Конспект занятия на тему "Прошлое, настоящиее и будущее нашего края"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Нагайцева Ирина Дмитриевна

Знание детей о родном крае, знакомство со свойствами нефти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_zanyatiya.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему: «Прошлое, настоящее и будущее нашего края».

Нагайцева Ирина Дмитриевна, воспитатель МБДОУ №76 «Подснежник», г.Нижневартовск.

Цель:

- Воспитывать интерес к исследовательской работе, любовь к родному краю.

- Расширять и углублять знания и представления детей о нашем крае.

- Подчеркнуть общность в культуре и месте проживания народов ханты и манси.

- Помочь детям узнать свойства нефти.

-Развивать познавательные способности, внимание, мышление, память детей.

- Помочь детям узнать свойства нефти.

- Закреплять умение детей отвечать полными ответами, расширять словарь прилагательных с существительными (жирная нефть, легкая нефть).

Оборудование:

Посылка с нефтью, пипетки, листы бумаги, атрибуты для почтальона Печкина; карта Ханты – Мансийского округа; слайды: карта Ханты – Мансийского округа, образцов хантыйских узоров, картинок животных и птиц, фотографий хантыйской одежды; цветная бумага, ножницы, клей; аудиозапись «Увезу тебя я в тундру»; 2 обруча, 2 удочки, рыбки по количеству детей; призы.  

Предварительная работа:

Индивидуальное заучивание стихов М.Шульгин «Хантыйские орнаменты», В.Акимов «Гимн Югре»; рисование на тему «Будущее нашего края», конкурс рисунков.  

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Игровая мотивация.

Почтальон Печкин приносит посылку и письмо от девочки Окси. В письме говориться о том, что дети смогут открыть посылку только в том случае, если покажут хорошие знания о своем крае.

Почтальон Печкин остается в группе.

II.Беседа о Ханты – Мансийском округе.

1.Рассматривание карты ХМАО.         

- Ну что, ребята, попробуем рассказать о своем крае? А я вам помогу, согласны?  Давайте подойдем к карте нашего округа. Кто скажет как называется наш округ? (Ханты – Мансийский).

А как называется наш город?

Посмотрите, наш город Нижневартовск находится вот здесь, на берегу реки. Какой реки? (Обь)                                                                          - Правильно. А дальше за городом простираются болота.  Среди них есть озера. Какие? (Голубое, Савкино, Кымыл, Самотлор).                                          

Всех важнее из озер

В нашем крае Самотлор.

- Западно-Сибирская равнина, на которой расположен наш округ, одна из важнейших в мире. На ней много лесов – это лесные массивы

2.Беседа.

 - Какие деревья растут в нашем лесу? (наш лес состоит из пихты, ели, сосны, кедра).

- Кедр считается священным деревом нашего леса. Леса  изрезаны многочисленными реками и множеством озер и болот. Кто знает как наш край назывался раньше? (Югория, Югра, Югорская земля).

- Югра – в переводе означает «люди на воде» своим именем этот край обязан живописной местности, расположенной вокруг могучих рек Оби и Иртыша.

Кто назовет коренных жителей Югры? (ханты, манси и ненцы).

III. Знакомство с коренным народом ХМАО- манси.

1.Беседа. 

- Ребята, о народе ханты вы уже не мало знаете, а что знаете вы о манси?

Манси – народ, родственный хантам. Долгое время эти народы проживали вместе и поэтому они имеют много общего в культуре. Манси живут в таких же селениях, как и ханты и в таких же жилищах.

2.Закрепление знаний, полученных ранее.

- Как вы думаете в каких?- (Манси живут в чумах).

- Чем утепляли манси свои чумы? -  (Они утепляли шкурами убитых животных).

- А как, по-вашему, где они брали эти шкуры?

(В случае затруднения я подсказываю вопросом: значит они как и ханты что делали)

(Они охотились)

- Ребята, манси это очень смелые люди и очень сильные. Мужчины манси могли, вооружившись только ножом один на один сразиться с медведем и победить его.

- Как вы думаете, на каких зверей охотились манси?

-Сейчас проверим, хорошо ли вы знаете животных нашего края.

3.Отгадывание загадок.

Послушайте и угадайте на кого они охотились?

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец

Ходит гордо и легко

Рога расставив высоко.                     (Олень).

Посмотрите – ка какая:

Вся горит как золотая,

Ходит в шубке дорогой

Хвост пушистый и большой

На увертки мастерица,

А зовут ее …                                        (Лисица).

 Сама мала, шубка пышна

В дупле живет, орехи грызет.             (Белка).

Летом бродит без дороги,

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге

От мороза, пряча нос.                           (Медведь).

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Для зимы – другого цвета.                    (Заяц).

4.Дидактическая игра «Четвертый лишний».

5.Беседа. 

 -Как называют людей, которые охотятся на зверей и птиц? (Их называют охотниками).

- Подумайте, кроме охоты, чем еще могли заниматься манси? – ( Ловили  рыбу).

- Давайте поиграем и узнаем заодно, какая рыба водится в наших водоемах (муксун, язь, сырок,  налим, окунь, сорога, щука, стерлядь, нельма).

6.Игра: «Поймай рыбку».

- Как называют людей, которые ловят рыбу? (Людей, которые ловят рыбу, называют рыбаловами).

7.Беседа.

- А еще манси выращивают оленей. Скажите, олень, это, какое животное, дикое или домашнее? Что олень дает человеку? (молоко, мясо, одежду; из него шьют шапки, малицы, кисы, сапожки, варежки; утепляют дом оленьими шкурами; олень - средство передвижения).

- Как называют людей, которые выращивают оленей? (оленеводы)

- Как вы считаете, кто занимается охотой, рыбной ловлей, оленеводством? - (Этим занимаются мужчины).

- А зачем они это делают? Правильно, чтобы прокормить себя и свою семью. А женщины, как вы думаете чем занимаются в это время? (готовят пищу, шьют одежду).

-  А еще женщины поддерживают огонь в очаге, к огню и воде они относились с особым почтением, потому что без них немыслима жизнь.

8.Рассказ воспитателя об особенностях хантыйской одежды.

- Как вы думаете из чего женщины шили одежду? Правильно, из шкур животных, а украшали они одежду орнаментами. Очень красиво женщины украшали бисером обувь и платья. Малица – рубаха из шкур молодого оленя, шерстью внутрь с капюшоном и рукавами, а сейчас ее еще обтягивают сверху тканью (раньше она была из одного меха). Посмотрите как она украшена орнаментом.

- Очень разнообразен орнамент вышивок и аппликаций, украшающих одежду ханты и манси. В основе его лежат мотивы, связанные с животным и растительным миром. Каждому орнаменту давали название: «зайчиь ушки», «чумы», «снежинки», «оленьи рога», «солнце» и др. Все увиденное и услышанное народы севера отображали в своих орнаментах.

9.Чтение стихотворения.

Заранее подготовленный ребенок читает стихотворение М.Шульгина «Хантыйские орнаменты».

Хантыйские орнаменты красивы

В них все приметы Родины моей

Ты больше не найдешь во всей России

Таких цветков и сказочных зверей.

Узоры на одеже и посуде,

Красны как солнце и белы, как снег

На них сызмальства глядя, наши люди

С прекрасным не расстанутся на век.

Они явились в жизнь совсем не просто

Их – под иглы, и жести, резца

Ведь мастера по дереву и кости

В них вкладывают души и сердца.

10.Беседа.

На орнаментах самые любимые ими краски. Какие? ( зеленый, синий, красный, белый).

- Зеленый – цвет тайги и леса, синий – цвет неба и воды, красный – цвет солнца, белый – цвет снега.

- Какие геометрические фигуры можно увидеть в орнаментах?

IV.Самостоятельная работа детей.

- А сейчас пройдите за столы, на ваших столах лежит все необходимое для аппликации. Попробуйте выполнить орнамент узора по заданной схеме.

Процесс выполнения работы.

- У всех получились замечательные аппликации, молодцы! Посмотрите теперь на эту хантыйскую девочку, она в шубке, украшенной орнаментом. Похож он на орнамент сделанный вами?

 - Ну а теперь давайте отдохнем.

V.  Музыкальная физкультминутка.

 VI .Настоящее Ханты –Мансийского округа.

 1. Объясните смысл выражения «Золотое дно России».         

- Время быстро бежит, все меняется. Жизнь северных народов стала другой, но они по-прежнему занимаются охотой и рыболовством. Про Сибирь еще до открытия нефти говорили «Золотое дно России». Почему? Правильно, потому, что край богат зверем, рыбой, ягодой и древесиной. Сейчас здесь, на Югорской земле развивается нефтяной промысел – «Черное золото». Со всех концов нашей необъятной страны съехались сюда российские люди, чтобы добывать нефть. Край наш стал с тех пор много национальным, потому, что приехали добывать нефть и русские, и украинцы, и белорусы, и татары, и чуваши. Люди живут дружно на Югорской земле, и она дает людям нефть. Кто знает, как называется самое большое месторождение нефти у нас в Нижневартовске («Самотлор»).

- А вы видел когда – нибудь нефть? – (Нет)

В разговор вмешивается почтальон Печкин.

- Ирина Дмитриевна, ваши дети хорошо знают свой край. Давайте вскроем посылку.

2.Вскрытие посылки.

- Ой, ребята, как вы думаете, что это? А как вы догадались?

- Давайте сядем на свои места. Вот она нефть! Сейчас мы рассмотрим ее внимательно.

3. Знакомство со свойствами нефти.

- Какого она цвета?  

- Понюхайте ее, есть ли запах? На что похож этот запах?

- Значит нефть имеет цвет и запах. А еще какая нефть?

- Давайте проведем эксперимент.

Воспитатель наносит на лист бумаги немного нефти а на второй 1 каплю воды.

- Оставим листочки и выполним следующее задание.

- Давайте посмотрим нефть тяжелее води или легче.

- Что нужно сделать, чтобы узнать это? – (капнуть нефть в воду)

- Если нефть тяжелее, то как вы думает, что произойдет? (нефть опуститься на дно).

- А если легче? (останется на поверхности).

- Расскажите, что вы увидели.

- Посмотрите на листочки где мы наносили воду и нефть, что вы видите? (на одном листе осталось коричневое, жирное пятно, на другом просто мокрое пятно).

- Значит нефть какая? (жирная).

- Про нефть, ребята, говорят, что она не жирная, а маслянистая жидкость.

4. Обобщение полученных знаний, о свойствах нефти.

- Кто может попробовать рассказать какая нефть?

5. Нефть в жизни человека.

- Нефть, ребята, это самое главное богатство нашего округа. Главное свойство нефти – горючесть. При сгорании она дает много тепла. Поэтому нефть используется как топливо. Нефть это бензин, без которого не едут машины, нефть – это керосин. Без которого не летят самолеты, нефть – это реактивное топливо, без которого не взлетят ракеты. Из нефти делают авиационные шины, пластмассы, минеральные удобрения, красители, растворители. Люди добывают здесь нефть, а пользуется ей вся страна.

VII. Итог.

Дети мечтают о будущем родного города.

-Мы сегодня поговорили с вами о прошлом и настоящем нашего округа. А в выходные дни вы с родителями мечтали о будущем и отразили его в своих рисунках на тему «Будущее нашего города». Все рисунки были очень хорошими. Но из ваших рисунков жюри выбрало лучший. Это рисунок Вовы. В своем рисунке он, вместе с папой, показал наш парк в будущем, с американскими горками, с площадкой для катания на скейтбордах, с автодромом, фонтаном и пр. Этот рисунок удостоен первой премии, а остальные дети получат поощрительные призы. Глядя на  ваши рисунки становится понятным, что в будущем наш округ будет еще краше, еще богаче.  

Список литературы

1. Е.А. Алябьева Творческий центр «Сфера» 2005. «Тематические дни и недели в детском саду».

2. Т.А. Кудрявцева. М. Просвещение; СПб Спец Лит, 2001 «Я живу в России».

3. Л.Коломейченко. «Программа социального развития».

4. Г.П. Новикова. Методические рекомендации доля педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. Издательство «Аркти». Москва 2003. «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста».

       

         

 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи "Дикие животные нашего края"

Развитие речи детей дошкольного возраста является необходимым компонентом нормального развития ребенка.Благодаря речи человек общается, передает свой накопленный опыт другим, получает опыт в процессе ...

Конспект занятий в средней группе. Тема: «Птицы нашего края».

Конспект занятий в средней группе. Тема: «Птицы нашего края». ...

Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края: «Реки нашего города».

Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края:«Реки нашего города»....

Конспект занятия для младшей группы(лепка) "Птицы нашего края"

Данный конспект поможет коллегам в проведении занятия с детьми младшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по экологии по теме "Птицы нашего края"

Конспект занятия по экологии по теме "Птицы нашего края"...