Мастер - класс для воспитателей
материал на тему
Мастер – класс для воспитателей по теме
«Методика формирования морфологической стороны речи в старшей группе»
Практическое проведение игр и упражнений с детьми старшей группы по формированию морфологической стороны развития речи
( в рамках годовой задачи «Формирование грамматического строя речи дошкольников»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_vospitateley.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 154 "Почемучка"
с приоритетным осуществлением физического направления воспитанников" города Невинномысска
Мастер – класс для воспитателей по теме
«Методика формирования морфологической стороны речи в старшей группе»
Практическое проведение игр и упражнений с детьми старшей группы по формированию морфологической стороны развития речи
( в рамках годовой задачи «Формирование грамматического строя речи дошкольников»)
Дата проведения – 04. 12. 2013 г.
Место проведения – МБДОУ № 154
Воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ № 154 г. Невинномысска
Олейникова Жанна Юрьевна
2013 - 2014 уч. год
Конспект
мастер – класса для воспитателей по теме
«Методика формирования морфологической стороны речи в старшей группе»
Цель: изучение и систематизация приёмов и технологий, способствующих формированию морфологической стороны речи у дошкольников.
Задачи: систематизировать знания воспитателей по формированию морфологической стороны речи у дошкольников. Активизировать творческую деятельность воспитателей, через проведение игр и упражнений.
Ход мероприятия:
1 часть. Вступительное слово. Теоретическая часть для педагогов.
Речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому так важно начать формировать речь своевременно, а заметив отставание в речевом развитии, вовремя начать его коррекцию. В старшем возрасте дети усваивают предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение большинства имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий, умеют противопоставлять однородные члены предложения, пользуются противительными союзами. Согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; изменяют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи. Но увеличивается количество грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных; неправильно согласовываются глаголы с существительными, нарушается структура предложений. Так же дети испытывают трудности в такой стороне речевого развития, как словообразование. Термином "словообразование" обозначается сам процесс образования слов в русском языке. В современном словообразовании господствующее положение занимает морфологический способ, имеющий несколько разновидностей. В основе его лежит сочетание различных по значению морфем: кричать - крик; путь - путник; грузовой - грузов-ик; слабый - слаб-ость; под одеялом - под-одеялъ-ник; порядок - бес-порядок; спускать – спус - кать-ся; везти - в-везти, вы-везти, бежать - в-бежать, вы-бежать, при-бежать; тащить - в-тащитъ, вы-тащить, при-тащить.
Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов и смысл значимых частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание).
Грамматический строй речи формируется, прежде всего, в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. И важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности взрослым в повседневной жизни. Важнейшим видом детской деятельности является игра. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключаются в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче.
Особой группой игр являются дидактические игры. Главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой. Своеобразие дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух задач: игровой и дидактической. Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием могут проводиться со всем коллективом детей на занятиях, так и в свободное время с небольшими подгруппами детей и индивидуально.
С детьми старшего дошкольного возраста используются настольно – печатные игры, в которых дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки.
Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят словесным дидактическим играм (без наглядного материала). В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.
2 часть. Юмористическая пауза. Переведите пословицы на русский язык:
Сын леопарда - тоже леопард (Африка) /яблоко от яблони недалеко падает/
Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/
Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/
Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) /Обжегшись на молоке, дует на воду/
3 часть. Деловая игра «Как повысить уровень речевого развития детей»?
Всем участникам предложить ответить на вопрос:
- Вести систематическую работу по развитию речи детей на занятиях и вне занятий постоянно.
- Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей.
- Пополнять группы дидактическими играми по развитию речи.
- Оформлять стенды для родителей по теме.
- Проводить индивидуальную работу по развитию речи детей.
4 часть. Практические упражнения «Скажите, правильно» (игры с педагогами) Уважаемые педагоги, закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:
- Я встала, сняв ребенка с (колени).
- В саду много (яблони), (вишни), (смородина).
- Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки).
- Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).
Упражнение «Слушай команду!»
Воспитатель - командир отдает команды, используя неопределенную форму глаголов, ответы должны быть включены глаголы в 1-м лице множественного числа. Легкие и трудные слова чередуются.
- Стрелять! ( Есть, мы стреляем!)
- Скакать! ( Есть, мы скачем!)
- Ездить! (Есть, мы ездим!)
- Не жечь! ( Есть, мы не жжем!) и т. д.
5 часть. Практический показ с детьми.
- Уважаемые педагоги, сейчас приглашаю Вас в группу, где мы с детьми покажем Вам игры по формированию морфологической стороны речи.
Игра «Что делает?»
Цель: учить подбирать глагол к существительному и упражнять вводить в речь причастие, называя признак предмета по действию.
Материал: Сюжетные картинки на каждого ребёнка.
Ход: Детям раздаются сюжетные картинки. Если игра проводится первый раз, то вначале образец воспитателя. Воспитатель задаёт вопрос к картинке: «Что делает девочка?» ( Девочка рисует.)
Воспитатель: «Какая девочка?» ( Рисующая девочка.)
Аналогично задаются вопросы к другим картинкам.
Зайчик сидит. – Сидящий зайчик.
Самолёт летит. – Летящий самолёт.
Девочка читает. – Читающая девочка.
Мальчик катается на лыжах. – Катающийся мальчик.
Рыбка плавает в воде. – Плавающая рыбка.
Мальчик купается. – Купающийся мальчик.
Мальчик спит. – Спящий мальчик.
Собачки играют в хоккей. – Играющие собачки.
Мальчик плавает. – Плавающий мальчик.
Бабочка летит. – Летящая бабочка.
Корабль плывёт. – Плывущий корабль.
Мальчик ловит рыбку. – Ловящий рыбку мальчик. И т. д.
Игра «Один и много» (с мячом)
Цель: учить усваивать формы родительного падежа множественного числа существительных.
Воспитатель объясняет, что он будет называть один предмет, а дети много.
-У меня один цветок. А у тебя?- А у меня много цветов.
-У меня одно яблоко. А у тебя?- А у меня много яблок.
-У меня один карандаш. А у тебя?- А у меня много карандашей.
-У меня один мячик. А у тебя? – А у меня много мячей.
-У меня одна кукла. А у тебя? – А у меня много кукол.
- У меня одно ведро. А у тебя? – А у меня много вёдер.
-У меня одна книжка. А у тебя? – А у меня много книжек.
У меня одно платье. А у тебя? – А у меня много платьев.
У меня одна игрушка. А у тебя? – А у меня много игрушек.
6 часть. Заключительная.
- Уважаемые педагоги! В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения дошкольниками морфологической стороной речи и соответственно нам с вами необходимо создать все условия.
Список литературы
- Володина, В. О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет /В.Володина // Дошкольное воспитание.- 2002 .- № 8.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Л.С.Выготский - М.: Педагогика, 1991.
- Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации /Н.И.Жинкин - М.: Просвещение, 1982.
- Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей /Н.В.Новотворцева – Ярославль: Академия развития, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Тема: «Социализация дошкольников через игру. А что у Вас?» Подготовила :Ботнарчук А.И. воспитатель первой квалификационной категории, ГБДОУ №26
В материале показаны разные варианты педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игрры в зависимости от возраста детей дошкольного возраста в ДОУ.Содержит коммуникативные игры на социализацию....
Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"
Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"...
Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ» воспитателя МБДОУ №25 «Алёнушка» городского округа город Выкса Узяковой Анны Ивановны.
14.12.2017г. Заседание РМО №2.Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ» воспитателя МБДОУ №25 &laq...
Конспект Мастер – класс для воспитателей «Экологическая компетентность воспитателя «Расширять и систематизировать экологические знания педагогов »
мастер -класс для воспитателей "Экологическая компетентность воспитателя"Расширять и систематизировать экологические знания педагога""...
Мастер - класс для воспитателей и помощников воспитателей дошкольных учреждений на тему: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей дошкольников»
Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не все...
методическая разработка Мастер-класс для воспитателей "Формирование гармоничных взаимоотношений в триаде- родители - дети - воспитатели
материал рекомендован для проведения мероприятий с родителями...
Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.
Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....