Годовой отчет за 2018-2019 год
материал

Лейман Оксана Николаевна

Создание благоприятных условий для полноценного проживания детей в Доме ребенка. Формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_otchet_2018-2019_god.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

КУ ХМАО-ЮГРЫ  «УРАЙСКИЙ СПЕЦИАЛЕЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА»

                                ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ЛЕЙМАН О.Н.

ЗА 2018-2019 год

   Работа педагога-психолога КУ ХМАО-Югры «Урайский специализированный Дома ребенка» направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. Его задача - помощь детям, родителям, законным представителям и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.  

Цель:  Создание условий, способствующих сохранению и укреплению психического здоровья детей, психологического комфорта для всех участников педагогического процесса.

Задачи:

  1. Сохранение психологического здоровья детей.
  2. Создание условий для развития личности воспитанников.
  3. Формирование у педагогов, родителей, законных представителей психологических знаний; желания их использовать в интересах развития воспитанников и собственного развития.
  4. Оказание психологической помощи педагогам, воспитанникам, родителям, законным представителям
  5.  Направления работы:
  1. Психодиагностика
  2. Психопрофилактика
  3. Психокоррекция
  4. Консультационная работа
  5. Просветительская работа
  6. Методическая работа.

Педагог-психолог Дома ребенка:

  • проводит психологическую диагностику;
  • определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников;
  • выявляет нарушения социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;
  • участвует в планировании, разработке развивающих и коррекционных программ;
  • содействует развитию творчески одаренных воспитанников;
  • формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и их родителей.

Реализация поставленной цели ведется по основным направлениям деятельности педагога-психолога:

1.Психодиагностическая работа

  В сентябре    была  проведена диагностика уровня психического развития детей во всех группах (мышление, внимание, восприятие, память, воображение, эмоционально-волевая и коммуникативная сферы)  и диагностика прохождения периода адаптации к Дому ребенка вновь поступивших детей.

В октябре – ноябре во всех возрастных группах была проведена диагностика психологического фона и социального развития детей в группе.

Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребёнка к условиям существования в группе. Общая задача педагогов и родителей - помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь Дома ребенка. На пути реализации возникают различные трудности.

В период адаптации  с воспитателями был проведен семинар на тему «Адаптация детей к Дому ребенка», рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания.

  1. Коррекционно-развивающая работа

Система коррекционных мер, реализуемая в Доме ребенка направлена:

  • на активизацию познавательной деятельности у детей;
  • повышение уровня умственного развития детей;
  • формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.);
  •  овладение воспитанниками знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации;
  • коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей;
  • формирование навыков коммуникации.

При организации коррекционно-развивающих занятий была опора на объективно существующие или предполагаемые закономерности детского развития и следующие принципы:

1. Единство обучающей, коррекционно-развивающей и воспитательной задач.

2. Развитие сознательности, активности и самостоятельности ребенка в процессе коррекционно-развивающих мероприятий.

3. Систематичность и последовательность (приобретаемые детьми знания, умения, навыки должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляться поэтапно).

4. Доступность содержания занятий (изучаемый материал должен быть адаптирован с учетом умственных, психологических, физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний и умений и вместе с тем требовать определенных усилий для его усвоения).

5. Наглядность (принцип вытекает из необходимости активного восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала; применяется и как средство познания нового, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания информации).

6. Индивидуальный подход к воспитанникам.  

         

  За 2018-2019 год в Дом ребенка поступило 39 детей с различными нарушениями в НПР й , выбыло 39

С сентября по май месяц было проведено 55 диагностических обследований по эпикризным срокам и вновь поступивших детей. Результаты обсуждались коллегиально на ПМПК и фиксировались в протоколах, составлялась индивидуальная карта реабилитации, и прописывался психолого- педагогический маршрут, так же на каждую группу велись дневники наблюдений за развитием НПР детей Дома ребенка. Положительная динамика в развитии отмечается у 47 % детей ( групп №-  2, 3, 4,6,8 ). У 53 %  незначительная динамики ).

В работе использовались следующие педагогические направления:

1.         Наблюдение.

2.         Диагностическое обследование.

3.         Коррекционно - развивающая работа.

 Наблюдение за НПР детей (группы № 2,3,4,6,8) проводилось во время: занятий, режимных моментов, музыкальных и спортивных развлечений, в свободной деятельности. В результате наблюдений было выявлено, что у   63% воспитанников отмечается: неустойчивая, быстро меняющееся настроение,

слабовыраженные эмоции, слаборазвита самостоятельная деятельность, которая требует организующей помощи взрослого.

Следующее направление - диагностическое. Были охвачены группы   (группа № 2,3 4,6,8)  в возрасте от рождения до 5 лет.  

В результате обследования было выявлено следующее:

-         В работоспособности детей отмечаются колебания: у некоторых появляется утомление, проявляющееся снижением интереса к занятиям, непоседливостью, изменением эмоционального фона настроения.

-         У большинства детей уровень знаний об окружающем мире сформирован недостаточно.

-У большинства детей отмечаются отклонения в моторном развитии, проявляющиеся различной степенью выраженности.

В характеристики внимания отмечается неустойчивость, особо проявляющаяся, когда детям предлагается задание, требующее активизации мыслительной деятельности.

-Состояние речи характеризуется недостаточной сформированностью фонематических процессов, дефектным звукопроизношением, наличием агромматизмов.

По результатам диагностики была сформирована группа детей разного возраста, для коррекционно - развивающих занятий, в количестве 25 человек, наиболее нуждающихся в помощи. С сентября по май месяц состав детей коррекционной группы постоянно менялся. Остальные дети Дома ребенка имели психологическое сопровождение психолога в течении года.

При работе с детьми использовала следующие формы коррекционной работы:

1.         Индивидуальную.

2.          И работу с детьми в малых подгруппах.

С сентября по май месяц коррекционно - развивающей работы было

проведено:

             Таблица учета коррекционно-развивающей работы

Коррекционно-развивающая работа в Доме ребенка

Дети

Индивидуальная

 102

Малые подгруппы

 67

В работе использовала следующие методы и приемы коррекционно развивающей работы:

-         игровая терапия;

-         песочная терапия;

-         пальчиковая гимнастика;

-         элементы - сказкотерапии;

-         упражнения на тактильное восприятие;

- упражнения на развитие памяти, мышления, воображения и внимания.

Вывод:        В результате проведенной коррекционно- развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: положительна динамика у 67 % детей, у 33 незначительная.

4.Консультационная работа  

Консультативная работа призвана повышать  психологическую  культуру педагогов, родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, проведению тренингов и семинаров, чтением лекций. Консультирование проводится по вопросам развития и воспитания детей.

Темы:

1.Семинар « Особенности работы педагогов в период адаптации».

2.Тренинг для сотрудников на сплочение коллектива « Мы вместе».

3. Тренинг для сотрудников «Педагог без стресса и тревог»

4. Консультация для сотрудников группы № 1 «  Между гранью и патологией» детский онанизм.

5. Консультация по самообразованию воспитателей « Тревожный ребенок»

6. Мастер-класс на тему « Работа педагога-психолога  Дома ребенка с детьми с аутистическим спектром».

7.Консультация « Рекомендации родителям ребенка страдающего аутизмом»

8.Семинар для педагогов на тему « Человек дождя или Аутичный ребенок».

9. Шпаргалка для взрослых « Как играть с аутичным ребенком»

5. Психопрофилактическая работа

Психопрофилактическая работа направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитию познавательных и творческих способностей у детей, развитию эмоциональной сферы.

Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост. Планируется и проводится в виде консультаций, тренингов, совместных встреч.

  1. Психопросветительская работа 

Повышение осведомлённости родителей и педагогов в вопросах психического развития дошкольников, повышение уровня информированности родителей, заинтересованности родителей в вопросах воспитания детей, достижение взаимопонимания о причинах возникновения проблем и путей их преодоления, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

Задачи на следующий год

  • Качественное психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС;  
  • проведение мониторинга детского развития на основе оценки развития интегративных качеств с целью выявления индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • определение индивидуального маршрута образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности;
  • дальнейшая психопрофилактическая и психопросветительская работа  педагогами и родителями.

Используемая литература

  •  « Диагностика психического развития детей 0-7» под. ред С.В. Рогова.
  •  « Методики психолого-педагогического обследования от 0-7 лет» под.ред. Е.А.Стребелевой.

-«Диагностика нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста» под.ред. к.л. Печеры.

  •  «Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста» О.В.Закаревская.
  •  «Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении» под. ред. Т.Д.Марцинковского.М. 2001.г.
  •  Рогов Е.И. «Замкнутость и коррекция» Настольная книга практического психолога Учеб. Пособие М. 1999.г

-Рогов Е.И. «Коррекционные приемы и упражнения» Настольная книга практического психолога учеб. Пособие М. 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой отчет за 2018-2019 учебный год

В течение всего учебного года мы работали стараясь как можно шире раскрыть способности каждого  ребенка, узнать его проблемы и помочь ему. Планомерно и целенаправленно осуществляли воспитательно-...

Годовой отчет за 2018-2019 учебный год

Результаты самообследования работы ДОУ...

Годовой отчет за 2018- 2019 учебный год

Годовой отчет воспитателя за 222018- 2019 учебный год...

годовой отчет за 2018-2019

В нашем ДОУ ведётся физкультурно-оздоровительная работа, направленная на совершенствование двигательных навыков и на улучшение показателей физического развития именно по этому мною был выбрана тема: ...

Годовой отчет за 2018 -2019 уч год группы "Снегири" МДОУ №21 "Ласточка"

Это наш годовой отчет о проделанной за год работе...

годовой отчет за 2018 - 2019 учебный год

 В 2018-2019 учебном году воспитательно-образовательная работа во II младшей группе проводилась соответственно возрасту детей и  на основании основной образовательной программой МБДОУ...

Годовой отчет за 2018-2019 учебный год

Годовой отчет за 2018-2019 учебный год...