и воды.

Для родителей воспитанников можно создавать «Рассуждалки» детей на различные темы, в которых в виде домашних заданий детям совместно с родителями предлагается решить те или проблемы (Почему снег тает на ладони? ; Почему дует ветер) .

Дети очень любят экспериментировать, и нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков, и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности детей.

Делая вывод из вышесказанного можно выделить  основные правила:

Меньше учите, больше делитесь.

Поощряйте поисковую активность детей.

Активизируйте внимание ребёнка.

Учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в природе.

Знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным.

В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:

"Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму".

Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.


[1] Алекса́ндр Ильи́ч Са́венков — российский психолог и педагог, специалист в области диагностики и развития детской одарённости, обучения одарённых детей, психологии исследовательского обучения, создатель научной школы «Психология одарённости и творчества». Доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор. Действительный член Академии педагогических и социальных наук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Искупаем куклу машу».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе. Тема: «Искупаем куклу Машу» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физ...

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении  в природе, в жизни человека(«Познание...

Работа на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей  группеТема: « Органы чувств» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Комм...

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ «МЫ — ЗА ЧИСТЫЙ ЧАПАЕВСК!»

Итоговая работапо курсу повышения квалификации по ИОЧ«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему:«Разработка содержания поз...

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «СКАЗКА О КАМЕШКЕ» по методике Н. А. Коротковой

Познакомить детей с особенностями камней, их свойствами. Приобщать детей к познавательно-исследовательской деятельности, посредством проведения опытов с камнями....

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...