"Воспитание маленького жителя великого города"
статья (старшая, подготовительная группа) по теме
Текст выступления педагога дополнительного образования Федотовой Н.С. на городской научно-практической конференции "Взаимодействие с семьёй в воспитании юного петербуржца"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_malenkogo_zhitelya_velikogo_goroda.odt | 72.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание маленького жителя великого города.
(Текст выступления на городской научно-практической конференции «Взаимодействие с семьей в воспитании юного петербуржца», составленный педагогом дополнительного образования отдела предшкольного образования ГБНОУ «СпбГДТЮ» Федотовой Н.С.)
Воспитание детей — это проблема, которая встает перед каждым новым поколением взрослых людей. Какими будут цели, методы, содержание воспитания? Напомним современные формулировки этих понятий, которых и будем придерживаться.
Воспитание — целенаправленное формирование Личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. (ВикипЕдия).
Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. (ВикипЕдия).
По содержанию воспитание можно разделить на:
- физическое,
- трудовое,
- умственное,
- эстетическое,
- экономическое
- и т.д.
Нас в данном делении будут интересовать нравственное (духовно-нравственное) и патриотическое воспитание.
Вспомним еще одно определение воспитанию, данное академиком И.П. Павловым: «Воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции». Кто же отлаживает этот механизм и обеспечивает процесс передачи соответствующей информации? Согласитесь, что это и семья, и окружение, и учебное заведение, которое посещает ребенок, и сверстники, и культурная среда (город, музеи, театры и т.д.), и информационное поле (телевидение, компьютерный мир, реклама), и т.д. Отметим важность того, ЧТО передается и КЕМ передается.
Так как педагоги являются не единственными участниками воспитания детей, мы захотели получить ответы на следующие вопросы:
1. Каким представляют петербуржца родители детей, обучающихся в отделе предшкольного образования?
2. Совпадают ли цели воспитания детей у родителей и педагогов отдела предшкольного образования?
3. Как используется ресурс города в работе отдела предшкольного образования?
Чтобы ответить на первый и второй вопрос мы предложили родителям и педагогам заполнить следующие анкеты (смотрите в приложении).
Просмотрев собранные материалы (25 анкет), мы получили следующие данные.
1. Наиболее используемые педагогами и родителями характеристики образа юного петербуржца — это «воспитанный», «образованный», «культурный», «читающий».
2. Характеристики, которые вписывали сами родители мы разделили на 5 групп и соотнесли их с данными, полученными у педагогов (стоят ли в программах задачи, отражающие работу по формированию данных качеств).
Таблица результатов анкетирования
родителей и педагогов
Родители | Педагоги |
1. Интеллектуальные качества: умный, интеллектуальный, думающий, любознательный, грамотный, эрудированный, творческий, начитанный. | Обучающие и развивающие задачи комплексной программы «Развитие природных возможностей ребенка» и факультативов. |
2. Внутренние качества: спокойный, скромный, отзывчивый, добрый, трудолюбивый, честный, приветливый, внимательный к людям, порядочный, приходящий на помощь. | Воспитательные задачи программ: «Развивающие игры», «Художественное слово», «Читайка», «Развитие речи». Клуб «Самостоятельных детей» |
3.Стремления: передовой, стремящийся к самосовершенствованию, самокритичный. | Воспитательные задачи программ: «Английский для малышей», «Шкатулка фантазий». |
4.Патриотические чувства: интернационалист, патриот, толерантный, знающий и любящий свой город. | Воспитательные и обучающие задачи программ: «История города», «Развивающие игры», «Читайка». |
5. Внешние качества: красивый, спортивный. | Обучающие и воспитательные задачи программы: «Айкидо». |
- Градация от наиболее значимого воспитательного воздействия на ребенка к наименее значимому оказалась такой (по мнению родителей):
10 - семья,
9 - окружение семьи (родственники и знакомые),
8 - педагоги и занятия во Дворце,
7 - материальная обеспеченность,
5 - сверстники и городская жизнь,
4 - игры на улице,
3 - природа,
1 - телевидение и мир компьютера.
Отдельно были выделены родителями дополнительные воспитательные воздействия — книги, спорт.
- Ниже приведем события и мероприятия городской жизни, указанные родителями в ответе на 3-й вопрос. Список составлен в порядке частоты упоминания (от наиболее часто упоминаемому к менее упоминаемому ):
- Праздник 9 мая;
- День снятия блокады Ленинграда;
- Музеи, театры, экскурсии;
- Концерты, субботники;
- Исторические экспозиции.
- 5. Наибольшую заинтересованность проявили педагоги к таким формам работы:
- - подарок для города (коллективная работа, выступление);
- просмотр документальных видеоматериалов, соответствующих теме Вашего занятия.
Рассмотрев полученные результаты, хотим предложить следующие педагогические мероприятия для усовершенствования воспитательной работы отдела:
- организация и проведение семейных мероприятий (участвует вся семья);
- игры на улице (перенос занятий из стен отдела на улицу по аналогии с Клубом «Самостоятельных детей»);
- выезды на природу (группа детей, совместно с родителями).
Для того, чтобы наши воспитанники могли быть активными участниками жизни города и получать полноценное нравственное и патриотическое воспитание отдел предшкольного образования задействует следующие ресурсы:
- Освоение программы «История города» и пешеходые экскурсии по городу с п.д.о. Н.Н.Ильиной.
- Выход детей и родителей в музей А.С Пушкина (в рамках программы «Читайка»).
- Чтение детской художественной литературы в рамках программы «Художественное слово»
- Участие детей в городском конкурсе «Мир моего детства».
- Участие детей в программах, играх, акциях, проводимых Дворцом (программа «Я-Дворцовец», «Свеча памяти» и др.).
- Создание коллективных работ, украшающих отдел (программа по ИЗО и Керамике).
- Посещение детьми и родителями абонемента в Эрмитаже.
- Организация музыкальных встреч в рамках абонемента «Музыкальная азбука» с п.д.о. Н.Н. Запека.
В наш отдел дети приходят в трехлетнем возрасте, обучаются, воспитываются, общаются, играют и уходят, повзрослев на четыре года. Чтобы осознать всю важность этих лет, вспомним слова известных педагогов. Я.Коменский: «Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.». К.Ушинский: «Из комбинации следов этих моментальных и, как казалось, забытых чувств, желаний и стремлений образуются страсти и упорныя нравственныя и безнравственныя наклонности. Вот почему далеко не безразлично в нравственном отношении, что учит, что слышит и что читает дитя».
Доброго всем воспитания!
Приложения
Анкета для родителей.
1. Наполните заданный образ словами-ассоциациями. Петербуржец — это человек, прежде всего, (какой?) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (перечислите, пожалуйста, 5 и более качеств).
2. Расположите в порядке значимости перечисленные ниже «объекты», оказывающие воспитательное воздействие на Вашего ребенка (1-наименее значимое, 10-наиболее значимое):
материальная обеспеченность ___,
семья (родители) ___,
окружение семьи (родственники, друзья) __,
педагоги ___,
телевидение (компьютерные игры) ___,
сверстники ___,
игры на улице ___,
занятия во Дворце ___,
природа и животные ___,
городская жизнь (посещение театров, выставок и т. д.) ___.
Допишите то, что еще считаете важным, но упущенным ___________________________________________________________ .
3. В каких событиях, связанных с жизнью нашего города Вы участвуете вместе с ребенком?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Спасибо!
Анкета для педагогов.
1. Какие из воспитательных задач Вашей программы Вы бы отнесли к формированию личности юного петербуржца?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
2. Отражена ли в Вашей программе тема Петербурга? (Приведите пример или опишите ситуацию.)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
3. Какие из перечисленных форм работы с детьми Вы не отказались бы включить в свою программу? Обведите выбранные пункты.
- пешеходная (водная) экскурсия
- подарок для города (коллективная работа, выступление)
- выход в музей, ботанический сад, театр и т. д.
- просмотр документальных видеоматериалов, соответствующих теме Вашего занятия
- встреча с известными людьми
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Маленьким детям о Великой Победе "
Занятие посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне. Старшая группа...
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «Маленький Гражданин Великой страны!»
Вид проекта: познавательно-исследовательский.Тип проекта: краткосрочный.Цель проекта: создание условий для всестороннего развития ребенка-дошкольника, его нравственно-патриотического воспитания через ...
Проживая в городе Куйбышеве не один год, маленькие жители плохо знают, либо вообще не знакомы с достопримечательностями, названием улиц, известными горожанами своей малой Родины. У детей в старшем дошкольном возрасте возрастает познавательный
Проживая в городе Куйбышеве не один год, маленькие жители плохо знают, либо вообще не знакомы с достопримечательностями, названием улиц, известными горожанами...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в средней группе «Маленькие жители большого города»
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения...
Путеводитель-буклет по городу Санкт-Петербургу «Маленькие жители большого города»
Главная идея путеводителя заключается в том, чтобы прививать детям заботливое отношение к животным на примере домашних.Уважаемые родители, мы просим вас помочь нам воспитать в детях умение наход...
Образовательный проект с детьми старшей группы по теме: "Маленькие жители большого города"
Воспитание патриотических чувств у детей старшей группы через ближайшее окружение (Московский район, Санкт-Петербург)...
Программа по патриотическому воспитанию «Воспитание маленького жителя Карасука – большого гражданина России»
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю»....