Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности
консультация на тему
как научиь детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_dlya_samostoyatelnoy_trudovoy_deyatelnosti.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.
Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий.
Важное место в плане мероприятий отводится созданию условий для труда детей. Предусмотрели приобретение и изготовление оборудования, удобное его расположение, оформление и т. д. Затем наметили план повышения теоретических знаний и практических умений всех работников коллектива, совершенствование методики трудового воспитания. И наконец, запланировали работу с родителями, цель которой — убедить их в важности труда как средства воспитания ребенка, формирования его личности.
В сравнении с развитой трудовой деятельностью взрослого труд детей имеет ряд особенностей. Наиболее существенной является отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукты детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка или группы детей.
Общественное значение труда дошкольников в его воспитательном воздействии на личность ребенка. В процессе труда у детей формируются привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а также настойчивость, самостоятельность, ответственность, умение и стремление помочь товарищу, инициативность и другие личностные качества. Согласованность и точность движений в труде, полученный результат формируют умение создавать, ценить, беречь красивое, т. е. обеспечивают нравственное и эстетическое развитие дошкольника.
Труд имеет огромное значение для развития умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия, представлений, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения), речи. В процессе трудовой деятельности используются ранее полученные знания, что приводит к умению применять знания в практической деятельности, к развитию сообразительности, смекалки.
Достижение результата требует планирования процесса труда: отбора материалов, инструментов, определение ряда последовательных операций. Это способствует развитию воображения, планирующей деятельности, которая включает способность предвидеть не только конечный результат, но и промежуточные, целенаправленно строить трудовой процесс.
Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты любой деятельности (цель, мотив, план, процесс, результат), но их формирование и развитие в дошкольном детстве своеобразны. Именно поэтому и возникает вопрос: можно ли говорить о том, что дошкольники занимаются трудовой деятельностью?
Постановка цели. Дети младшего дошкольного возраста не могут ставить цель в труде, они не могут сказать себе: «Я сделаю это», «Я хочу сделать это», потом удержать эту цель и следовать ей в процессе выполнения задуманного. Младший дошкольник пока не умеет удерживать в памяти весь процесс и результат. Он сразу начинает действовать, его действия носят не целенаправленный, а процессуальный характер, т. е. он может подметать, стоя на одном месте, или мыть чашку, просто подставив ее под струю воды. Цель не имеет для маленького ребенка смысла, он формулирует ее только для обозначения сиюминутного действия.
Старшие дошкольники уже могут самостоятельно сформулировать цель своей деятельности и удерживать цель на протяжении всего процесса до получения результата. Правда, такие умения проявляются детьми на материале уже известного труда (по самообслуживанию, уборке помещения и др.), но, если ребенок встречается с незнакомым ранее содержанием труда, он испытывает те же трудности, что и малыши; ему нужна помощь взрослого.
Особенность данного компонента трудовой деятельности дошкольников — участие взрослого. Самостоятельность детей в постановке цели и ее осознание относительны.
Мотивы трудовой деятельности. В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную награду за труд. Хорошо ли это? Вероятно, хорошо, так как именно моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.
В процессе развития активной трудовой деятельности в игре детей старшей группы воспитатель опирается на присущую детям этого возраста активность и самостоятельность, на их стремление мастерить что-то своими руками, на обнаруживающуюся более ярко, чем на предыдущей возрастной ступени, способность длительно удерживать единую линию игрового замысла.
В последние годы труд детей стал рассматриваться и как средство всестороннего воспитания: в процессе труда дети наблюдают за ростом и развитием растений и животных; осуществляют трудовые усилия, готовя грядки к посеву и сгребая снег; испытывают эстетическое чувство при изготовлении игрушки-самоделки из природного материала. Все это оказывает влияние и на расширение кругозора дошкольников, обогащает словарь, побуждает творить прекрасное своими руками, вызывает физическое напряжение мышц.
Усвоение любой деятельности требует овладения основными компонентами ее структуры Если ребенок обладает всеми этими компонентами, она способна выполнять деятельность самостоятельно, без помощи извне Стр руктуры трудовой деятельности отражает общую структуру деятельности человека, включая мотивы, цели, действия контроля и оценки, способы выполнения действий У дошкольника формируется как внутренняя, так и внешняя сторона деятельности К внутренней относятся мотивы, целеполагание, действия контроля и оценки К внешней стороне относятся предметные действия, определенная их последовательность, отражающая усвоен ребенком способ исполнениинання.
МОТИВЫ труда выделяют:
- внешние, обусловленные нетрудовыми потребностями ребенка;
- внутренние, связанные с самим выполнением трудовой деятельности
Обе эти группы мотивов имеют существенное значение для развития личности Именно в дошкольном возрасте складываются благоприятные условия для становления общественных мотивов трудовой деятельности Осложнения вну утренние мотивов труда происходит как переход от интереса ребенка к внешним атрибутам трудовой деятельности, от ее процесса к стремлению получить определенный задан и полезный результат интереса к самому в выполнения трудовых действий характерен для ребенка 3-4 г, что сближает труд малыша с его игрой Ребенку интересно мести пол, стирать носки, представляя себя господиндинею.
Некоторые трудовые действия ребенок выполняет под влиянием внешних мотивов наказания или одобрение взрослых: \"бабушка похвалит\", \"отец обещал купить мороженое\", \"если не сделаю, мама будет ругаться\" Как относиться взрослым к таким мотивам детей? к своей профессии, к выполнению домашних обязанностей и т.д. Ориентация дошкольника на процесс труда, получения при этом удовольствие - чрезвычайно важная предпосылка творческого заинтересованного отношения к своим ой профессии в будущем Таким образом, в дошкольном возрасте закладывается способность личности любить труд, получать удовольствие от ее исполнениивати задоволення від її виконання.
Внешние мотивы лежат в основе формирования общественных мотивов труда К ним относится стремление принести кому-то радость, приятно удивить, помочь Первые проявления таких мотивов возникают довольно рано, а в старшем дошкольном возрасте они становятся осознаваемыми и одними из наиболее действенных Их отличие от корыстных мотивов труда заключается в том, ребенок стремится сделать то, что нужно не лично ему, а другим: изготовить открытку для мамы, сестры, бабушки; отремонтировать разорванную книгу для братика; помочь одеться ровеснику Таким образом, для ребенка открывается общественная значимость рабораці.
ЦЕЛИ труда Способность ребенка самостоятельно ставить цель труда формируется постепенно на основе выполнения поручений, распоряжений, инструкций взрослых Принять цель, поставленную взрослым, ребенок способен с раннего возраста, но только в том случае, если понимает связь между достижением цели и удовлетворением собственных потребностей Для этого цель должна быть не просто сформулирована взрослым, а наглядно представлена ??в от соответствующих образцах Если попросить ребенка сложить пирамидку и не показать образец, ребенок, как правило, не в состоянии выполнить этой задачи Постановка трудового задания должна быть четкой и конкретной Т а, если взрослый просит ребенка сложить одежду, то она не всегда способна выполнить просьбу потому, что не понимает, чего именно требует взрослый Здесь поможет разъяснение: \"залежи рубашку на полочку в я фу, а брючки повесь на крючок \"Со растет опыт трудовой деятельности дошкольника и задача может формулироваться более обобщенно:\" убрать в детской комнате
Расширение представлений в старшем дошкольном возрасте составляет основу для принятия ребенком довольно сложных многокомпонентных инструкций взрослого, которые предусматривают несколько этапов выполнения Ребенок способен а удержать эту инструкцию, контролируя последовательность ее выполнения Возникают первые цели трудовой деятельности, поставленные ребенком по собственной инициативе Этому способствует появление первых элементов самооценки, зав благодарности которым ребенок ставит достижимые для себя цели деятельности С умением постановки цели у ребенка развиваются действия планирования ее достижения К процессу планирования входит выделение условий, средств и способов достижения цели, которое опережает предметные действия ребенка Ребенок прослеживает последовательность выполнения, внося необходимые коррективы: \"сначала уберу в шкафу, а потом на столе\" Способность к планированию возникает в 4-5 лет и значительно улучшает качество трудовой деятельности дошкольникності дошкільника.
Коллективный характер активности старших дошкольников приводит к необходимости обсуждать план своей совместной деятельности, распределять участки работы и согласовывать их между собой, определять соответствует альных за полученный результат В ходе совместной работы дошкольников в них развиваются навыки самоконтроля и самооценки на основе сравнения собственной работы с плодами труда ровесников Формируются навыки сотрудничества, взаимопомощи, взаимопонимании, составляет важное направление подготовки дошкольника к \"взрослой\" трудовой деятельностиї діяльності.
ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ составляют операционную сторону трудовой деятельности дошкольника Они несколько отстают в развитии от мотивационных компонентов, особенно у ребенка раннего возраста временем ребенок осваивает первый трудовой е навыки, связанные с самообслуживанием, с включением в хозяйственно-бытовые процессы взрослых В 4-6 гг трудовые действия становятся более точными, быстрыми и скоординированными, чему способствует развитие моторных свойств ребенка Взрослому следует учитывать ограниченность возможностей ребенка, особенности его психического развития, в результате которых ребенок выполняет трудовые задания долго, иногда с нежелательными на Вслед и некачественными результатами Не следует забывать о требованиях техники безопасности, давая ребенку трудовые поручения Например, поливая кактусы, ребенок может случайно пораниться его веточками, неся ск Ляны посуду, разбить его и тоже покалечиться Перед тем, как ребенок приступает к выполнению, взрослому следует убедиться, поняла ли она задачи, умеет обращаться с соответствующими орудиями и предметом тами труда, обладает нужными трудовыми умениями Задачи должны быть четкими, понятными, конкретными Оценивая ребенка, взрослый привлекает внимание ребенка к качеству результата, к возможности его в икористання и потребления человеком Так, убирая в комнате, ребенок аккуратно сложила одежду на столе Взрослому стоит похвалить усилия ребенка, но объяснить, почему одежду на столе будет мешать, обсудить с ребенком нежелательные последствия: негде будет разложить обед Ребенок, зная, что ей самой придется убирать за собой, начинает обращать внимание на то, чтобы сорить меньше, соблюдать порядок в помещении, ценя и тем самым труд других людей Попробовав помыть посуду, ребенок понимает и ценит усилия взрослых, бережно относится к результатам их трудататів їх праці.
Действия КОНТРОЛЯ Вместе с собственно трудовыми действиями у ребенка в процессе труда развиваются обобщенные действия контроля Способность контролировать свою деятельность напрямую связана с выполнением действий планирования Контроля юват работу можно только на основе сравнения реальных результатов с запланированными, мнимыми Поэтому дети 3-4 г, которые заранее не планируют свою работу, не замечают и ошибок, считают работу всегда хор ошою, независимо от ее результата Первые действия контроля направлены на работу сверстника, к которой малыши относятся очень критически Старший дошкольник начинает планировать свой труд, замечает ошибки при ее вы издыхании - сначала наиболее грубые Для дошкольника 5-7 р важно не просто выполнить работу, а знать, насколько ее результат соответствует образцу Не умея самостоятельно оценить свою работу, они обращаются я с вопросами к взрослым о правильности и качество собственных трудовых диудових дій.
Заключение о значении трудовой деятельности дошкольника и развитие ее структуры:
- благодаря трудовой деятельности в дошкольном возрасте закладываются основы будущего профессионального самоопределения;
- трудовая деятельность дошкольника тесно переплетается с игрой, прежде всего, сюжетно-ролевой;
- происходит развитие трудовой деятельности дошкольника в направлениях совершенствования его внешних и внутренних, мотивационных и операционных компонентов;
- развиваются внутренняя и внешняя мотивация трудовой деятельности дошкольника На основе внутренней возникает творческое отношение к труду На основе внешней - общественные мотивы труда;
- развитие целеполагания происходит как рост способности выполнять подальше сложные инструкции взрослых и способность самостоятельно ставить цели;
- развитие трудовых действий заключается в росте их автоматизированности, контролируемости
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности
каие условия необходимы для создания самостоятельной трудовой деятельности....
Консультация"Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольника".
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованнос...
Консультация Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников
Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников...
Консультация : "Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников"
Трудовое воспитание дошкольников – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая сегодня должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. В современном детском саду трудовое воспитание зак...
Консультация для родителей "Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников".
Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников.Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с р...
Консультация для родителей. Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников.
Консультация для родителей. Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников....
Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников
консультация для родителей...