Педагогический проект «Устное народное творчество в духовно-нравственном воспитании детей младшего и среднего дошкольного возраста»
проект (младшая, средняя группа)
В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствует духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезны.
Знакомство с устным народным творчеством, культурным наследием, помогает сохранить прошлое. Под влиянием фольклора совершенствуются познавательные способности, развивается эмоциональная сфера, обогащаются нравственные представления, повышаются наблюдательность и произвольное внимание. Во время реализации проекта дети, совместно с педагогами и родителями, знакомятся с устным народным творчеством русского и мордовского народа: потешками, закличками, пословицами, сказками, играми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_osnovnaya_chast.docx | 24.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа Саранск
Управление образования
МДОУ «Детский сад № 78 комбинированного вида»
ПРИНЯТО на педагогическом совете протокол №____ от «___»__________20___г. | «УТВЕРЖДАЮ» Заведующая МДОУ «Детский сад № 78 комбинированного вида» __________________ Е.В.Федотова «___»____________20___ г. Приказ №___ от «____»___________20___ г. |
Педагогический проект
«Устное народное творчество в духовно-нравственном воспитании детей младшего и среднего дошкольного возраста»
(на два учебных года)
Подготовила: воспитатель
Сидорова Т.Н.
г.о. Саранск, 2019 г.
Название проекта: «Устное народное творчество в духовно-нравственном воспитании детей младшего и среднего дошкольного возраста».
Творческое название проекта:
«В гостях у бабушки Маланьюшки»!
Проблема:
Проблема духовно- нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно – нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Вопросы духовно- нравственного воспитания закреплены в законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно- нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствует духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Без знания своих корней, эпоса, фольклора, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с устным народным творчеством, культурным наследием, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, мордовского и русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Актуальность проекта:
Уровень развития представлений о духовно-нравственных качествах у дошкольников характеризуется наличием обобщенных представлений о справедливости, правдивости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости.
Усвоение моральных эталонов идет в процессе общения со сверстниками и взрослыми, где ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усвоенные нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.
Изменения уровня духовно-нравственного развития у дошкольников связано с занятиями, которые соответствуют программным требованиям, в процессе которых к каждому ребенку осуществляется индивидуальный подход, учитывается его уровень интеллектуальных способностей, его интересы.
Под влиянием фольклора совершенствуются познавательные способности, развивается эмоциональная сфера, обогащаются нравственные представления, повышаются наблюдательность и произвольное внимание.
Фольклор в значительной степени способствует формированию личности, он обогащает и развивает речь детей.
Дети любят театрализованные игры. Они живут одной жизнью с героями инсценировок и драматизаций, выражают свое одобрение, негодование восклицаниями, нередко вмешиваются в ход событий. Часто самостоятельно повторяют, преобразовывают инсценировки, включают их в сюжетно-ролевые игры, отчего они становятся более выразительными и интересными.
В самостоятельной деятельности у детей начинает проявляться творческое воображение, они обогащаются новыми представлениями, умениями и навыками.
Фольклор играет в воспитании детей важную роль. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Цель проекта:
Разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через знакомство детей с устным народным творчеством (потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички, сказки и т.д.), традициями и праздниками мордовского и русского народа, национальной культурой, направленную на развитие духовно- нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи реализации проекта:
- вызвать в детях чувство восхищения яркостью, образностью народного слова;
- сформировать интерес к изучению устного народного творчества и истории родного края;
- развитие понимания и умения ценить культурное наследие русского и мордовского народа;
- расширить знания детей о разнообразии сказок, песен, хороводов, игр, потешек, прибауток мордовского и русского народов;
- воспитывать чувство любви и бережного отношения к своим истокам;
- формировать интерес к национальным традициям родного края;
- развивать связную речь детей через знакомство с культурным опытом предков.
Участники проекта:
Воспитанники группы № 8, воспитатели группы, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Вид проекта: долгосрочный, познавательно - творческий.
Основные формы организации проекта:
- ООД воспитателя с детьми (окружающий мир, восприятие художественной литературы, рисование, лепка);
- самостоятельная деятельность детей;
- организация досугов, тематических вечеров совместно с родителями;
- работа с родителями по оснащению предметно-развивающей среды.
Формы работы с родителями:
Консультации для родителей;
Информация на стенде;
Папки-передвижки;
Памятки;
Совместная работа с детьми,
Организация тематических досугов и развлечений.
Методы и приемы:
- Наглядно – действенный метод:
- рассматривание иллюстраций, картинок, репродукций, предметов народно-прикладного искусства;
- демонстрация презентаций, прослушивание музыкальных записей;
- наблюдение;
- целевые встречи.
- Словесно – образный метод:
- рассказ воспитателя;
- рассказы детей по схемам, иллюстрациям;
- беседы;
- чтение и обыгрывание детских произведений устного народного творчества;
- разучивание произведений устного народного творчества.
3. Практический метод:
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация;
- изготовление атрибутов к сказкам;
- изготовление с детьми и родителями наглядных пособий;
4. Игровой метод:
- дидактические, хороводные, сюжетно – ролевые и музыкально- дидактические игры;
- подвижные игры с правилами ,
- игры – драматизации;
Реализация современных педагогических технологий и нетрадиционных техник:
- Здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
- Информационно-коммуникативные технологии (подбор информационных продуктов, использование готовых медиа ресурсов, создание презентаций).
- Использование игровых технологий.
Программно - методическое обеспечение проекта:
- «Детство»: основная общеобразовательная программа дошкольного образования, авт: Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб; ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕММ»,2011
- Мы в Мордовии живем: примерный региональный модуль программы дошк. образования/[О.В.Бурляева и др.]. – Саранск:Мордов.
Книги:
- Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ авт.-сост. В.Н. Косарева.-Изд.2-е, перераб. – Волгоград: Учитель.
- Кондрыкинская Л.А. Нравственное воспитание дошкольников.– Москва: Сфера, 2010 г.
- Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание дошкольников.- Москва: Сфера, 2013 г.
- Василенко В. С. Детский фольклор, М. : Высшая школа, 2010 г.
- Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду, СПб. : Детство-Пресс, 2010 г.
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
- Интернет ресурсы.
Журналы и материалы сборников:
- Аверина Н.Г. «О духовно-нравственном воспитании младших дошкольников»./ Н.Г.Аверина// Начальная школа, - 2005. - №11.
- Даведьянова Н.С. «О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность».-Сборник лекций и докладов ВГПУ,2000 г.
- Мордовский детский фольклор в обучении родной речи в раннем и дошкольном детстве // Мордовское просветительство: истоки, проблемы, направления развития / Материалы научной конференции посвященной 140-летию со дня рождения А.Ф. Юртова и 130-летию со дня рождения М.Е. Евсевьева, 11 марта 1994 г. / Отв. ред. В.М. Макушкин. 4.1. - Саранск, 1995. - с. 44-49. (в соавторстве с H.H. Воробьевой).
- Традиционное и национальное в игре. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы Международной научно-практической конференции 11-14 апреля 1995 г. 4.1. - М.: Прометей, 1995. - С. 85-86.
- Способность понимания жанрового разнообразия детьми старшего дошкольного возраста // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. Е.Г. Осовского. - Вып. 5. - Саранск, 1996. -с. 56-57.
- Проблема развития речи старших дошкольников в двуязычной среде // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. Е.Г. Осовского. - Вып. 6. - Саранск, 1996. - с. 64-66.
- К вопросу о национально-региональном компоненте развития речи дошкольников // XXXI научная конференция преподавателей и студентов МГПИ имени М.Е. Евсевьева (материалы выступления). 4.2. - Саранск, 1996. - с. 26-27.
- Особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений художественной литературы и фольклора // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. Е.Г. Осовского. - Вып.
Картотеки:
Картотека мордовских и русских подвижных игр;
Картотека народных сказок;
Картотека колыбельных;
Картотека потешек и закличек;
Картотека пословиц и поговорок.
Реализация образовательных областей:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Этапы проекта:
I этап – подготовительный (разработка проекта)
срок с 02.09.2019 г. по 30.09. 2019 г. (первый год обучения);
срок с 01.09.2020 г. по 30.09. 2020 г. (второй год обучения);
Деятельность педагога:
- определение проблемы, постановка цели и задач;
- составление перспективного плана мероприятий;
- определение методов работы;
- выбор методической, художественной литературы, иллюстрационного материала;
- подбор материалов для продуктивной деятельности;
- создание и подбор картотек по теме проекта;
- подбор наглядно-дидактического пособия, атрибутов для музыкально-художественной и игровой деятельности;
- подбор и создание слайдов, презентаций.
Совместная деятельность:
- введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
- формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
II этап - практический (реализация проекта)
срок с 01.10.2019 г. по 15.05.2020 г. (первый год обучения);
срок с 01.10.2020 г. по 14.05.2021 г. (второй год обучения);
- реализация запланированных мероприятий в совместной деятельности педагогов, детей и родителей;
- формирование у детей знаний , умений и навыков в ходе реализации различных форм работы, в ходе решения детьми проблем с помощью взрослых и самостоятельно.
III этап – заключительный (обобщающий)
срок с 18.05.2020 г. по 29.05.2020 г. (первый год обучения)
срок с 17.05.2021 г. по 28.05.2021 г. ( второй год обучения)
- проведение анализа достижения поставленной цели и полученных результатов;
- обобщение и оформление результатов работы, формулировка выводов;
- обобщение материалов, собранных в процессе работы над проектом.
Ожидаемые результаты:
- Для детей:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и развитие познавательного интереса;
- пополнение и активизация словарного запаса детей;
- пробуждение интереса к устному народному творчеству, истории и культуре своей малой Родины;
- формирование любви к родному краю;
- воспитание бережного отношения к природе, к историко- культурному наследию народа.
2. Для педагогов:
- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, повышение качества труда педагогов;
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к мордовской национальной культуре;
- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
3. Для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединение и реализация инициатив социально-активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
- создание системы социального партнёрства МДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Сроки реализации проекта: два учебных года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете «Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста»
В первых лучах солнца уже видится наступающий день, и мы говорим «Доброе утро»С таких слов каждый день я начинаю занятия в своей группе. Мы желаем с детьми друг другу доброго утра, дарим друг другу ул...
Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....
Педагогический опыт работы по теме «Актуальность проблемы экологического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста"
Логика природы самая доступная и наглядная для ребенка....
Педагогический опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Природа окружает ребенка с самых ранних лет....
Проект - "Устное народное творчество - как средство духовного воспитания детей".
middot; Организатор проекта: Ж.Б.Майорова учитель бурятского языка· Сроки реализации: 9 декабря 2019 -10 июня 2020г.· География проекта: г.Улан-Удэ, ...
Педагогический опыт работы по теме «Актуальность проблемы экологического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Все мы - дети природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....
Буклет«Развитие духовно-нравственных качеств у детей младшего и старшего дошкольного возраста»
Дошкольный возраст - самый благодатный период для детей, в это время закладываются духовные ценности и нравственные нормы и стереотипы....