Годовой отчет за 2018-2019 год
материал
Создание благоприятных условий для полноценного проживания детей в Доме ребенка. Формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovoy_otchet_2018-2019_god.docx | 29.94 КБ |
Предварительный просмотр:
КУ ХМАО-ЮГРЫ «УРАЙСКИЙ СПЕЦИАЛЕЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА»
ГОДОВОЙ ОТЧЕТ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ЛЕЙМАН О.Н.
ЗА 2018-2019 год
Работа педагога-психолога КУ ХМАО-Югры «Урайский специализированный Дома ребенка» направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. Его задача - помощь детям, родителям, законным представителям и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
Цель: Создание условий, способствующих сохранению и укреплению психического здоровья детей, психологического комфорта для всех участников педагогического процесса.
Задачи:
- Сохранение психологического здоровья детей.
- Создание условий для развития личности воспитанников.
- Формирование у педагогов, родителей, законных представителей психологических знаний; желания их использовать в интересах развития воспитанников и собственного развития.
- Оказание психологической помощи педагогам, воспитанникам, родителям, законным представителям
- Направления работы:
- Психодиагностика
- Психопрофилактика
- Психокоррекция
- Консультационная работа
- Просветительская работа
- Методическая работа.
Педагог-психолог Дома ребенка:
- проводит психологическую диагностику;
- определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников;
- выявляет нарушения социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;
- участвует в планировании, разработке развивающих и коррекционных программ;
- содействует развитию творчески одаренных воспитанников;
- формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и их родителей.
Реализация поставленной цели ведется по основным направлениям деятельности педагога-психолога:
1.Психодиагностическая работа
В сентябре была проведена диагностика уровня психического развития детей во всех группах (мышление, внимание, восприятие, память, воображение, эмоционально-волевая и коммуникативная сферы) и диагностика прохождения периода адаптации к Дому ребенка вновь поступивших детей.
В октябре – ноябре во всех возрастных группах была проведена диагностика психологического фона и социального развития детей в группе.
Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребёнка к условиям существования в группе. Общая задача педагогов и родителей - помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь Дома ребенка. На пути реализации возникают различные трудности.
В период адаптации с воспитателями был проведен семинар на тему «Адаптация детей к Дому ребенка», рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания.
- Коррекционно-развивающая работа
Система коррекционных мер, реализуемая в Доме ребенка направлена:
- на активизацию познавательной деятельности у детей;
- повышение уровня умственного развития детей;
- формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.);
- овладение воспитанниками знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации;
- коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей;
- формирование навыков коммуникации.
При организации коррекционно-развивающих занятий была опора на объективно существующие или предполагаемые закономерности детского развития и следующие принципы:
1. Единство обучающей, коррекционно-развивающей и воспитательной задач.
2. Развитие сознательности, активности и самостоятельности ребенка в процессе коррекционно-развивающих мероприятий.
3. Систематичность и последовательность (приобретаемые детьми знания, умения, навыки должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляться поэтапно).
4. Доступность содержания занятий (изучаемый материал должен быть адаптирован с учетом умственных, психологических, физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний и умений и вместе с тем требовать определенных усилий для его усвоения).
5. Наглядность (принцип вытекает из необходимости активного восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала; применяется и как средство познания нового, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания информации).
6. Индивидуальный подход к воспитанникам.
За 2018-2019 год в Дом ребенка поступило 39 детей с различными нарушениями в НПР й , выбыло 39
С сентября по май месяц было проведено 55 диагностических обследований по эпикризным срокам и вновь поступивших детей. Результаты обсуждались коллегиально на ПМПК и фиксировались в протоколах, составлялась индивидуальная карта реабилитации, и прописывался психолого- педагогический маршрут, так же на каждую группу велись дневники наблюдений за развитием НПР детей Дома ребенка. Положительная динамика в развитии отмечается у 47 % детей ( групп №- 2, 3, 4,6,8 ). У 53 % незначительная динамики ).
В работе использовались следующие педагогические направления:
1. Наблюдение.
2. Диагностическое обследование.
3. Коррекционно - развивающая работа.
Наблюдение за НПР детей (группы № 2,3,4,6,8) проводилось во время: занятий, режимных моментов, музыкальных и спортивных развлечений, в свободной деятельности. В результате наблюдений было выявлено, что у 63% воспитанников отмечается: неустойчивая, быстро меняющееся настроение,
слабовыраженные эмоции, слаборазвита самостоятельная деятельность, которая требует организующей помощи взрослого.
Следующее направление - диагностическое. Были охвачены группы (группа № 2,3 4,6,8) в возрасте от рождения до 5 лет.
В результате обследования было выявлено следующее:
- В работоспособности детей отмечаются колебания: у некоторых появляется утомление, проявляющееся снижением интереса к занятиям, непоседливостью, изменением эмоционального фона настроения.
- У большинства детей уровень знаний об окружающем мире сформирован недостаточно.
-У большинства детей отмечаются отклонения в моторном развитии, проявляющиеся различной степенью выраженности.
В характеристики внимания отмечается неустойчивость, особо проявляющаяся, когда детям предлагается задание, требующее активизации мыслительной деятельности.
-Состояние речи характеризуется недостаточной сформированностью фонематических процессов, дефектным звукопроизношением, наличием агромматизмов.
По результатам диагностики была сформирована группа детей разного возраста, для коррекционно - развивающих занятий, в количестве 25 человек, наиболее нуждающихся в помощи. С сентября по май месяц состав детей коррекционной группы постоянно менялся. Остальные дети Дома ребенка имели психологическое сопровождение психолога в течении года.
При работе с детьми использовала следующие формы коррекционной работы:
1. Индивидуальную.
2. И работу с детьми в малых подгруппах.
С сентября по май месяц коррекционно - развивающей работы было
проведено:
Таблица учета коррекционно-развивающей работы
Коррекционно-развивающая работа в Доме ребенка | Дети | |
Индивидуальная | 102 | |
Малые подгруппы | 67 |
В работе использовала следующие методы и приемы коррекционно развивающей работы:
- игровая терапия;
- песочная терапия;
- пальчиковая гимнастика;
- элементы - сказкотерапии;
- упражнения на тактильное восприятие;
- упражнения на развитие памяти, мышления, воображения и внимания.
Вывод: В результате проведенной коррекционно- развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: положительна динамика у 67 % детей, у 33 незначительная.
4.Консультационная работа
Консультативная работа призвана повышать психологическую культуру педагогов, родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, проведению тренингов и семинаров, чтением лекций. Консультирование проводится по вопросам развития и воспитания детей.
Темы:
1.Семинар « Особенности работы педагогов в период адаптации».
2.Тренинг для сотрудников на сплочение коллектива « Мы вместе».
3. Тренинг для сотрудников «Педагог без стресса и тревог»
4. Консультация для сотрудников группы № 1 « Между гранью и патологией» детский онанизм.
5. Консультация по самообразованию воспитателей « Тревожный ребенок»
6. Мастер-класс на тему « Работа педагога-психолога Дома ребенка с детьми с аутистическим спектром».
7.Консультация « Рекомендации родителям ребенка страдающего аутизмом»
8.Семинар для педагогов на тему « Человек дождя или Аутичный ребенок».
9. Шпаргалка для взрослых « Как играть с аутичным ребенком»
5. Психопрофилактическая работа
Психопрофилактическая работа направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитию познавательных и творческих способностей у детей, развитию эмоциональной сферы.
Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост. Планируется и проводится в виде консультаций, тренингов, совместных встреч.
- Психопросветительская работа
Повышение осведомлённости родителей и педагогов в вопросах психического развития дошкольников, повышение уровня информированности родителей, заинтересованности родителей в вопросах воспитания детей, достижение взаимопонимания о причинах возникновения проблем и путей их преодоления, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
Задачи на следующий год
- Качественное психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС;
- проведение мониторинга детского развития на основе оценки развития интегративных качеств с целью выявления индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- определение индивидуального маршрута образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности;
- дальнейшая психопрофилактическая и психопросветительская работа педагогами и родителями.
Используемая литература
- « Диагностика психического развития детей 0-7» под. ред С.В. Рогова.
- « Методики психолого-педагогического обследования от 0-7 лет» под.ред. Е.А.Стребелевой.
-«Диагностика нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста» под.ред. к.л. Печеры.
- «Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста» О.В.Закаревская.
- «Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении» под. ред. Т.Д.Марцинковского.М. 2001.г.
- Рогов Е.И. «Замкнутость и коррекция» Настольная книга практического психолога Учеб. Пособие М. 1999.г
-Рогов Е.И. «Коррекционные приемы и упражнения» Настольная книга практического психолога учеб. Пособие М. 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой отчет за 2018-2019 учебный год
В течение всего учебного года мы работали стараясь как можно шире раскрыть способности каждого ребенка, узнать его проблемы и помочь ему. Планомерно и целенаправленно осуществляли воспитательно-...
Годовой отчет за 2018-2019 учебный год
Результаты самообследования работы ДОУ...
Годовой отчет за 2018- 2019 учебный год
Годовой отчет воспитателя за 222018- 2019 учебный год...
годовой отчет за 2018-2019
В нашем ДОУ ведётся физкультурно-оздоровительная работа, направленная на совершенствование двигательных навыков и на улучшение показателей физического развития именно по этому мною был выбрана тема: ...
Годовой отчет за 2018 -2019 уч год группы "Снегири" МДОУ №21 "Ласточка"
Это наш годовой отчет о проделанной за год работе...
годовой отчет за 2018 - 2019 учебный год
В 2018-2019 учебном году воспитательно-образовательная работа во II младшей группе проводилась соответственно возрасту детей и на основании основной образовательной программой МБДОУ...
Годовой отчет за 2018-2019 учебный год
Годовой отчет за 2018-2019 учебный год...