рекомендации для педагогов по проведению родительских собраний
методическая разработка на тему

Юлия Константиновна Ковальчук

В рекомендациях вы можете познакомиться с упражнениями, которые помогут начать родительское собрание, познакомиться с родителями, провести подготовительную работу с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одной из форм работы с родителями является  социологический опрос. Цель любого социологического исследования - получить точные объективные данные об изучаемом явлении.

Анкета - вид работы с родителями с помощью анкеты мы получаем данные, информацию о какой-либо стороне семейного воспитания, одновременно от большого количества родителей. Темы анкет могут быть разнообразны и зависят от запроса и темы общего исследования. Использовать в проведении опроса можно «закрытые ящики», «индивидуальные кармашки», «информационную корзину».

  1. Упражнение «Какой он будущий первоклассник», «Портрет идеального ребёнка, педагога, родителя»

Ход упражнения: родителям предлагается ватман/мольберт, на котором нарисован человек / ребёнок. Родителям необходимо дорисовать то, чем они хотят наделить будущего первоклассника, идеального педагога, родителя.

  1. Анкета  для родителей по изучению эмоционально-волевой сферы ребенка

1.        Часты ли подъёмы и спады настроения у ребёнка в течение дня?

2.        Можно ли назвать его живым и веселым?

3.        Часто ли ребёнку кажется, что он сделал что-то не так?

4.        Может ли он длительное время выполнять работу, не приносящую успеха?

5.        Обидчив ли ваш ребёнок?

6.        Смущается ли он при разговоре с незнакомым человеком?

7.        Бывает ли ребёнок так возбуждён, что не может усидеть на месте?

8.        Любит ли он мечтать?

9.        Можно ли его назвать раздражительным? Спокойно и быстро ли  засыпает ваш ребёнок?

10.        Спокойно ли спит ваш ребёнок?

11.        Доводит ли до конца дело, игру?

12.        Часто ли его терзает чувство вины?

13.        Часто ли ребёнок отвлекается от основных мыслей?

14.        Испытывает ли страх, оставаясь один дома?

15.        Долго ли ребёнок переживает после случившегося конфликта?

16.        Быстро ли ему надоедает однообразная работа?

17.        Самостоятельно ли он преодолевает затруднения в работе?

18.        Часто ли он отвлекается, выполняя какое-либо дело?

19.        Теряет ли сон из-за травмирующих событий, тревожных мыслей?

20.        Бывают ли у него тики, непреднамеренные движения в эмоционально-значимых ситуациях?

21.        Проявляет ли ребёнок чрезмерно эмоциональные бурные реакции с плачем, неподчинением, когда его ожидания не сбываются?

22.        Застенчив ли он в присутствии старших?

23.        Бурно ли отчаивается при неудачах в игре и разрушает ли сделанное?

24.        Вступает ли ребёнок в конфликты, потасовки со сверстниками по разным случаям?

25.        Обижается ли он на критику?

3.  Анкета

1. Отношение ребенка к другим детям: дружелюбное, драчливое, спокойное, легковозбудимое, раздражительное...

2. Характеристика сна: засыпает быстро, спит спокойно, засыпает долго, спит беспокойно, вскрикивает во сне, мочится во сне, разговаривает во сне...

3. Навыки опрятности: аккуратен, неряшлив, владеет навыками самообслуживания.

4. Работоспособность во время занятий: работает целеустремленно во время всего занятия, быстро отвлекается, рассеянный, чрезмерно беспокоен, возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом, разговаривает сам с собой.

5. Состояние и характер памяти: хорошая, плохая, зрительная, слуховая, тактильная.

6. Особенности мышления: воспринимает только конкретный материал, владеет только абстрактными понятиями, умеет обобщать.

7. Развитие речи: произносит правильно все звуки, не произносит 1-2 звука, неправильно произносит много звуков, заикается при пересказе текста, употребляет распространенные предложения, правильно понимает смысл текста, рассказа.

8. Имеет ли необходимый для своего возраста запас сведений и знаний: ориентируется ли во времени и пространстве, знает ли имена родителей, их специальность, место работы, времена года, домашних и диких животных, способен ли делать элементарные обобщения.

9. Имеются ли известные вам отклонения в здоровье вашего ребенка.

4.Анкета «Ваши  пожелания  и  ожидания»

Уважаемые  родители!

1.Каким бы вы  хотели видеть к себе отношение сотрудников как  родителю? _______

2.С вашей точки зрения:

а) насколько (или чем) персонал осложняет вашу жизнь?___________________________

б) как он мог бы облегчить вашу  жизнь? __________________________________

3.Чему персонал может научиться  у родителей? _________________________

4. А чему вам хотелось бы научиться  у  воспитателей? _____________________________

5. В  какой форме вы могли и хотели бы участвовать в работе учреждения _________________________________________________________________________

6.Что понравилось бы (или нравится) вам как  родителю, участвующему в  работе  детского  сада? _______________________________________________

7.Что  необходимо  для эффективной  работы?__________________________

8.Что вы думаете о качестве работы детского сада с родителями на  сегодняшний  день? ________________________________________________________________________

Полезно в конце каждого учебного года проводить опрос, который позволит уточнить уровень удовлетворенности взаимодействием семьи и детского сада, получить обратную связь и предложения от родителей.

5. Опрос для родителей (на конец года)   Уважаемые родители!

Прошел учебный год, в течение которого ваш ребенок посещал детский сад. Конец года — традиционное время подведения итогов.

Сотрудникам детского сада для дальнейшего планирования работы важно узнать ваше мнение и пожелания относительно работы детского сада с семьей в целом и ребенком в частности. Ваши ответы могут быть анонимными, по вашему желанию.

Заранее благодарим за участие. С уважением, администрация.

1. Кем вы приходитесь ребенку (нужное подчеркните или напишите): мама, папа, бабушка, дедушка __________________________________________________________________________

2.  Что вас больше всего привлекает в детском саду? (выберите 3 – 4 пункта).

♦    Хорошая организация питания.

♦    Хорошая организация режима.

♦    Работа по укреплению здоровья детей.

♦    Хорошее состояние территории для прогулок.

♦    Хорошее отношение ребенка к воспитателю.

♦    Высокий уровень материально-технического оснащения.

♦    Хорошие отношения между детьми в группе.

♦    Высокий профессиональный уровень сотрудников.

♦    Детский сад неподалеку от дома (работы).

♦    Результативная работа по коррекции речи ребенка.

♦    Подготовка к школе.

♦    Психолого-педагогические консультации для родителей.

♦    Возможность участвовать в жизни детского сада.

♦    Другое___________________________________________________________

3. На каких тематических вечерах для родителей Вам удалось побывать? Постарайтесь вспомнить их названия._________________________________________________

4. Какие причины не позволили вам побывать на всех тематических вечерах для родителей? (пожалуйста, отвечайте откровенно,  как есть) __________________________

5. Что вам нравится больше всего в таких тематических вечерах? __________________

6.Что следует добавить к таким встречам, чтобы их эффективность была еще выше? __________________________________________________________________________

7. Какие темы вы обязательно бы пришли обсудить?_____________________________________

8. На шкале от 1 до 10 отметьте степень своей удовлетворенности от пребывания ребенка в детском саду, удовлетворение от общения с персоналом:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

9.  С кем из специалистов вы хотели бы встретиться? (Поставьте «галочки»)

-        Логопед

-        Психолог

-        Психоневролог

-        Воспитатель

-        Психиатр

-        Ни с кем

-        Со всеми

-        Другое  

6. Опрос родителей

Уважаемые родители!

Детский сад проводит опрос с целью помочь Вам в воспитании детей. Ваши искренние и продуманные ответы позволят нам получить достоверные данные и дать Вам полезные рекомендации.

1. Как Вы оцениваете вклад детского сада в воспитание вашего ребенка?

2.  Как Вы оцениваете степень своего участия в работе группы, которую посещает ребенок:

— высоко;

— низко;

— удовлетворительно;

— не задумывались;

— затрудняюсь ответить?

3. Кому, по Вашему мнению, принадлежит ведущая роль в воспитании детей:

— семье;

— детскому саду;

— семье и детскому саду?

4. С какими вопросами Вы чаще всего обращаетесь к воспитателю:

— выяснить какое-либо недоразумение (обида ребенка, беспорядок в его шкафчике, поломка игрушки и др.);

— аппетит, сон ребенка в детском саду;

— настроение и поведение ребенка в детском саду;

— успехи ребенка на занятиях;

— спросить совета по вопросам воспитания ребенка в семье;

— поделиться своими успехами в воспитании ребенка в семье?

5. С какими вопросами к Вам чаще всего обращается воспитатель:

— ребенок плохо вел себя в детском саду;

— ребенок плохо (хорошо) ел, спал;

—  ребенок плохо (хорошо) занимался, не умеет (умеет) что-либо делать;

— успехи ребенка на занятиях;

— просьба оказать помощь детскому саду;

— посоветовать, как лучше воспитывать ребенка в семье;

— спросить, помогли ли его советы в воспитании ребенка?

6. Часто ли Вы обращаетесь к воспитателю за советом в воспитании ребенка:

— часто;

— не очень;

— редко?

7. По каким проблемам воспитания Вашего ребенка Вы хотели бы получить помощь со стороны специалиста?

8. Какие формы работы детского сада с родителями Вы считаете наиболее эффективными:

— посещение воспитателем ребенка на дому;

— родительские собрания;

— посещение родителями занятий в детском саду с их последующим обсуждением;

— совместные праздники и развлечения;

— индивидуальные беседы и консультации со специалистами;

— другие формы?

Спасибо! Успехов вам в воспитании Вашего малыша!

7.Анкета  «Как стимулировать творческое развитие детей»

                                                                                                                                                   

1. Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно.

2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.

3. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате  или на столе, если  это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.

4. Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий

5. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.

6. Я поручаю ребенку посильные заботы.

7. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.

8. Я беру ребенка в поездки по интересным местам.

9. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.

10. Я помогаю ребенку в общении с детьми из разных социальных и культурных слоев.

11. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.

12. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.

13. Я никогда не наказываю ребенка унижением.

14. Я снабжаю ребенка книгами и необходимыми материалами для его любимых занятий.

15. Я регулярно читаю ребенку.

16. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.

17. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.

18. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.

19. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.

20. Я нахожу время каждый день, чтобы пообщаться с ребенком наедине.

21. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.

22. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни

23. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.

24. Я позволяю ребенку играть с различными материалами, не опасными  для жизни и здоровья.

25. Я побуждаю ребенка находить проблемы  и затем решать их.

26. Я не хвалю ребенка беспредметно неискренне.

27. Я помогаю ребенку  быть личностью.

28. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.

29. Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря «я этого тоже не умею».

30. Я предпочитаю, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца.

Если вы согласны с 20% из данных утверждений, то вероятно, над остальными стоит еще подумать. Но если они вас устраивают полностью или хотя бы на 90%, пожалуй вам следует несколько охладить воспитательный пыл предоставить большую свободу ребенку.

8. Тест для родителей

Уважаемы родители!

Оцените, насколько часто Вы используете следующие методы воздействия на ребенка. Для оценки используйте бальную шкалу.

            5 баллов – всегда

            4  балла – достаточно часто

            3 балла – иногда

            2 балла – в  исключительных случаях

            1 балл – никогда

Приказ, команды

Уговоры

Угрозы

Предупреждения

Советы, готовые решения

Нотации, поучения

Критика

Похвала

Анализ поведения

Обращение в шутку

Утешение

Обзывание, насмешка

Обида на ребенка

Наказания

Физические наказания

Подарки

9.Анкета для родителей

Цель: изучить мнение родителей о взаимоотношениях с педагогами детского сада в воспитании детей дошкольного возраста.

Уважаемые родители ответьте, пожалуйста, на вопросы нашей анкеты.

1.         С какого возраста Ваш ребенок посещает детский сад?________________________

2.         Почему вы обратились за помощью к детскому саду в воспитании ребенка:  отсутствуют другие возможности: бабушки и дедушки не могут присматривать за ребенком; нет возможности оплачивать няню; считаю детский сад лучшей формой приобретения личного опыта, подготовки к школе; другое_________________________

3.         В каких условиях проходило ваше дошкольное детство: в детском саду;  в семье под присмотром бабушки и дедушки; другое_______________________________________

4.        Удовлетворены ли Вы:

-        Воспитанием ребенка в детском саду _________________________________

-        Отношениями ребенка с педагогами _______________________________________

-        Отношениями (дочери) сына со сверстниками в детском саду___________________

5.         Удовлетворены ли Вы режимом работы детского сада?_______________________

Если можно было выбирать, то какой режим Вы бы предпочли для своего ребенка?  

Знакомы ли Вы с образовательной программой детского сада?__________________  

Устраивает ли она Вас?___________________________________________

Как усваивает эту программу Ваш ребенок? ______________________________

6.         Как Вы узнаете о достижениях и трудностях Вашего ребенка в детском саду? _______________________________________________________________________

Как  реагируете на детские радости и проблемы? ______________________

7.         Сталкивались ли Вы с проблемой отказа ребенка идти в детский сад? По какой причине? _____________________________________________________

8.         Какие трудности вы испытываете во взаимодействии с ребенком, в его воспитании? Причины? Считаете ли Вы, что все дело в недостаточной родительской компетентности (мало опыта, знаний)? ___________________________________

9.         Кто помогает в преодолении этих трудностей? _______________________________

Рассчитываете ли Вы на помощь детского сада? _____________________________

10.        Как решаются Ваши проблемы специалистами детского сада?___________________

11.        Как Вы относитесь к родительскому образованию? Готовы ли Вы к специальным занятиям, тренингам, посещению занятий семейного клуба? __________________

12.        Какие трудности Вы испытываете во взаимодействии с педагогами детского сада? Причины  __________________________________________________

13.        Что может на Ваш взгляд, способствовать сотрудничеству семьи и детского сада?_____________________________________________________________

10. Анкета для родителей

Выявление особенностей семейного воспитания.

1.        Фамилия, Имя, дата рождения ребенка.

2.        С какого времени ребенок посещает дошкольное учреждение?

3.        Как долго находится в данной группе ДОУ?

4.        Какие нравственные качества сформированы у вашего ребенка?

5.        С кем больше всего любит играть: со сверстниками, младшими детьми, старшими детьми, взрослыми?

6.        Каким литературным героям стремится подражать ребенок?

7.        Какие телепередачи, мультсериалы любит смотреть ваш ребенок?

8.        Какому герою из мультфильма стремится подражать? Какие качества у них выделяет?

9.        Какие из перечисленных видов деятельности выполняет ребенок успешнее других – придумывание совместных игр; рассказывание сказок, историй; рисование; лепка; пение?

11. Анкета для родителей

Выявление уровня коммуникативных умений родителей.

1.        Единодушны ли вы с вашим(ей) супругом(ой) в воспитании ребенка?

2.        Какова ваша позиция в общении с ребенком (доминирующая, на равных)?

3.        Как чаще всего вы воздействуете на ребенка – в виде указаний, объяснений, внушения, убеждения, просьб?

4.        Как часто, занимаясь своими делами, вы делаете вид, что слушаете ребенка, но не слышите его? (Часто, иногда, никогда.)

5.        Оскорбляете ли вы ребенка (в речевой форме) при конфликте с ним? (Да, иногда, никогда.)

6.        Учитываете ли вы эмоциональное настроение вашего ребенка? (Всегда, иногда.)

7.        Как часто вы делаете замечание ребенку, если он допускает ошибки в общении? (Всегда, иногда, никогда.)

8.        Напоминаете ли вы ребенку, если он забывает говорить речевые этикетные формулы?

9.        Всегда ли понимаете настроение ребенка?

10.        Понимаете ли вы ребенка в процессе общения по его жестам и мимике?

11.        Какие приемы и как часто используются в семье для развития  у ребенка умения общения?

12.        С какими трудностями вы встречаетесь в процессе формирования культуры речи?

13.        Что мешает вашему полноценному общению с ребенком?

12. Анкета для родителей

Уважаемые родители!

В первые годы жизни ребенка закладывается фундамент его всестороннего развития. От правильного  воспитания в младшем дошкольном возрасте зависит полноценное  формирования здоровья, физических, умственных и нравственных качеств в дальнейшем. Поэтому так важно, чтобы уже с первых лет в семье были созданы все условия для правильного воспитания ребенка. В создании таких условий молодые родители обычно испытывают трудности.

Цель настоящей анкеты – выяснить специфику этих трудностей. Ваши искренние и полные ответы позволят педагогам детского сада оказывать именно ту помощь, в которой Вы больше всего нуждаетесь. Прочтите вопросы и подчеркните тот из ответов, который соответствует Вашему мнению, состоянию воспитания ребенка в вашей семье. Если соответствующего ответ нет, допишите его.

1.        Кто из родителей заполняет анкету?

2.        Возраст ребенка о котором Вы расскажите?

3.        Из каких источников Вы получаете педагогические знания

-        слушаете передачи по радио, смотрите по телевидению

-        посещаете лекции для родителей

-        читаете педагогическую литературу

-        из жизненного опыта: как воспитывали Вас, как воспитывают других

-        воспитываете без знаний

-        советуетесь с воспитателем

4.        Помогают ли Вам эти знания (да; скорее нет, чем да; нет;) если нет то почему

-        знания слишком общие

-        не касаются конкретно моего ребенка

-        даются в сложной форме

-        другое

5.  С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании

-        непослушания ребенка

-        не поддерживают другие члены семьи

-        испытываете недостаток педагогических знаний

-        ребенок растет нервным

-        ребенок не усидчив, невнимателен

-        трудностей нет

-        другое

6.  Какие черты Вас радуют в вашем ребенке?

7.  Какие черты огорчают?

8.  Какие методы Вы используете для воспитания ребенка

-        порицание

-        наказание

-        поощрение

-        запрещение

-        другое

9.        Какие меры необходимы для улучшения воспитания ребенка в семье

-        ввести консультационные пункты для родителей

-        освободить женщину от работы

-        увеличить тираж педагогических журналов

-        проводить регулярно встречи со специалистами в ДОУ

-        другое

13. «Методика представления о своем ребенке»

(Модификация методики «20 утверждений самоотношения» М. Куна и Т. Мак-Партленда).

Цель: определение особенностей отношения родителей к своим детям.

Инструкция: «Перед Вами начала предложений. Закончите каждое предложение первым пришедшим в голову словом, чтобы получилась завершенная мысль. Работайте быстро и внимательно, не пропускайте ни одного предложения. Долго не задумывайтесь над ответом. Напишите первый пришедший в голову ответ».

«Для меня ребенок - это...»

«Для меня ребенок - это...»

«Для меня ребенок - это...»

«Для меня ребенок - это...»

«Для меня ребенок - это...»

«Для меня ребенок - это...»

«Для меня ребенок - это...»

«Для меня ребенок - это...»

«Для меня ребенок - это...»

«Для меня ребенок - это...»

Приемы начала родительских собраний

         Интересному проведению родительского собрания может способствовать его начало. Оно дает возможность родителям раскрепоститься, снять с себя груз тревог и включиться в обсуждение возникающих проблем. Каждое родительское собрание, следует начинать с некоторых процедур, погружающих родителей в особую игровую атмосферу, позволяющую быстро и без усилий настроиться на специфичную работу. Иногда игры, предлагаемые в начале занятия, выполняют не только функцию разогрева, но и становятся мостиком к обсуждению серьезных вопросов.

Ниже предлагаются возможные варианты начала родительских собраний.

Родительское собрание можно начать:

- с просмотра видеоролика на определенную тему;

- с обсуждения рисунков детей на тему собрания;

- с прочтения афоризма, цитаты.

- с мини-теста не более 6 вопросов, после следуют комментарии;

- с выполнения задания, например, на родительском собрании «Знаю ли я своего ребенка?» родители заполняют карту, а затем сравнивают свои ответы с ответами своего ребенка;

- с описания проблемы

«Приветствия»

Первый вариант. Каждый участник родительского собрания говорит своему соседу, называя его по имени: "Здравствуй, я рад тебя видеть!", - и обязательно добавляет что-нибудь приятное для человека.

Второй вариант. Каждый говорит по очереди всем приветствие, причем не повторяясь. Можно на различных языках.

Третий вариант. Родителям предлагается разделиться на малые группы (по цвету одежды, по знаку зодиака, по первой букве имени и т. д.) и придумать соответствующее приветствие всем участникам.

Четвертый вариант. Сформулировать официальное приветствие на президентском уровне, математическое, биологическое, физическое, от имени сказочного героя, героя литературного произведения и др.

«Плотный круг»

Все участники родительского собрания садятся в плотный круг, прижимаясь друг к другу локтями. Учитель предлагает всем закрыть глаза и молча посидеть одну минуту, думая о всех сидящих в круге.

«В кругу»

Все участники садятся в круг. Участникам предлагается представить, что они - лепестки цветка. Можно представить бусинки, звезды и другие варианты. Это способствует единению группы.

«Девиз родительского собрания»

Родители выбирают девиз, под которым будут работать на собрании. Если мнения разделятся, то можно договориться об использовании других предложенных вариантов на последующих собраниях, чтобы все были удовлетворены.

«Принятие правил родительского собрания»

Принятие правил родительского собрания проводится на первом собрании в начале учебного года. Правила записываются и вывешиваются на видном месте в группе. Все участники родительского собрания придерживаются установленных правил. Если правила по каким-то причинам не выполняются, группа может их пересмотреть и, при необходимости, изменить. К правилам обращаются на каждом родительском собрании. Правила могут служить помощью и поддержкой для каждого участника родительского собрания. Список примерных правил: приходить вовремя; быть позитивным; не критиковать друг друга; не перебивать других, говорить по очереди, говорить недолго и нечасто; никого ни к чему не принуждать; соблюдать конфиденциальность.

Правила о правилах.

Правила должны:

-        быть реальными для осуществления;

-        быть понятными;

-        не противоречить друг другу;

-        быть написанными доступным языком;

-        предусматривать разумное наказание за нарушение;

-        быть известными для тех, кому они предназначены;

-        быть доступными для исполнения.

«Комплимент»

Цель: развивать у родителей коммуникативные навыки; способствовать накоплению положительного эмоционального опыта, сплочению родительского сообщества.

Материал: сенсорный мяч.

Родители приглашаются в круг. Психолог  объясняет суть игры.  Говорит о том, как порой нам не хватает добрых и ласковых слов, а ведь как приятно услышать о себе что-то хорошее. «Давайте поднимем друг другу настроение и поиграем в игру. Затем передает мяч родителю и говорит комплимент».

«Клубочек»

Цель: воспитывать чувства  принадлежности к группе, чувства безопасности в группе, чувства единства.

Материал: клубок прочных ниток.

Психолог и родители стоят в кругу. Психолог  обматывает большой палец правой руки ниткой; затем передает клубок родителю, ласково называя его по имени.

Клубок передвигается к следующему родителю. Все родители соединяются ниточкой. Клубок должен вернуться к психологу, проделав полный круг. Затем все одновременно аккуратно снимают ниточку с пальцев.

Психолог обращает внимание родителей на то, что ниточка не порвалась, и мы взрослые должны приложить все усилия на то, чтобы нашим детям было тепло и уютно в детском саду.

«Найди пару»

Цель: развитие коммуникативных умений, способствует раскрепощенности родителей.

Психолог и родители сидят в круге. По сигналу психолога нужно поменяться с кем-то местами. Для этого предварительно, без слов, нужно установить контакт глазами.

«Перемены»

Предложите участникам встать в общий круг, а затем поменяться местами тем, у кого на руке есть часы (на одежде пуговицы, обувь черного цвета, кто любит кошек, у кого двое детей и пр.), в конце обратите общее внимание на то, что все разные, но всегда можно найти то, что объединяет.

«Тёплый ветер»

Участникам необходимо встать и поменяться местами по какому - либо признаку. Например, тёплый ветер дует на тех, кто любит мороженное. Теплый ветер дует на тех, у кого хорошее настроение и т.д.

«Кредо моей семьи»

Материалы: средства изображения и вся окружающая обстановка.

Необходимо сформулировать девиз, создать образ, символ, эмблему своей семьи, а затем представить ее группе. Это может быть рисунок, песня, четверостишие, схема, жест, пословица и т.п. Участники могут воспользоваться любыми имеющимися изобразительными материалами и прочими вспомогательными средствами, музыкальными инструментами.

«Всеобщее внимание»

Всем участникам предлагается выполнить одну и ту же задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Действия выполняются всеми участниками одновременно.

«Стой спокойно»

Играющие образуют круг. Ведущий ходит внутри круга и, остановившись перед кем - нибудь, громко говорит: «Руки!». Тот, к кому он обратился, должен стоять спокойно, а его соседи должны поднять руки: сосед слева - правую, сосед справа - левую. Кто ошибется, выходит из круга.

«Семейный герб и девиз»

(для первого родительского собрания)

На листах бумаги с помощью фломастеров вам нужно будет изобразить свой семейный герб, снабженный девизом. Ваш семейный герб и девиз должны быть интересными и наиболее точно отражающими суть ваших жизненных устремлений, позиций т.д. В идеале человек, разобравшийся в символике вашего герба и прочитавший ваш девиз, смог бы четко понять, с кем он имеет дело.

Дается примерная форма герба, в котором контур разделен на несколько областей. Постарайтесь учесть предназначение каждого участка герба и символически передать необходимую информацию. Левая часть - ваши главные достижения в жизни. Средняя - то, как вы себя воспринимаете. Правая часть - ваша главная цель в жизни, нижняя часть - ваш главный девиз в жизни.

На эту работу нужно выделить не менее 15-20 минут. Будет неплохо, если рисование сопровождается спокойной медитативной музыкой. По окончании работы родители представляют свои гербы и девизы. Ведущий предупреждает, чтобы каждый фиксировал тех людей, чьи гербы и девизы схожи и созвучны с их собственным. Во время представления участники могут задавать уточняющие вопросы друг другу.

Далее семейные гербы можно разместить в приемных групп.

«Чувство, с которым я пришел на собрание».

Предлагается, по желанию, высказать с помощью мимики и жестов те чувства, с которыми шел на собрание. Задание можно представить и на чувства, с которыми находишься на собрании.

«Общая мимическая реакция»

Упражнение проводится одновременно для всех. Выполняют его сидя, не видя реакции другого, что раскрепощает и снимает робость.

Выполняется задание совместно по предъявлению ситуации ведущим:

«Вы пришли на родительское собрание. Изобразите вашу реакцию на слова воспитателя:

1. «Не ожидала такого от вас!»

2. «У вас замечательный ребенок!»

3. «Меня не волнуют ваши проблемы!»

4. «Ваша семья пример для всех!»

«Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения, создание психологически непринуждённой атмосферы.

Ход упражнения: в начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, рукопожатие, улыбкой, сказать приятные слова, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для собрания и поздороваться посредством его.

«Семинар-общение»

Для этой формы работы необходимо заранее продумать перечень вопросов. Этот перечень целесообразно связать с темой родительского собрания, возможно, с профессиональной деятельностью родителей, с их возрастными особенностями, можно учесть и другие факторы. Все зависит от намеченной цели. Вопросов должно быть не более 7-10-ти. Очень большое число вопросов утомляет участников. Каждый участник получает небольшие полоски бумаги. Их количество соответствует числу вопросов. Педагог читает первый вопрос, все участники ставят на одной из полосок цифру 1 и записывают свой ответ на вопрос. Аналогично записываются ответы на все остальные вопросы.

Приемы знакомства педагога и родителей на собрании

На первом родительском собрании педагог знакомится с родителями и знакомит их друг с другом. Ниже приводятся возможные приемы организации такой работы.

«Игра в имена»

Участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени или, по договоренности, на любую букву, на все буквы. Например, имя Олег - ослепительная улыбка, легок на подъем, ем только сырые овощи, голубоглазый.

«История имени» 

Все участники собрания рассказывают, каким образом они получили свое имя, и что оно означает. Можно также рассказать о своей фамилии. Это очень интересная информация не только для родителей, но и для детей.

«Мое имя и Я»

Участники собрания встают или садятся в круг. Учитель называет свое имя и свою значимую социальную роль: "Я учитель". Затем по порядку по кругу каждый родитель называет свою социальную роль. Усложненный вариант игры-знакомства - назвать предыдущих участников в соответствующей последовательности, при возможности повторяя их интонацию и жесты.

«Моё имя»

Каждый участник рисует своё имя в качестве какого - либо предмета, погодного явления и т.д., с которым оно ассоциируется.

«Буквы моего имени»

Предлагается пофантазировать, на что похожи буквы имен участников, какой они имеют характер, какого они цвета, добрые или злые и т. д. Можно при анализе одной и той же буквы использовать разные подходы - чем их больше, тем интереснее и тем лучше запоминается образ человека, представившего свое имя. Желательно при повторении букв подбирать каждый раз новый образ.

«Мое детское имя»

Участники встают в круг. Один из родителей произносит имя, которым его называли в детстве. Следующий участник повторяет имя предыдущего и называет свое. Третий участник повторяет имя двух предыдущих и добавляет свое имя и т.д.

«Ласковое имя»

Вариант второй.

Материал: листы бумаги, цветные карандаши фломастеры, сенсорный мяч.

Родители сидят в круг. Психолог предлагает представить свое имя так, как ему комфортно. Как ему хотелось бы, чтобы  его называли другие люди.

Предложить написать или нарисовать свое имя на листе бумаги.

«Имена и хобби»

Имена представляются в связке с любимым делом на сказочный манер: "Марья-искусница", "Илья-пророк", "Данила-мастер", "Петро-сказитель" и др.

«Бинго»

Лист бумаги делится на 8-10 частей. В каждой части записывается фраза. Эти фразы могут быть заготовлены заранее классным руководителем, а могут быть составлены самими участниками родительского собрания. Свободно общаясь друг с другом, родители находят среди участников собрания людей, в чем-то на них похожими. Например, "родился в январе", "люблю шумную компанию", "имею большую библиотеку", "нравится зима", "люблю купаться" и т.д. Участникам надо найти как можно больше людей, которые имеют сходные с ними качества.

«Визитка»

Группа рассаживается по кругу. В начале работы каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое имя. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение. Например: «Гениальная Галина, Активная Ангелина».

«Представиться с помощью куклы»

Цель: помочь снять напряжение и неуверенность, позволяет лучше узнать друг друга.

Материал: кукла, либо мягкая игрушка.

Ход упражнения: предлагается представиться с помощью куклы/игрушки и рассказать о себе. Ведущий и другие участники могут задавать вопросы, уточнять.

«Любимые животные»

Каждый участник рисует или называет свое любимое животное и рассказывает, чем оно его привлекает, как оно связано с его характером. Можно ситуацию сопровождать действиями и движениями, характерными для данного животного.

«Любимое занятие»

Предлагается как можно интереснее рассказать о своем любимом занятии, чтобы всем захотелось это делать.

«Предмет моего детства»

На столе раскладываются различные предметы. Это могут быть камешек, мячик, игрушка, записка и другие предметы. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, и рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.

«Знакомство – представление»

Каждый должен познакомиться со своим соседом и представить его всем. При этом необходимо обращать внимание на положительные личностные характеристики, которые могли бы заинтересовать всех присутствующих.

«Узелки»

Участникам раздаются нити длиной 30-40 см. Родители связывают свои нити, если у них есть что-то общее. Это может быть профессиональный аспект, семейный, внешний признак, любимый цвет, количество детей и т. д. В результате образуется одна общая нить. Далее каждый рассказывает о том, что его объединило в общую систему.

«Игра в мяч»

Родители и воспитатель встают в круг. Педагог берет мяч и бросает его одному из участников. При этом он должен назвать имя того участника, которому бросает мяч, и свое имя. Примерно так: "Вас зовут …, а меня…". Если кто-нибудь ошибется, то это воспринимается с доброжелательной иронией и с соответствующими поправками. Игра продолжается до тех пор, пока не будут представлены все участники.  Затем можно предложить родителям, не разговаривая, выстроится в ряд друг за другом по алфавиту, объединиться в группы, если имена начинаются с одной буквы и т. д.

«Здравствуйте»

«Известно, что слово «здравствуйте» может быть произнесено на все лады. Попробуйте выявить свой потенциал использования приветствия. Пусть каждый по кругу произнесет слово «здравствуйте» по-своему».

«Доброе животное»

Психолог  и родители встают в круг и берутся за руки. Психолог говорит: представьте себе, что мы - одно большое животное. Будем дышать все вместе: шаг вперед – вдох, шаг назад – выдох. Упражнение выполняется 3 раза.

«Давайте поздороваемся»

Звучит спокойная музыка, родители ходят по залу, если психолог хлопает в ладоши один раз - родители здороваются за руку, если два раза – локтями, если три раза – спинами.

«Комплименты»

Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, называя его по имени. Например «У тебя такие красивые глаза Галина…» Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

«Хвасталки»

Ведущий предлагает «похвастаться» друг другу: один рассказывает, другой его слушает и в конце реплики говорит: «Я рад за тебя!»

«Снежный ком»

Цель: позволяет скорее запомнить имена друг друга, установить контакт.

Ход игры: Первый громко называет своё имя. Второй повторяет имя первого участника и называет своё. Третий называет имя первого участника, затем второго и называет своё имя. Последний называет всех по очереди и представляет себя. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовёт по именам всю группу.

«Ребенок в нас»

Бросая мяч, участники обращаются друг к другу с фразой: «Мне кажется, в детстве ты был(а)…» В ответ каждый может согласиться или нет с данной ему характеристикой. Это упражнение помогает участникам глубже познакомиться, кроме того, способствует активизации детского эго-состояния родителей.

«Игра с мячом»

Цель: Закрепить знакомство родителей и педагога друг с другом; выявить интересы и увлечения родителей.

Каждый по кругу повторяет свои имя и отчество, называет профессию и увлечение. Например: «Я, Наталья Николаевна, люблю шить». Далее ведущий (стоит в круге) кидает мяч, называя своего адресата по имени, отчеству и увлечению; тот ловит мяч и кидает другому. Кто ошибается, должен заново назвать всех по кругу.

Упражнение «Смысл моего имени»

Ведущий собрания предлагает познакомиться и сделать это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим именем. Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: придумать «перевод» своего имени с неизвестного языка. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а затем сообщить, как оно «переводится».

Главная идея этого упражнения - дать возможность при первом знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность.

Упражнение «Объявление»

В течение 5 минут каждый должен составить объявление о своих услугах (для группы, для ребенка), которое бы отражало уникальность, способности каждого родителя. Затем в течение одной минуты объявление зачитывается перед всеми. Группа может задавать любые вопросы по содержанию объявления, дабы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться услугами этого родителя.

«Представление»

Инструкция. «Сейчас вы разобьетесь на пары, в которых каждый расскажет о себе своему партнеру. Ваша задача - подготовиться к представлению своего партнера всей группе. При этом главное - подметить индивидуальность партнера, рассказать о нем так, чтобы остальные участники запомнили его. Затем все участники сядут в круг и начнется представление».

«Имя и качество».

Цель: знакомство участников.

Инструкция: «Нам предстоит совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. Представимся друг другу. Сделаем это так, передавая друг другу игрушку, назовите свое имя и какое-либо одно свое качество, начинающееся с любой буквы имени».

Подводя итоги, педагог обращает внимание участников на разнообразие качеств личности каждого участника, подчеркивает, что,  несмотря на то, что все они очень разные, им предстоит совместная работа.

«Взаимные презентации»

Цель: развитие умения презентовать себя, мыслить о себе позитивно; тренировка памяти, обучение концентрации внимания на партнере.

- Сейчас мы разобьемся на пары. Дается 10 минут на то, чтобы вы рассказали друг другу о себе как можно подробнее - ведь вам предстоит представлять своего партнера всем родителям. Постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие самые важные вопросы:

-        Что я ценю в самом себе;

-        Предмет моей гордости;

-        Что я умею делать лучше всего;

-        Чего я жду от наших встреч на родительских собраниях;

-        Больше всего меня интересует тема: «        » и т.д.

Приемы проведения родительского собрания

      Привлечению родителей к участию на собраниях способствует разнообразие способов работы с ними во время этих коллективных встреч. Ниже приводятся примерные варианты приемов, которые можно использовать в работе с родителями.

Игры и игровые ситуации способствуют снятию монотонности родительского собрания, являются прекрасной разминкой для любой категории слушателей (детей и взрослых), служат средством переключения внимания и могут быть использованы как мостик для перехода к другому виду деятельности. Игры помогут в некоторых случаях более непринужденно выполнить сложное задание. Приведем примеры таких разминок, подвижных упражнений для отдыха.

«Высказать мысль другими словами»

Берется фраза, которая соответствует возрасту и особенностям участников родительского собрания. Она может быть связана с темой обсуждения. Предлагается высказать эту же мысль, но другими словами. Ни одного слова из первого предложения использовать нельзя. Например: «Я всегда уверен в своей правоте. Меня невозможно ни в чем переубедить». Можно предложить родителям потренироваться делать замечания детям, высказывать слова одобрения и другие.

«Сделать наоборот»

Участникам предлагается изменить какое-то качество или свойство объекта на противоположное. Можно и сам факт изменить на противоположный и пофантазировать, что получится. А далее следует перейти к формам воспитания и взаимодействия с детьми, попробовав все наоборот. Например, вместо того, чтобы ругать - похвалить; вместо того, чтобы наказывать - поощрить и т. д.

«Объединить объекты в систему»

Вырезать из газет различные заголовки, раздать каждой группе участников по 3-4 заголовка. Дается задание составить короткий рассказ, используя имеющиеся заголовки, и связать его с обсуждаемой проблемой родительского собрания.

«Чудодейственный вопрос»

Участники родительского собрания располагаются по кругу. Педагог находится в центре. Он предлагает родителям поговорить о том, какие дети им больше всего нравятся. Педагог внимательно слушает, эмоционально поддерживает участников, повторяет некоторые из названных качеств, переспрашивает и уточняет, как выглядят нравящиеся родителям дети, как они говорят, какое у них чаще всего настроение.

Затем педагог говорит: "Давайте пофантазируем. Случилось чудо! Все наши дети стали такими, какими мы их видели, слышали, чувствовали в нашем воображении. Что вы бы делали по-другому? Какие новые слова появятся в вашей речи? Каким будет ваш голос? Как вы будете выглядеть?" В заключение педагог просит родителей поделиться впечатлениями: было ли полезным данное упражнение, какие открытия они для себя сделали, выполняя это упражнение.

«Маска, откройся»

Группа родителей разбивается на подгруппы по несколько человек по желанию. В каждой подгруппе все ее члены получают карточки с указанием роли, которую они будут проигрывать. Каждая группа по очереди выполняет свое задание. Все остальные оценивают, насколько верно сыграны роли. В завершении игры осуществляется самооценка и взаимооценка. Этому способствуют вопросы педагога: "Что передано удачно? Что не соответствует реалиям? Как можно было сделать лучше? Чему научило данное упражнение?"

«Карточки-задания»

Раздать участникам карточки – задания информационно – поддерживающего характера (дать информацию, найти информацию, поставить вопросы, объяснить или уточнить что-либо, подвести итоги), коммуникативного плана (поощрение других, гармонизация отношений, распоряжения) и индивидуально-личностного плана (блокирование и хвастливость). У каждого – конкретное задание и указана соответствующая роль, которую ему предстоит сыграть. Например, рассказать о событии, выделив его позитивные и негативные стороны, или рассмотреть событие с позиции обиженного человека. Как в этом случае было бы целесообразно строить отношения, чтобы такого не случилось? Как в такой ситуации может себя вести хвастливый человек, к чему это приведет? Что может блокировать деятельность человека в данной ситуации и т.д.?

«Сказочные превращения»

Педагог  предлагает родителям представить, что у него в руках волшебная палочка, и он может превратить их в героев из сказок. Каждый участник может выбрать для себя какой-либо персонаж и от его имени будет выполнять конкретное задание.

«Волшебное колечко»

Педагог показывает участникам колечко и говорит, что оно волшебное. Оно может быть наделено разными волшебными свойствами: давать возможность путешествовать во времени (отправить человека в прошлое; позволить заглянуть в будущее); представить себя в роли воспитателя, ведущего специалиста, бизнесмена; встать на позицию своего ребенка, другого человека и тому подобное. В зависимости от выбранного волшебства и от новой роли участников решается рассматриваемая проблема.

«Мешок сюрпризов»

Педагог кладет в мешочек все что угодно: камешки, мелкие игрушки, пробки, перышки, шарики, кусочки бумаги, маленькие флакончики и т. д. Мешочек пускается по кругу и задается начало рассказа. Тот, к кому попадет мешочек, продолжает рассказ. Каждый родитель вынимает по одному предмету и вплетает этот предмет в ткань своего рассказа. Рассказ ведется до тех пор, пока не получит свое логическое завершение. Сначала можно выбрать сюжет, а затем и связать предметы этой сюжетной линией. Желательно сюжет связывать с темой родительского собрания.

«Экспедиция»

Педагог говорит: "Представьте, что вы были в экспедиции и нашли неизвестный минерал, животное, растение и т.д." Участники должны придумать название своей находке. Причем название должно быть таким, чтобы оно легко запоминалось и вызывало положительные эмоции. В названии можно использовать существительные, прилагательные или их сочетание.

«Поделитесь знаниями»

Педагог предлагает родителям рассказать о традициях и ритуалах, которые существуют у различных национальностей перед выполнением какого-либо дела. Затем предлагается придумать свою традицию или ритуал, которые будут соблюдаться на родительских собраниях. Возможно, это будет ритуал встречи перед началом собраний или ритуал прощания после их окончания. Варианты могут быть предложены самими участниками. Придумывание ритуалов и традиций проводится в малых группах. Затем каждая группа проводит презентацию своего варианта. Участники выбирают наиболее понравившиеся им. Приняв ритуалы, все участники следуют им неукоснительно.

«Предупреждающие или запрещающие знаки»

Рассмотрев определенный вопрос, педагог предлагает выделить возможные сложности в данной проблеме и высказать свое мнение о том, что можно, а что не безопасно или вообще нельзя делать в такой ситуации. Это мнение надо выразить изображением (рисунком, пиктограммой) соответствующих предупреждающих или запрещающих знаков.

«Решение конкретных ситуаций»

Решение конкретных ситуаций способствует формированию навыков анализа, умений выделять главное, слушать и взаимодействовать. Этот вид работы позволяет показать возможности консилиума, продемонстрировать множество подходов к решению одной проблемы. Для успешного решения необходимо, чтобы ситуация была реальной, проблемной и описана лаконично и ёмко. При решении ситуаций необходимо опираться на теоретические знания и опыт родителей.

«Анализ собственного опыта»

Рассмотрев теорию какого-либо вопроса, педагог предлагает родителям вспомнить, как это связано с их опытом, и просит привести свои примеры, подтверждающие выделенный тезис или опровергающие его.

«Исследование случаев»

Исследование случаев направлено на решение конкретной проблемы путем анализа рассматриваемой ситуации. Она может быть реальной и вымышленной. Участники родительского собрания отрабатывают аналитические навыки, которые им пригодятся при анализе поступков своих детей.

«История с продолжением»

Педагог, держа в руках какой-либо предмет, начинает рассказывать о нем. Другие члены группы по очереди добавляют фразы, чтобы получился целостный рассказ. Таким образом можно составить любой рассказ, сказку и другие истории. Желательно идею и содержание рассказа связывать с проблемой родительского собрания.

«Айсберг»

Это упражнение позволяет наглядно показать, что любая проблема содержит видимую и невидимую сторону. При решении проблем важно не замыкаться только на видимой части. Для выполнения упражнения на доске или на листе бумаги рисуется айсберг (на поверхности находится незначительная часть, примерно 0,1, а остальная, подводная - невидимая часть). Участникам родительского собрания предлагается задание: «Дайте характеристику айсбергу, подумайте, с чем его можно сравнить, как избежать опасности столкновения с подводной частью айсберга». Предлагается найти ассоциации с айсбергом в реальной жизни. Как поступить в данном случае?

«Победа – победа»

Данное упражнение направлено на то, чтобы найти оптимальное решение проблемы, удовлетворяющее всех. Например, родители поссорились с ребенком, наказали его, а он ушел из дома и оставил записку, что домой не вернется, а будет жить у бабушки. Как поступить родителям? Что необходимо сделать, чтобы вернуть ребенка и при этом сохранить свой образ строгого родителя?

«Горячий стул»

Приглашается один из участников родительского собрания, он садится на стул в центре классной комнаты. Остальные участники задают ему вопросы, связанные с обсуждаемой проблемой. Тематика вопросов может быть шуточной. Об этом следует заранее договориться с группой. Сидящий на стуле должен быстро и правильно отвечать на вопросы. В качестве арбитра и ведущего выступает педагог. Участнику надо как можно дольше продержаться на стуле. В случае задержки или неправильного ответа он освобождает стул. Его место занимает тот, чей вопрос был последним.

«Кресло (шляпа, перо…) автора»

Педагог предлагает родителям рассказать о самом ярком впечатлении их детства. Какие чувства у них связаны с этим впечатлением? Что в сегодняшнем времени напоминает им об этом? Какая у них была самая любимая игрушка? Кто ее купил, подарил? Сохранились ли у них любимые игрушки? Возможны другие вопросы.

«Мне нравится»

Родители садятся в круг, педагог стоит в центре и говорит: "Мне нравятся те, у кого карие глаза (или светлая обувь, или носящие очки и т. д.)" Те, к кому этот признак имеет отношение, встают со своих мест и занимают стулья, освобожденные другими. Педагог также участвует в этой игре. Тот, кто остался без места, продолжает игру.

«Круг общения»

Все участники родительского собрания встают в круг. Один из участников находится в центре круга. Ему нужно пройти по кругу, останавливаясь напротив каждого участника. Нужно прикоснуться ладонями к ладоням каждого и окунуться в его глаза.

«Волшебный стул»

Один из родителей садится на стул в центре комнаты, другие очень быстро должны сказать добрые слова в его адрес. Кто замешкался, то сменяет сидящего на стуле. Игра продолжается 5-7 минут.

«Определение понятий»

Берется всем известное понятие, которому надо дать "научное" определение.

Например, слово "дырка". Дырка - это отверстие на поверхности, имеющее разнообразную форму. В определении надо указать существенные и несущественные признаки. Оно должно раскрывать сущность предмета и отличать данное понятие от других.

Это своего рода разминка, а далее переходят к понятиям, которые связаны с темой родительского собрания. Определяя понятия, родители будут лучше осознавать проблему и, возможно, определят для себя какие-то направления в работе с детьми.

«Строим квадраты»

Для игры нужна веревка, длиной 7-8 метров, концы которой связаны, и 8 платков, чтобы завязать глаза. Приглашается 8 добровольцев. Им завязываются глаза, их ставят в круг и дают в руки веревку. Затем предлагается задание: разойтись так, чтобы образовался квадрат. При выполнении упражнения можно разговаривать друг с другом, советоваться. Остальная часть группы молча наблюдает за происходящим. По окончании упражнения все обсуждают действия, которые были проделаны группой. При желании упражнение можно повторить.

«Строим пирамиду (башню)»

Для построения пирамиды (башни) берутся любые предметы. Ее можно строить из газет, различных коробок, пластмассовых бутылок, баночек из-под пива, соломки для коктейля и других имеющихся материалов. Все участники родительского собрания делятся на подгруппы. Каждая получает одинаковое количество предметов и задание построить пирамиду (башню), которая бы имела максимальную высоту и была устойчива. При построении членам группы запрещается разговаривать между собой. Построенные пирамиды (башни) по возможности сохраняются. Победителем является та группа, чья пирамида (башня) самая высокая и самая прочная. Основная цель данной игры - показать, как важно уметь договариваться без слов при выполнении общего дела.

«Хлопки»

В заданном темпе каждый участник хлопает в ладоши по очереди, один за другим и в обратном направлении. Главное - не сбиться с темпа. По команде ведущего меняется направление, по которому отбиваются хлопки. Надо уметь сориентироваться, кто должен сделать следующий хлопок. Упражнение можно усложнить путем изменения ритма, силы хлопка и т.д.

«Определи цвет»

Все родители встают в круг. Один выходит из комнаты. В его отсутствие группа выбирает один из цветов (красный, синий, желтый, зеленый или черный). Возвращается водящий, и все участники по очереди начинают демонстрировать телодвижения, которые, по их мнению, выражают задуманный цвет. Водящий должен угадать, какой цвет был задуман. Желательно, чтобы телодвижения не были прямыми подсказками.

«Печатная машинка»

Попытка воспроизвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известной песни или стихотворения. Каждый по очереди произносит по одной букве слова. В конце слова все встают, на знак препинания - топают ногой, в конце строки - хлопают в ладоши. Кто ошибется - выходит из игры.

«Высказать мысль другими словами»

Берется фраза, которая соответствует возрасту и особенностям участников родительского собрания. Она может быть связана с темой обсуждения. Предлагается высказать эту же мысль, но другими словами. Ни одного слова из первого предложения использовать нельзя. Например: «Я всегда уверен в своей правоте.  Меня невозможно ни в чем переубедить». Можно предложить родителям потренироваться делать замечания детям, высказывать слова одобрения и другие.

«Карусель»

Все участники родительского собрания делятся на подгруппы. Общая проблема разбивается на более мелкие проблемы по числу групп. Суть маленькой проблемы пишется в верхней части большого листа, чтобы было место для записи способов ее решения. Каждая группа получает по одному такому листу. В течение трех-пяти минут каждая малая группа обсуждает проблему и записывает свой подход к ее решению. Затем идет обмен листами по часовой или против часовой стрелки, таким образом, чтобы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как только в группы возвращаются их первые листы, работа по обсуждению прекращается, и каждая группа обобщает полученные ответы и представляет их всем участникам. Обсуждение всех выделенных проблем дает представление о том, как решать общую проблему. Проблему целесообразно формулировать в русле общей темы родительского собрания. Например, тема родительского собрания "Как помочь ребенку хорошо учиться" может быть представлена такими вопросами: как учить ребенка самостоятельности; как научить его быть внимательным; когда целесообразнее выполнять задание вместе; как контролировать учебу ребенка и другие. Слишком узкие проблемы с трудом поддаются дифференциации.

«Наши  вопросы»

Поставьте  в центр комнаты  коробку  с вопросами  и предложите каждому родителю написать  записку  с вопросами, которые их интересуют, но они не решаются задать их вслух, стесняются спросить. Обязательно нужно сказать, что подписывать их не надо. Затем эти записки по очереди достают родители с коробки. Ответы обсуждаются вместе.

«Скульптура  семьи»

Один участник (доброволец) создаёт композицию «идеальная  семья». Для  этого он  выбирает нужных ему  людей и расставляет их,  изображая фрагмент взаимоотношений  в  семье.  Получается  застывшая  скульптура  или  «живая  картина».  Например,  можно изобразить семью  вокруг обеденного  стола или  на  прогулке.  Каждому участнику говорится, кто он и какую  позу должен  принять.  Когда  сцена  поставлена,  «художник»  рассказывает  о  том,  кто  изображён на картине,  чем  заняты  персонажи.  Затем  по  очереди  каждый  участник  из  композиции  делится  своими  чувствами:  насколько комфортно  в данной  позиции,  не слишком  ли  нависают  над  ним  родные, или не слишком  ли далеко  они  стоят,  всех  ли членов семьи ему видно и т.д. После обсуждения  при  желании они могут поменять своё местоположение и позу, и, возможно, получится  новая  картина.

«Работа с памятками»

Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение темы, во время которого родители высказывают свое мнение по данному вопросу и делятся своим опытом с другими.

«Погружение»

Участникам предлагается одна или несколько ситуаций взаимодействия между родителями и детьми и дается задание представить себя на месте ребенка. И описать какие чувства он испытывал.

«Совместное рисование»

Родителям предлагается разбиться на пары и одной ручкой или карандашом выполнить рисунок по заданной теме. Например, «Каким должен быть первоклассник?»

«Мне нравится в моем ребенке»

Родители делятся на микрогруппы по 3-4 человека и рассказывают друг другу о том, что нравится каждому в его ребенке. Затем все собираются в общий круг, и представитель от каждой группы рассказывает о том, какие мысли и чувства родились во время беседы в микрогруппе.

«Что мне не нравится в моем ребенке»

Каждый родитель пишет на листке, в левой колонке, что он не принимает в своем ребенке. Листочки не подписываются, не пишется имя ребенка. Складываем листочки в центр круга, перемешиваем. Делимся на микрогруппы (желательно другого, нежели в предыдущем упражнении, состава). Каждой группе достается несколько листочков. В микрогруппе в правой колонке напротив каждого количества пишем позитивную сторону. Психолог обязательно приводит примеры перевода негативных качеств в позитивные. Например, «У ленивого есть время, чтобы подумать о вечном, он  не суетится», «Гиперактивный успевает то, что не успевают другие» и т.п., листочки складываются в центр, возможно – озвучиваются. Каждый родитель забирает свой листок с собой.

Скажите родителям следующее: «Вы по-новому взглянули на вашего ребенка. Обычно вы оцениваете своего ребенка со своих позиций. Сейчас вы можете посмотреть на его особенности с другой стороны. Кому-то это приятно, для кого-то неожиданно. В любом случае, мы имеем дело с изменением отношения. Возможно, теперь вам будет легче понять своего ребенка. Это пример того, что любое принятие и понимание возможно только через изменение отношения».

В заключение устройте обсуждение той темы, пусть желающие выскажутся по кругу.

«Мои достижения»

Ведущий раздает листки. Каждый родитель рисует круг, в центре которого – буква «Я». Задание: дорисовать цветок, на лепестках которого написать свои родительские достижения. Во время представления в общем кругу «Цветов - достижений» ведущий подписывает и раздает заготовленные заранее, в виде сердечек, карточки. Например: «Ирина! Спасибо вам за искренность и смелость»

«Воспоминание о детстве»

Ведущий: «Какие главные воспитательные средства вы знаете? Существует мнение: «Похвалишь ребенка – и он укрепится в добре, накажешь – и зло отступит». Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую «закономерность»: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка – это вовсе не дрессура. Доказано, что потребность в любви – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Вспомните, как вас воспитывали родители. Что вам больше всего запомнилось и как это повлияло на вашу дальнейшую жизнь?»

«Дерево проблем»

Ведущий заранее готовит листики (по форме листья дерева) для каждого участника и просит написать на этих листках проблему, общую для всех (или большинства) родителей группы. Эти листья можно приклеить к заранее нарисованному дереву, и после этого один из членов группы может вслух прочитать все проблемы.

«Можно ли обойтись без наказаний?»

Цель: дать родителям задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.

Предлагается обсудить разные точки зрения. Заранее можно подготовить двух оппонентов - людей с противоположными точками зрения на проблему. В ток-шоу принимают участие разные специалисты: психологи, педагоги, юристы, врачи, сами родители.

Устный журнал на тему «Методы воспитания детей дошкольного возраста»

Цель: Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребёнка, убедить в их целесообразности; заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность.

Методы активизации родителей: примеры, вопросы к слушателям; ситуации для анализа.

Вопрос к слушателям: Разделяете ли вы мнение, согласно которому всё в человеке начинается с детства?

«Острое блюдо»

Родителям под музыку раздаются листочки с короткими вопросами по теме собрания, вложенные в перечницы, матрешки, воздушные шары, раскрашенные гуашью, или в любые другие предметы. Все зависит от фантазии и изобретательности педагогов и воспитателей. Дается время для ответа (1-3 минуты). Ответы по желанию, т.е. если кто-то из родителей не хочет отвечать на свой вопрос, то он вправе передать вопрос дальше.

«ОКНО - Очень Короткие НОвости»

Педагог-психолог знакомит родителей с новыми сведениями науки в области педагогики и психологии по вопросам воспитания детей.

«Слово-эстафета».

Родители должны продолжить начатое педагогом предложение: «Мой ребенок будет успешно учиться, если я...» и пр. Для большей организованности лучше, если при этом родители будут передавать друг другу какой¬-нибудь предмет.

«Мои сильные стороны»

(Проводится в малых группах по 3 человека)

Каждому предлагается рассказать остальным о чертах личности, которые он считает лучшими в себе, которые он мог бы выдвинуть в качестве примера детям и хотел бы сформировать у своего ребенка.

После небольшой подготовки участники в подгруппах по очереди представляют себя. Необходимо нацелить их на то, чтобы все высказывания подавались в утвердительной форме. Слушатели могут уточнять детали, просить разъяснения, задавать дополнительные вопросы, но не высказывать свое мнение.

Проектное рисование «Я - родитель»

Материалы: средства изображения, альбомная бумага.

Данное задание предполагает создание рисунка-автопортрета. Однако особенностью этого автопортрета будет необходимость подчеркнуть в нем свои родительские черты. На рисование отводится 10 минут. Участники распределяются по помещению таким образом, чтобы работа над рисунком осталась в тайне от других. После этого неподписанные рисунки собираются ведущим, и группа приступает к их анализу. Рисунки предъявляются по очереди, без указания авторства. В обсуждении принимают участие все члены группы, свободно высказывая свое мнение.

«Визуализация»

Данный способ ведения собрания является результатом нового использования принципа наглядности.

Задача педагога использовать такие формы наглядности, которые не только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Подготовка данного собрания педагогом состоит в том, чтобы изменить, переконструировать информацию в визуальную форму для представления родителям через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.).

«Собрание – пресс-конференция»

Форма проведения собрания близка к форме проведения пресс-¬конференций, только со следующими изменениями. Педагог объявляет повестку собрания и просит родителей письменно задавать ему вопросы, как касающиеся собрания, так волнующие их. Каждый родитель должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает собрание. Информация строится не как ответ на каждый заданный вопрос.

На собрании - пресс-конференции удается задействовать каждого родителя, что достигается за счет адресованного информирования каждого родителя лично. В этом отличительная черта этой формы собрания.

«Решение проблемных задач»

Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта.

Например, для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, - смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?

«Ролевое проигрывание»

Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.

 «Ребёнок  в  лучах  солнца»

Цель для родителей:  эмоциональное  раскрепощение,  отражение  жизненного  опыта  и  системы  отношений  с  ребёнком;

Цель  для  психолога:  исследование  отношений  в  семье  к  ребёнку;

Этапы  работы:

Нарисуйте  в  центре  листа  круг  диаметром  8-10  см  и  в  нем  цветными  карандашами  нарисуйте  портрет  своего  ребёнка.

Обведите  круг  желтым  или  оранжевым  карандашом  -  это  солнышко,  нарисуйте  солнышку  25  лучей.

На  каждом  лучике  напишите  по  одному  прилагательному, характеризующему  вашего  ребёнка  с  положительной  стороны.

Проранжируйте  прилагательные  по  степени  значимости  для  вас  в  ребёнке.

На  обратной  стороне  листа  напишите: Максим,   ты  такой….(первые  10  прилагательных),  я  очень  тебя  люблю!

«Семинар-общение»

Для этой формы работы необходимо заранее продумать перечень вопросов. Этот перечень целесообразно связать с темой родительского собрания, возможно, с профессиональной деятельностью родителей, с их возрастными особенностями, можно учесть и другие факторы. Все зависит от намеченной цели. Вопросов должно быть не более 7-10-ти. Очень большое число вопросов утомляет участников. Каждый участник получает небольшие полоски бумаги. Их количество соответствует числу вопросов. Педагог читает первый вопрос, все участники ставят на одной из полосок цифру 1 и записывают свой ответ на вопрос. Аналогично записываются ответы на все остальные вопросы.

На следующем этапе родители делятся на группы по числу вопросов. Каждая группа выбирает одну карточку, на которой записан вопрос, и собирает все ответы под этим номером.

Затем полученные ответы систематизируются, и полученная информация записывается на карточку. После обсуждения каждая группа зачитывает полученную информацию по рассматриваемому вопросу для всех участников.

В такой ситуации никто не боится отвечать, мнение каждого находит отражение. Это особенно важно на родительских собраниях, когда многие родители испытывают чувство неуверенности или неловкости.

Полученный таким образом материал может помочь педагогу организовать дальнейшую работу всех участников в соответствии с их пожеланиями и запросами.

«Родительско – педагогический хоккей»

Цель:  В игровом пространстве обозначить значение семейного и общественного воспитания, ведущие направления воспитания дошкольника, выделить особенности развития детей среднего дошкольного возраста.

Правила игры: Родители и педагоги делятся на две команды. Каждой команде дается по пять вопросов, заранее приготовленными старшим воспитателем и педагогами.

Команды располагаются друг против друга, в центре игра «Хоккей». За правильный ответ команда получает право забросить шайбу в ворота соперника (на обдумывание – 5 минут, на ответ – 1 минута).

В этой игре педагоги берут на себя роль организаторов обсуждения. Ведущий должен оценить ответ, обобщить информацию, зачитать заранее подготовленные высказывания известных педагогов, ученых. (В конце игры родители получают буклеты с этими цитатами и памятки по развитию и воспитанию детей среднего дошкольного возраста.)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания"

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания могут использоваться воспитателями, как один из методов взаимодействия с семьями воспитанников по повышению качества дошколь...

Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания

Рекомендации по подготовке и проведению родительского собранияСобрание организуется и проводится не реже одного раза в квартал,   в зависимости от возраста детей и особенностей группы. Собра...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

Данная консультация поможет интересно провети родит.собрание....

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания в ДОУ

Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения....

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний и педагогических советов по проблемам профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми Разработчики: Крылова Т.А.

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний и педагогических советов по проблемам профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми ...