Танцевальное творчество в этико - нравственном воспитании детей.
статья по теме

Щербакова Ольга Владимировна

Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Танцевальное творчество  в этико-нравственном воспитании детей.

                                                                                      (Из опыта работы)

                                         Детство – пора формирования нравственности и

                                         духовной   жизни целого поколения.

Танцевальный кружок – одна из форм эстетического и нравственного воспитания, он объединяет детей, склонных к хореографическому искусству и желающих получить основу танцевальной грамотности.

Специфика работы в кружке достаточно сложна. Руководитель (педагог) сталкивается с условиями ограниченного времени (2 -3раза в неделю), со средними и слабыми способностями детей как нормой, с наличием разных возрастов, степени подготовки  и, наконец,  с постоянным пополнением и частичным уходом  основного состава, по разным причинам бывает и такое - знаю.

Дети приходят после уроков уставшие, а порой и голодные, с массой своих проблем. В рамках этих «предлагаемых обстоятельств» педагог  должен выбрать оптимальный путь для достижения своих задач.

Мы знаем, что танец – это синтез музыки и движения, где музыка оживает в движении, приобретая осязаемую форму, а движение становится как бы слышным. Танцевальное искусство  - коллективное, где чувство коллективизма развивается с раннего детства, способствует развитию требовательности друг к другу, доброты, принципиальности, т.е. все взаимосвязаны. Здесь уместен пример с цепочкой – если порвалась в одном звене, то испорчена или вышла из строя вся. Однако все зависит от качества воспитательной работы, в которой нет мелочей, т.е. это кропотливый последовательный труд.  И очень многое зависит от руководителя  (педагога) – лица коллектива. Поэтому надо начинать с себя и быть примером пунктуальности и справедливости для своих воспитанников. А это значит обладать педагогическими навыками, понимать проблемы и настроение детей, умело  использовать все методы и приёмы педагогики  в своей деятельности. От руководителя зависит: подбор репертуара, который должен соответствовать возрастным особенностям детей, подбор музыкального сопровождения, манера  исполнения и поведения детей на сцене, профессиональное владение методикой обучения танцу и внешний вид, по которому встречают «как по одёжке». Аккуратными должны быть причёска и обувь - обязательно! Необходимо приучить детей бережно относиться к своим костюмам, содержать их в чистоте и порядке.

Нравственное воспитание включает развитие в детях чувства долга перед коллективом. И если ребёнок жертвует чем – то важным для него,  ради репетиции или выступления с ансамблем – это  говорит о многом! Если у вас не было случая, чтобы кто – то подвёл коллектив, то вы на правильном пути.

Ещё считаю необходимо развивать в детях трудолюбие. Научить ребёнка трудиться, заинтересовать и порадоваться достигнутому результату. Не секрет, что наиболее трудолюбивые дети, даже с меньшими способностями, достигают лучших успехов, прочнее усваивая знания и умения.  Они, как правило, становятся костяком группы.

Ну и конечно, я акцентирую вопрос на дисциплине, ставлю её  доминантой. Важно следить за посещаемостью детей, необходимо искоренить опоздания, учить распределять свободное время и ценить чужое.

Большое значение для нравственного воспитания детей  имеет профессиональная хореография:  балеты, государственные академические ансамбли народных танцев, а также ансамбли эстрадного и спортивного направления предлагают многообразие тем и сюжетов в высокохудожественной форме своих произведений. Дети должны как можно больше смотреть, учиться, равняться и стремиться к более высокому исполнительскому уровню. Полезны коллективные просмотры и посещения концертов, художественных выставок, музеев.

Приступая к новой постановке, педагогу необходимо рассказать детям о своей идее, сюжете, прослушать вместе музыкальный материал, познакомить с национальными особенностями той страны, танец которой будем  изучать и, возможно, ответить на  возникающие у детей вопросы.  Хотя бы вкратце не упустить географическое положение, быт и костюм.

Огромное значение в жизни коллектива играют традиции, торжества, связанные с творческими отчетами, различными праздничными датами. Например, выпускной вечер, на котором собирается весь коллектив, готовятся для выпускников приятные сюрпризы и подарки, сочиняются дружеские шаржи, песни и танцы. Замечательно, если у коллектива есть свой гимн или песня, общая  танцевальная композиция, которой обычно заканчиваются  творческие концерты. Малыши  всегда тянутся к старшим, которые не отказывают им во внимании и с удовольствием могут поиграть с ними, повеселиться, пошутить. На сводных репетициях и выступлениях происходит  более тесное общение всего коллектива.

Хорошо, если в репертуаре есть народные и особенно,  русские танцы! Надо детей знакомить с русской народной  музыкой, танцами и костюмами наших предков. Получая эстетическое развитие на занятиях, дети, выступая на вечерах, концертах  будут оказывать эстетическое воздействие и на своих сверстников, вызывая положительные эмоции – восторг, нежность, доброту, оставляя только добрый след в душе ребёнка – зрителя. Очень хочется видеть, я думаю, каждому педагогу  своих воспитанников не только грамотными исполнителями, но и подготовленными зрителями, людьми с развитым художественным вкусом, умеющим самостоятельно аргументировать свои выводы. Хочется воспитывать в детях  хороший вкус ко всему прекрасному и  чтобы через танец,  дети становились бы добрее друг к другу, культурнее. Чтобы бережно относились к нашим русским традициям и обычаям, чтобы любили и уважали нашу русскую национальную  культуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в приобщении детей к творчеству Габдуллы Тукая"

Проект направлен на приобщение дошкольников к творчеству Габдуллы Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэт...

Педагогический проект «Устное народное творчество в духовно-нравственном воспитании детей младшего и среднего дошкольного возраста»

 В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствует духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается во...

Сообщение по самообразованию на тему " «Влияние устного народного творчества на духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста »

Способствовать формированию духовно – нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к народным культурам через устное народное творчество, фольклор. Освоить методику использов...