Консультация"Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольника".
консультация (младшая группа)
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 88.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация.
«Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников».
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Виды трудовой деятельности:
1 Самообслуживание- основной вид труда ребенка. Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой на место игрушки формирует них самостоятельность.
2 Хозяйственно-бытовой труд по поддержанию порядка в группе или на участке дает возможность воспитать аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. Хозяйственно-бытовой труд цикличен.
3 Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития, расширяет кругозор, развивает наблюдательность, любознательность, воспитывает интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются.
4 Ручной труд позволяет развивать у детей начало конструктивных умений и навыков.
5 Ознакомление детей с трудом взрослых формирует представление о роли труда в жизни людей, воспитывает стремление участвовать в нем.
Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий.
Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием и материалами для организации труда детей. Так, для хозяйственно – бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе – лопаты, грабли, лейки; в ручном труде дети используют пилы, молотки и другое оборудование. Необходимо наличие и различных материалов: семян для посевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек, желудей, брусков дерева и т.д. Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. – все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствия.
Оборудование на участке и в групповой комнате размещаются таким образом, чтобы им было удобно пользоваться. Так, целесообразно объединять оборудование по видам труда: в природном уголке – лейки, пульверизаторы, корм для животных; в месте отведенном для ручного труда, – пилы, молотки; принадлежности для хозяйственно – бытового труда - щеточки и совки для убора мусора можно разместить на специальных полках в умывальной комнате, а для дежурных по столовой – ближе к буфетной и пр.
Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжение внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 3-4 лет могут выполнять работу в течение 10-15 минут, 6-7 лет – 20-30 минут.
Заботясь о создании гигиенических условий для труда, воспитатель предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения (пришивания пуговиц, подклеивание книг), должна проходить при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (согнутыми коленями, на корточках и пр.). следует обеспечить регулярное проветривание помещения. Особо ценным является труд на воздухе.
Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде.
Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты любой деятельности (цель, мотив, план, процесс, результат).
Постановка цели. Дети младшего дошкольного возраста не могут ставить цель в труде, они пока не умеют удерживать в памяти весь процесс и результат. Цель не имеет для маленького ребенка смысла, он формулирует ее только для обозначения сиюминутного действия.
Старшие дошкольники уже могут самостоятельно сформулировать цель своей деятельности и удерживать цель на протяжении всего процесса до получения результата. Правда, такие умения проявляются детьми на материале уже известного труда (по самообслуживанию, уборке помещения и др.), но, если ребенок встречается с незнакомым ранее содержанием труда, он испытывает те же трудности, что и малыши; ему нужна помощь взрослого.
Мотивы трудовой деятельности. В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим).
С умением постановки цели у ребенка развиваются действия планирования, ее достижения. К процессу планирования входит выделение условий, средств и способов достижения цели, которое опережает предметные действия ребенка. Способность к планированию возникает в 4-5 лет и значительно улучшает качество трудовой деятельности дошкольника.
Достижение результата требует планирования процесса труда: отбора материалов, инструментов, определение ряда последовательных операций. Это способствует развитию воображения, планирующей деятельности, которая включает способность предвидеть не только конечный результат, но и промежуточные, целенаправленно строить трудовой процесс.
Труд имеет огромное значение для развития умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия, представлений, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения), речи. В процессе трудовой деятельности используются ранее полученные знания, что приводит к умению применять знания в практической деятельности, к развитию сообразительности, смекалки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности
каие условия необходимы для создания самостоятельной трудовой деятельности....
Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности
как научиь детей дошкольного возраста...
Консультация Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников
Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников...
Консультация : "Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников"
Трудовое воспитание дошкольников – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая сегодня должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. В современном детском саду трудовое воспитание зак...
Консультация для родителей "Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников".
Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников.Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с р...
Консультация для родителей. Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников.
Консультация для родителей. Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников....
Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников
консультация для родителей...