Приоритетное направление «Приобщение к истокам русской народной культуры» Актуальность
методическая разработка (средняя группа) на тему

Харламова Елена Викторовна

Приоритетное направление

«Приобщение к истокам русской народной культуры»

Актуальность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prioritetnoe_napravlenie.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Группа «Почемучки»

                                                 Воспитатели: Александрова Е.В, Харламова Е.В.

                                                                          2014- 2015 г

Приоритетное направление

«Приобщение к истокам русской народной культуры»

Актуальность

В средней группе мы провели с детьми беседу, для выявления степени сформированности представлений детей  об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему, России.

Выяснилось, что дети очень мало знакомы с народным творчеством, знают только 2-3 русские народные сказки и не знакомы с такими формами фольклора как потешки, прибаутки, считалки, заклички, народные игры. Не сформированы у детей понятия о народных традициях, о прошлом своего народа.25%детей нашей группы не смогли сказать, как называется страна, в которой они живут.

Мы считаем, что чувство любви к своей родине, чувство гордости за великую Россию, в которой мы живём необходимо прививать с самого раннего возраста. И это чувство у детей не может возникнуть без сформированности понятий о прошлом страны, о корнях нашего народа, о русской народной культуре.

На сегодняшний день, у нас в стране пропагандируется западная культура.  Экраны телевизоров пестрят американскими мультфильмами, в магазинах сплошь иностранные игрушки, которые нередко оказывают отрицательное воздействие на развитие ребёнка, книгам с русскими сказками противостоят глянцевые журналы для детей, рассказывающие о супергероях. Место богатырей заняли «человеки – пауки», а место Василисы Прекрасной – русалочка Ариэль. Не только дети, но и взрослые не знают народных праздников, обычаев, обрядов, и в то же время в нашу культуру проникают такие праздники как Хэллоуин. Изучение другой культуры дает возможность понять мировоззрение другого народа. Но не знать собственной культуры - это равнозначно тому, что потерять память, а значит не помнить своих предков и всего накопленного годами опыта жизни. Пока мы помним свои традиции, почитаем своих предков, изучаем свою историю, мы можем говорить, что являемся носителями и распространителями своих народных традиций.

Цель: Формировать у детей интерес к истории своей страны, к русской народной культуре  игровую деятельность

Задачи:

-воспитывать у детей интерес и любовь к русской народной культуре

-сформировать у детей представления о прошлом России

-развивать речь и художественно – эстетическое восприятие мира через народное творчество

- познакомить детей с предметами старины

- создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры

- привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями

- создание предпосылок для успешного освоения спортивных игр

- создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми

- воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.

Мы разделили работу по приоритетному направлению на три части:

1 часть – образовательная, предполагает изучение дошкольниками истории  и культуры русского народа. Совместная деятельность педагогов с детьми в этой части  интегрированная и включает в себя все виды деятельности детей. Кроме познавательного блока должен иметь место и продуктивный.

2 часть - дополнительная, представляет собой реализацию приоритетного направления  в ходе свободной деятельности детей: организация и проведение развлечений, народных игр, посещение музеев, выставок, фольклорных праздников.

3 часть: ориентирована на развитие коммуникативных способностей. Этой цели служат различные ролевые игры с использованием фольклора, знакомство с устным народным творчеством и его использование в режимных моментах (потешки, заклички, прибаутки, колыбельные и т.д),  игры- драматизации. Направленные на межличностное общение, преодоление конфликтных ситуаций, способность контролировать свои желания.

Планирование работы по приоритетному направлению

сентябрь

Создание «Клуба любителей фольклора»:

Первая встреча клуба - планирование деятельности клуба

Начало создания индивидуальных книг самоделок «Я живу в России»

Начало создания мини – музея «В русской избе»

Совместная деятельность педагога с родителями

«Как жили раньше» (познавательное, социально - коммуникативное развитие)

«Деревенский дом» (познавательное, художественно – эстетическое развитие)

«Что бывает деревянным» (познавательное развитие)

«Столяры и плотники – первые в деревне работники» (социально - коммуникативное развитие)

«Что было раньше, что потом» (дидактическая игра на сопоставление устаревших и современных предметов)

 «Потешаем кукол» (коммуникативное, художественно - эстетическое развитие)

П\и «Дедушка седой», «Малечина-калечина», «У дедушки Егора»; физкультурные разминки с использованием русских народных потешек и песенок (физическое развитие)

 Разучивание считалочки «Ахи, ахи, ахи, ох, Маша сеяла горох», потешки: «Котик – коток» (коммуникативное развитие)

Совместная деятельность педагога с детьми

октябрь

 «Что ели на Руси» (познавательное, социально -коммуникативное развитие)

«Осень время собирать урожай» (познавательное, художественно – эстетическое развитие)

«Квасим капусту, готовим винегрет» (познавательное, социально - коммуникативное развитие)

«Музыкальные инструменты на Руси» (познавательное, художественно – эстетическое развитие)

Чтение потешек: «Чики-чики-чикалочки», «Сидит белка на тележке» (коммуникативное развитие)

П/и «Козёл в огороде»(физическое развитие)

Хороводная игра: «Вейся – вейся, капустка» (коммуникативное, художественно - эстетическое развитие)

Совместная деятельность педагога с детьми:

 « У нас в гостях гармонист» (художественно – эстетическое развитие)

Встреча с интересным человеком

Встреча «Клуба любителей фольклора»: «Капустные посиделки»                              

Экскурсия в музей Этнографии: «Ой вы. гости, господа»

Совместная деятельность педагога с родителями

Ноябрь

 «Кто такой кузнец?» (познавательное, социально – коммуникативное развитие)

 «Что сделано из железа» (познавательное развитие)

«В гостях у бабушки Забавушки» - театрализовано – игровое тематическое занятие

«Печём пироги» (познавательное, социально – коммуникативное развитие)

Хороводные игры « Было у матушки 12 дочерей», «Во кузнице» (коммуникативное, художественно – эстетическое развитие)

П/и «Кузнецы», «Золотые ворота», «Шел козел по лесу» (физическое развитие)

Совместная деятельность педагога с детьми:

Встреча «Клуба любителей фольклора»: «Кузьминки – прощание с осенью»

Инсценировка «Жил у бабушки козёл» (театрализованная деятельность)

Совместная деятельность педагога с родителями

декабрь

 «Городецкая роспись» (художественно – эстетическое развитие)

Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» (театрализованная деятельность)

Разучивание считалок: «Зайка-трусишка», «За морями, за лесами» (коммуникативное развитие)

П/и «Ворон и куры», «Утка – гусь» (физическое развитие)

Совместная деятельность педагога с детьми:

Сказка для детей, подготовленная родителями «Лягушка – царевна»

Встреча «Клуба любителей фольклора»: Спортивный досуг «У Царевны –Несмеяны»

Посещение Музея Сказки

 

Совместная деятельность педагога с родителями

январь

«Рождественская звезда» мини – концерт для детей других групп (театрализованная деятельность)

Разучивание песенки-колядки «Пришла коляда» (коммуникативное развитие)

  П/и: «Холодно - горячо», «Колядки» (физическое развитие)

Совместная деятельность педагога с детьми:

Встреча «Клуба любителей фольклора»: «Пришла коляда – открывай ворота»

Посещение Детского Исторического Музея

Совместная деятельность педагога с родителями

февраль

Встреча «Клуба любителей фольклора»: «Встречаем масленицу» - спортивный досуг на свежем воздухе

«Тёщины вечерни» - посиделки с конкурсами и играми, в которых принимают участие  папы.

Совместная деятельность педагога с родителями

 «Красное коромысло через реку повисло»: русские народные загадки (коммуникативная, художественно – эстетическая деятельность)

Разучивание дразнилок, потешки «Бабушка Ульяна» (коммуникативное развитие)

П/и: «Где был Иванушка», «Растеряхи», «Перебежки» (физическое развитие)

Совместная деятельность педагога с детьми:

 «По воду с коромыслом» - занятие проводит педагог этнографической мастерской «Жили – были»

Встреча с интересным человеком

март

 «Что сделано из глины» (познавательное развитие)

«Дымковская  игрушка» (познавательное, художественно – эстетическое развитие)

Заучивание весенних закличек (коммуникативное развитие)

Хороводные игры: «Веснянка», «Солнышко-ведрышко» (коммуникативное, художественно - эстетическое развитие)

Совместная деятельность педагога с детьми

Встреча «Клуба любителей фольклора»: мастер класс по изготовлению изделий из глины»

Экскурсия в этнографический музей

Совместная деятельность педагога с родителями

апрель

Рассматривание музейных экспонатов, обсуждение их предназначения (познавательное развитие)

 Индивидуальный выбор ребёнком экспоната музея

Разучивание закличек «Ай, жавороночки, мои деточки…», «Жаворонушки- перелетушки…» Инсценирование потешек: «Чики-чики-кички», «Бай, качи-качи…»(коммуникативное развитие)

П/и : «Филин и пташки» (физическое развитие)

Хороводная игра «Коршун» (коммуникативное, художественно - эстетическое развитие)

Совместная деятельность педагога с детьми

Подготовка ребёнком совместно с родителями рассказа об экспонате группового музея

Игровой досуг «К нам праздник идёт, стоит Пасха у ворот»

Совместная деятельность педагога с родителями

май

 «Евсей – овса отсей»: беседа посеве зерновых, посев овса (познавательное, социально – коммуникативное)

«Наш музей»: дети в роли экскурсоводов рассказывают об экспонатах музея  детям других групп

Разучивание считалок: «Пчелы в поле полетели», «На золотом крыльце сидели…» (коммуникативное развитие)

Разучивание потешек: «Солнышко, выгляни!», «Солнышко, солнышко…» (коммуникативное развитие)

П/и; «Ручеек», «Солнышко», «Маки-маковочки» (физическое развитие)

Совместная деятельность педагога с детьми

«Наш музей»: Открытое занятие для педагогов и родителей

Заключительная встреча ««Клуба любителей фольклора»: выставка самодельных книг.

Совместная деятельность педагога с родителями

 «Зернышко к зернышку» -занятие проводит педагог этнографической мастерской «Жили – были»

Встреча с интересным человеком

Завершающий этап: 

Итоговое мероприятие – «Ярилины игры» - фольклорный праздник, посвящённый солнцу

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

Цель: Распространение педагогического опыта.В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольк...

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".

Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...