«Моя милая Родина»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цель: Формирование патриотических чувств, приобщение дошкольников к национальной культуре.
Задачи:
- Расширять представления о родном крае.
- Закреплять знания детей о культуре и традициях марийского народа.
- Продолжать знакомить с достопримечательностями своей малой Родины.
- Расширять представления о Йошкар-Оле главном городе, столице РМЭ.
- Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаях.
- Воспитывать чувство гордости за свою страну.
-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и уважительное отношение к окружающим.
- Закреплять умение детей составлять декоративную композицию на основе марийского узора, используя характерные для него элементы и цветную гамму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 34.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Моя милая Родина»
Программное содержание:
Цель: Формирование патриотических чувств, приобщение дошкольников к национальной культуре.
Задачи:
- Расширять представления о родном крае.
- Закреплять знания детей о культуре и традициях марийского народа.
- Продолжать знакомить с достопримечательностями своей малой Родины.
- Расширять представления о Йошкар-Оле главном городе, столице РМЭ.
- Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаях.
- Воспитывать чувство гордости за свою страну.
-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и уважительное отношение к окружающим.
- Закреплять умение детей составлять декоративную композицию на основе марийского узора, используя характерные для него элементы и цветную гамму.
Предварительная работа:
- Знакомство c национальным марийским костюмом, с элементами марийской вышивки.
- Чтение марийских народных сказок.
- Рассматривание музыкальных народных инструментов: гусли, волынка, свирель, гармонь.
- Просмотр иллюстраций по архитектуре города разных исторических эпох, рассказ об истории возникновения города, чтение художественной литературы, просмотр презентации «Достопримечательности города».
Материалы: ИКТ, гуашь, краски, кисти, №3 и №5,баночка с водой на каждого, салфетка на каждого, лист бумаги на каждого.
Ход занятия:
Входят дети с воспитателем, поздоровались друг с другом.
Здравствуй, правая рука.
Здравствуй, левая рука.
Здравствуй, друг, здравствуй, друг,
Здравствуй, весь наш дружный круг.
Я люблю свой детский сад,
В нем полным- полно ребят,
Может –сто, а может – двести,
Хорошо, когда мы вместе.
Все на месте?
Все ли тут?
Повернулись, оглянулись
И друг другу улыбнулись.
Воспитатель: Ребята посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться....
Входит девушка в марийском платье.
Девушка: Салам лиже.
Девушка: Что за диво, что за зал, где я?
Воспитатель: Ребята давайте поприветствуем нашу неожиданную гостью!
Дети: Салам.
Девушка: Здравствуйте люди добрые! Звать меня Салика, а вы кто будете и куда я попала?
Дети: Это детский сад «Родничок» поселка Советский в республике Марий Эл. А мы дети подготовительной группы.(слайд)
Девушка осматривается вокруг.
Девушка: Что это зачудная республика Марий Эл, где она находится?
Воспитатель: Ребята наша гостья, похоже, ничего не знает о том, где находится, давайте ей поможем.(слайд)
Дети подводят Салику к карте, карта России.
Девушка: Что это за ковёр красивый, с рисунком мудрёным?
Воспитатель: Ребята что это?
Дети: Это карта Республики Марий Эл.
Девушка: А вашу республику Марий Эл вы можете показать на карте ?
Дети: Да (дети показывают местоположение на карте Республику Марий Эл.)
Воспитатель: Дети, а что вы знаете о нашей Республике Марий Эл?
Дети: Наша Республика Марий Эл очень большая Республика она родная, богатая, сильная.(слайд)
Девушка: Почему?
Дети: В ней много лесов, озёр, животных, птиц.(слайд)
Воспитатель: Правильно! Да, ребята Республика Марий Эл большая. Удивительно красива; необыкновенно красивая природа, удивительные люди. Много в ней районов, деревень и сел. Ребята люди, каких национальностей проживают в нашей Республике Марий Эл?
Дети: Марийцы, татары, русские, чуваши.(слайд)
Воспитатель: А столица нашей Республики, какой город?
Дети: Йошкар-Ола! (слайд)
Воспитатель: В каком поселке мы живем?
Дети: Поселок Советский.(слайд)
Девица: А моя родина матушка Царевококшайск.(слайд)
Воспитатель: Ребята как вы думаете, город Йошкар-Ола в старые давние времена как назывался?
Дети: Царевококшайск.
Воспитатель: Значит у нас Салика с тобой одна Родина – Республика Марий Эл, и сейчас мы тебе о ней расскажем.(слайд)
Дети читают стихи
Йошкар-Ола не просто Красный город,
Не просто фабрики, заводы и дома.
Йошкар-Ола мне по-иному дорог:
Как край родной,
Как родина моя!
Марийский край мой дом родной
Здесь есть поля, леса и реки
Люблю тебя за твой покой
Марийский край ты мой на веки.
Воспитатель: Ребята давайте пригласим Салику по путешествовать по городу Йошкар-Ола.
Дети: Салика мы вас приглашаем в путешествие.
Девушка: На чём мы будем путешествовать?
Дети: На транспорте.
Девушка: На каком транспорте?
Воспитатель: А какой транспорт мы с вами знаем?
Дети: Наземный: поезд, автобус, машина; воздушный: самолёт, вертолёт; морской: корабль, катер.
Воспитатель: Есть еще и волшебный, это ковер- самолет.
Воспитатель: Я предлагаю отправиться в путешествие на ковре самолете.Согласны?
Занимаем места.
Дети: Да!
Дети поют первый куплет песни «Край, в котором ты живёшь».
Девушка: Ребята куда мы прилетели? Что это за место?
Дети: Город Йошкар-Ола.
Воспитатель: Давайте расскажем Салике о городе Йошкар-Оле.
Воспитатель: Йошкар-Ола это наша столица Республики Марий Эл. Он расположен на возвышенном берегу реки Малая Кокшага. (слайд)
Девушка: А как образовалась эта река?
Воспитатель: Салика мы сейчас тебе расскажем, как образовалась река Малая Кокшага. (слайд)
Детирассказывают марийскуюсказку « Кокша-богатырь».
Девушка: Молодцы, знаете вы этот сказ. Ребята, а какие еще вы знаете реки?
Дети: Река Волга, река Килемарка, река Ронга, река Малый Кушдыш.
Воспитатель: Река Волга протекает в районе Звенигово и в районе Юрино, река Килемарка протекает в районе Килемар, река Ронга протекает в Советском районе, а река Малая Кокшага протекает в городе Йошкар-Оле, река Кушдыш.
Воспитатель: Молодцы, все знаете. А теперь занимайте места, летим дальше.( слайд)
Дети: Да.
Дети поют «Паровозик из Ромашкова».
Воспитатель: Как вы думаете, куда мы прилетели?(слайд)
Дети: Это площадь И.А Оболенского –Ноготкова.
Девушка: А я знаю кто это.
Воспитатель: Кто это ребята?
Дети: Это первый воевода Царевококшайска (князь).
Девушка: Да правильно.
Воспитатель: А что еще мы видим на площади?
Дети: Ответы детей (слайд).
Воспитатель: В 2007 году установлена копия Царь-пушки, весит она 12 тонн;
- Установлен памятник И.А Оболенскому-Ноготкову, в честь которого была названа площадь.
- Интересным являются «Марийские куранты» огромные часы-куранты с движущимися фигурками на галерее, символизирующие христианскую веру. Каждый час играет музыка, из дверей выезжает ослик, везущий икону. Сначала в верхнем левом углу часов в открывающихся вратах появляется образ Божией Матери, а после в нижнем левом углу движется ослик с ее образом, символизирующий пришествие Богоматери на марийскую землю. Ослик въезжает в правые нижние ворота. Они закрываются, а в правом верхнем углу снова появляется благословляющий образ Царицы Небесной. Эти часы самые точные в республике, время на них корректируется сигналом по спутнику
- Напротив находится дом Правительства Республики Марий Эл.
Дети: Там работает Президент Республики Марий Эл. (слайд)
Воспитатель: А кто является Президентом Республики Марий Эл?
Дети: Маркелов Леонид Игоревич.
Девушка: А что значит президент?
Дети: Это самый главный человек в нашей Республике Марий Эл.
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно. Быть президентом - это трудная, ответственная работа?
Дети: Да.
Воспитатель: Полетим дальше?
Дети: Да.
Девушка: Ой, куда это мы прилетели?
Дети: Это парк культуры и отдыха.(слайд)
Воспитатель: Давайте ребята мы расскажем Салике о парке культуры, и какие там есть достопримечательности.
Дети: В этом парке отдыхают, гуляют дети с родителями.
(Дети по слайдам рассказывают.)
Дети: Эта скульптура называется «Древо Жизни». На ней изображено трое мужчин играющих на национальных марийских инструментах.
Девушка: Как красиво!
Воспитатель: Вот еще один памятник - монумент Воинской славы, а рядом находится «Вечный огонь», между ними на аллее героев установлены мемориальные плиты 20 Героям Советского Союза. Монумент Воинской Славы – самый значительный памятник, является символом Республики Марий Эл. Он воздвигнут в честь народа, в честь тех, кто погиб в Великой Отечественной войне. Центральной фигурой монумента является скульптура воина - освободителя, стоящая на вершине вытянутой прямоугольной колонны высотой более 20 метров.
Вскинутая рука вверх с автоматом - это жест солдата, салютующего победе. Фигура воина олицетворяет героизм и мужество советского народа, отстоявшего в огне сражений Великой Отечественной войны нашу Родину.
Воспитатель: Ребята, а что еще в парке есть?
Дети: В парке еще есть карусели, развлечения для детей.
Воспитатель: Ребята наверно вы устали, давайте отдохнем и поиграем.
Дети: Салика и ты присоединяйся к нам
Проводится игра Гори- гори ясно.
Воспитатель: Полетим дальше. (слайд) Смотрите ребята, что это? Куда это мы прилетели?
Дети: Это, театр. Мы там были и нам показывали сказки.
Воспитатель: Правильно это Марийский национальный театр драмы им. Шкетана— это старейший театр всей республики. В репертуаре театра произведения оперной, балетной и опереточной классики, спектакли для детей.
Девушка: Как интересно!
Воспитатель: Да, там очень красиво и интересно. Полетим дальше?
Дети: Да.
Дети поют песню
Воспитатель: Посмотрите, куда это мы прилетели. Наверно к тебе Салика в прошлое?
Девушка: Да, наверно ко мне.
Дети: Нет, это мы у Кремля в городе Йошкар -Ола.
Воспитатель: Да точно Салика, посмотри мы в городе Йошкар-Ола. Это историко-культурный комплекс «Царевококшайский кремль» построен в 2008-2009 годы. Ребята, а вы знаете, что во времена основания города именно на этом месте располагался деревянный кремль Царевококшайска. Сейчас это сквер, окруженный крепостной стеной. В центре периметра - памятник царю Федору Иоанновичу. По стенам развешены интересные стенды по истории города. Водной из бешеньнаходится–небольшая выставка археологических древностей.
Воспитатель: Вам нравится?
Дети: Да
Воспитатель: Ну, что полетели домой?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами очень много узнали интересного. И Салике наверно очень понравилось. Салика тебе понравилось?
Девушка: Да, ребята мне было очень интересно, как изменился Царевококшайск. Все стало таким красивым, красочным, интересным, но мне пора возвращаться домой.
Воспитатель: Мне бы не хотелось отпускать Салику без какого- нибудь подарка.
Ребята, а что мы можем подарить Салике?
Дети: Нарисовать, что-то сделать.
Воспитатель: Ребята я кажется, придумала. Посмотрите ребята, в чем пришла Салика?
Дети: В красивомплатье.
Воспитатель: Да ребята платье очень красивое, а какой орнамент на нем изображен?
Дети: Марийский.
Воспитатель: Скажите, что такое орнамент?
Дети: Элементы узора, расположенные в определённом порядке .
Воспитатель: Из каких элементов состоит марийский орнамент?
Дети: Растительный и геометрический.
Воспитатель: Где располагалась вышивка на народном костюме?
Дети: На женском – по вороту и по низу платья, по низу передника, на мужском – по вороту и низу рукавов .
Воспитатель: Какие цвета чаще используют в марийском орнаменте?
Дети: Красный, черный, зеленый, желтый.
Воспитатель: А какие элементы составляют рисунок в марийском орнаменте?
Дети: Треугольники, ромбы, углы, елочки, палочки, рожки.
Воспитатель: Полюбуйтесь, как красив и наряден марийский костюм (демонстрируются слайды).
Воспитатель: Давайте украсим фартук, платье (кто, что хочет) марийским орнаментом и подарим его Салике.
Девушка: Да ребята я очень рада буду.
Воспитатель: Салика ты присаживайся, а мы с ребятами займемся работой.
Девушка: Хорошо. (Салика садится на стульчик и наблюдает).
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы ребята, как красиво вы расписали платья и фартуки. Посмотри Салика какие красивые фартуки и платья.
Девушка: Да ребята, какие вы молодцы, очень красиво.
Воспитатель: А это тебе наш подарок Салика (дети дарят Салике настоящий фартук с марийским орнаментом).
Исполняет песню Аня Петухова.
Девушка: Мне пора возвращаться. Спасибо, досвиданья.
Дети: До свиданья Салика. Приходи еще в гости.
Салика уходит.
Воспитатель: Ребята вам понравилось путешествие.
Дети: Да.
Воспитатель: А что вам больше всего понравилось?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, мне тоже понравилось с вами путешествовать. Нам пора возвращаться в группу, давайте попрощаемся с гостями.
Дети уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое занятие «ЭТО НАША РОДИНА МИЛАЯ РОССИЯ!»
Тематическое занятие посвященное знакомству с русскими комнозиторами...
"Малая Родина - милая Родина"
занятие по патриотическому воспитанию детей. цель которого воспитание у детей чувства гордости и любви к своей Родине и малой родине где они родились и растут....
Проект «МОЯ МИЛАЯ РОДИНА МАЛАЯ»
1 блок - Родная семья- родная культура. 2 блок. – Родной город Шарыпово . 3 блок - Родной край-родная природа....
Образовательный проект «Моя милая Родина»
Образовательный проект «Моя милая Родина»Подготовила: Цагикян А.Г.Паспорт проектаВозраст детей: подготовительной группыТип проекта: информационно – творческийПродолжительность:...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Моя милая Родина» для детей средней группы
Цель: формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.Задачи:- уточнить и расширить знания о родном поселке, обогащать и активизировать словарь по теме;- расширять представления о прав...
Конспект досуга для детей младшей и средней группы по нравственно - патриотическому воспитанию «Нет милей Родины моей!»
Цель: развивать чувство любви, гордости и патриотизма к своей стране, к своей «малой Родине». Задачи:Расширять представления о малой Родине, о стране России;Познакомить детей с госуда...
«Нет милей Родины моей!»
Цель: развивать чувство любви, гордости и патриотизма к своей стране, к своей «малой Родине»....