Проект "Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста".
проект по развитию речи
Проект
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
администрации городского округа «Город Калининград»
Комитет по образованию
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130
|
ПРОЕКТ
«Значение устного – народного творчества в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Руководители: Перминова Г.Г., Колчанова В.С. Воспитатели группы № 9 |
г. Калининград, 2020
Актуальность проекта:
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными формами русского устного народного творчества. Именно в нем обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через приобщение к устному народному творчеству ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Оно богато ритмами и повторами, несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку. Ценность устного народного творчества определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка устное народное творчество стимулирует развитие познавательных способностей личности ребенка.
Цель проекта:
Формирование духовно-нравственных чувств посредством приобщения детей к устному народному творчеству.
Основополагающий вопрос:
Способствует ли знакомство с поэтичностью и образностью устного народного творчества русского народа воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: Если знакомить ребенка, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию его духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем приведет к развитию его нравственно-патриотических чувств.
Аннотация проекта:
Тип проекта: творчески - информационный;
По предметно-содержательной области: общество – культурные ценности;
По характеру: является открытым;
По продолжительности – средне-срочный проект;
По количеству участников – групповой;
Проект рассчитан: на среднюю возрастную группу детского сада.
- Русское устное народное творчество глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений;
- Ознакомление с произведениями устного народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств;
- Знакомство с устным народным творчеством помогает раскрыть все богатство и красоту родного языка;
- В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, ее значимости.
Проблемный вопрос:
1. Как повысить интерес к знакомству с устным народным творчеством?
2. Какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей?
3. Как влияет развивающая среда на нравственно - патриотическое развитие детей?
4. Как может влиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей с разными формами устного народного творчества?
Цель:
Воспитание гармонично развитой личности через активизацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении к устному народному творчеству.
Задачи:
- побуждать интерес к произведениям устного народного творчества.
- приобщать детей к истокам русской национальной культуры;
- способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
- способствовать развитию у детей лучших черт русского характера;
- показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, закличках;
- сформировать чувство национального достоинства;
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
- проанализировать полученные результаты.
Оборудование и материалы:
Иллюстрации к материалу устного народного творчества.
Стихотворные и художественные тексты, загадки, пословицы.
Дидактические игры
Этапы и сроки проведения проекта:
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
Подготовительный этап:
• Создание подбора книг для библиотеки, организация и проведение акции «Подари книгу детскому саду» (воспитатель);
• Оформление серии выставок для родителей по мотивам произведений устного народного творчества (воспитатель)
• Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала (воспитатель).
• Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды (воспитатель)
Основной этап:
• Проведение занятий: фронтальных, подгрупповых, индивидуальных (воспитатель)
• Организация выставки «Герои русских народные сказок своими руками» (воспитатель, дети, родители)
• Слушание русских народных песен в аудиозаписи (воспитатель, дети);
• Оформление книжного уголка по произведениям устного народного творчества (воспитатель);
• Чтение русских народных сказок, заучивание наизусть закличек, потешек, прибауток (воспитатель, дети);
• Конкурс детских рисунков по мотивам произведений устного народного творчества (воспитатель, дети, родители);
Перспективное планирование:
Тема (ноябрь): Устное народное творчество – мудрость народа
Программное содержание: Фольклор от самой колыбели, потешки, прибаутки, сказки, загадки.
1. Создание книги потешек (дети, родители).
2. Применение потешек в режимных моментах.
3. Создание книги «Любимые герои русских народных сказок» (родители, дети).
4. Чтение русских народных сказок «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и волк».
Тема (декабрь): «Старая пословица до веку не сломится»
Программное содержание: Знакомство с пословицами, поговорками, приговорками. Беседа об уме и о глупости (на примере поговорок и пословиц).
1. Беседа: «Что такое пословицы, и чему они нас учат».
2. Дидактическая игра: «Собери пословицу».
3. Оформление альбома «Пословицы и поговорки русского народа».
4. Чтение и обсуждение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций.
5. Оформление выставки новогодних поделок (дети, родители).
Тема (январь): «На печи лежим, сказки слушаем»
Программное содержание: «Нет сказки без правды» - говорит пословица. Для чего чудеса в сказках? На примере знакомых сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел. Беседа по содержанию знакомых сказок.
1. Выставка рисунков: «Рождественская звезда».
2. Чтение русских народных сказок «Снегурочка», «Морозко», «Крошечка Хаврошечка», «Два Мороза», рассматривание иллюстраций, беседа о прочитанном.
3. Дидактические игры: «Из какой сказки герой», «Угадай сказку».
4. Выставка: «Книги своими руками» (родители, дети).
5. Консультация для родителей «Почитай мне сказку, мама».
Заключительный этап:
-Выставка совместных работ детей и родителей «Герои русских народные сказок своими руками » (воспитатель, дети, родители)
- Представление материалов проекта на педагогическом совете ДОУ
- Совместно с родителями оформление альбома « Любимые герои русских-народных сказок»
-Совместно с родителями оформление книги « Русские -народные загадки»
- Совместно с родителями оформление альбома «Любимые потешки моего ребёнка»
- Портрет моей мамы (выставка рисунков детей)
-Выставка книг, подаренных родителями детскому саду
Результативность:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к устному народному творчеству русского народа у них появилось желание больше узнать об истории, обычаях, культуре своей Родины. Знакомство с разными формами устного народного творчества, со всем его богатством и многообразием формирует у детей уважение и любовь к родной стране, истории своего народа, способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает познавательные способности детей.
Вывод: Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
Информационные ресурсы:
▪ Аникин В.П. «Живая вода»: (Вступительная статья) // Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987.
▪ Букринская И. А., Голубева Л. Н. и др. «Язык русской деревни // Программа «Обновление гуманитарного образования России». М., 1994.
«Былины» Пересказ И. П. Колпаковой Л.,1973.
▪ Жаворонушки: «Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры: 5 вып./Запись, нотация, составление Науменко Г., М., 1977-1988.
▪ Концепция патриотического воспитания граждан РФ. – Управление ДОУ. 2005 №1
▪ Лихачев Д.С. «Поэтика древнерусской литературы» Л.,1987.
▪ Морохин В. Н. «Сказки родного края» Горький, 1978.
▪ Мудрое слово: Русские пословицы и поговорки / Сост. Разумов А.А. М., 1957.
▪ На Буяне, славном острове: Сб. русского фольклора / Сост. И обраб. Колпаковой Н., Л., 1976.
▪ Предания и легенды России. М., 1992.
▪ Русская волшебная сказка; Антология / Сост.,вступл.ст. и коммент. Кореповой К.Е.М., 1992.
▪ Русские богатыри / В пересказе Карнауховой И.В. Калининград, 1994.
▪ Русские народные сказки / Сост. Нечаев А., Рыбакова Н.. М., 1956.
▪ Русские пословицы и поговорки. М, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.
Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ. В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...
Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Проект по самообразованию на тему: «Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста».
Проект по самообразованию на тему:«Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста»....
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...
Устное народное творчество в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано ве...
Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...