Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников
консультация
консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_dlya_samostoyatelnoy_trudovoy_deyatelnosti_doshkolnikov.docx | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников.
Консультация для родителей подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №95» Гончарова А. В.
Вопросы трудового воспитания дошкольников всегда занимали и занимают ведущее место в работе воспитателя детского сада. Особое значение этой работе придается в рамках внедрения ФГТ, где большое внимание уделяется формированию у детей навыков трудолюбия, которые могут проявляться в разных видах деятельности. В программах появился раздел «Труд», который на первый план выдвигает задачу: воспитание потребности трудиться. Виды и содержание труда не меняются. Данная задача решается в таких видах труда, как самообслуживание, труд в природе, дежурства.
Трудовая деятельность дошкольников своеобразна:
1. Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко используют игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.
2. Трудовая деятельность детей постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.
Формирование трудовых навыков также зависит от возраста. В раннем возрасте у ребенка складываются лишь предпосылки к овладению орудийными операциями. Овладение простейшими орудиями труда происходит в младшем дошкольном возрасте. Постановка цели отражает специфику дошкольного возраста. Дети младшего возраста еще не умеют ставить цель в труде. Эта способность у малышей развивается постепенно в процессе самообслуживания. Вначале цель ставит педагог. Старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях. При изменении условий им следует подсказать, что надо делать. Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат. Цель работы педагогов по формированию у детей самостоятельных навыков в труде – это проявление ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результату.
Для организации работы выделили условия и средства:
- индивидуальный подход к ребенку;
- трудовые традиции региона;
- реализация проектов;
- художественные средства, природа;
- собственная деятельность детей;
- положительный пример трудовой деятельности.
Ни один ребенок не будет трудиться, если он не умеет выполнять эти действия. Поэтому на первый план поставили обучение детей трудовым навыкам, которые четко определены в программе. Наш детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. В данной программе и в обновленном варианте программы «От рождения до школы» в разделе «трудовое воспитание» определены задачи и направления работы по формированию у детей трудовых навыков в разных видах труда.
Работая по данным направлениям, подключаем и региональные условия. Хакасия издавна славилась своими трудовыми традициями, рабочими профессиями. В Хакасии проживал разнообразный народ, кто-то вел кочевой образ жизни, кто-то оседлый, и соответственно, труд был связан с образом жизни. Знакомя детей с традиционными промыслами и ремеслами, мы формируем такие понятия, как трудолюбие, уважение к людям труда, желание трудиться на благо детского сада, своей семьи, а в итоге и на благо Родины. Рассказывая детям о трудолюбии, можно использовать следующие приемы:
- рассказ о промыслах;
- объяснение детям, что такие поделки можно получить, если приложить трудолюбие и мастерство;
- изготовление вместе с детьми поделок;
- приучение детей выполнять даже самые простые поручения до конца: убрать игрушку, вытереть пыль;
- пример, работаем вместе с детьми;
- обращение внимания во время прогулок на то, как работают окружающие люди;
- чтение детям произведений о людях труда.
Формированию у детей самостоятельных навыков в труде способствует создание условий для трудовой деятельности. Для этого в группах должны быть оформлены уголки трудовой деятельности. Материал должен быть красочным, ярким, безопасным, привлекательным для детей.
Для стимулирования трудовой деятельности можно использовать методы:
1.Стимулирование интереса к процессу труда:
- создание ситуации интереса;
- познавательные игры;
- обучающие дискуссии.
2.Стимулирование ответственности и обязанностей:
- разъяснение цели труда;
- требования к организации трудовой деятельности;
- поощрение и наказание в труде.
Для стимулирования интереса к деятельности можно использовать:
- Личный пример педагога и родителей. Можно пригласить родителей в детский сад и вместе с ними убрать участок, смастерить поделку, организовать беседу, где родители могут рассказать, где и как они трудятся. Дети старшего возраста могут составить рассказы о труде своих родителей.
- Схемы и алгоритмы трудовой деятельности: по работе дежурных, по уходу за растениями, по одеванию, умывания и т. д. Алгоритмы позволяют детям использовать их и в качестве обучающих моделей (младший дошкольный возраст), и в качестве средства контроля за своей деятельностью (старший дошкольный возраст).
- Игровые ситуации: дети помогают кукле Кате одеваться на прогулку, умывают грязных и непослушных котят.
- Социальные мотивы: помочь младшему воспитателю навести порядок в группе, помочь малышам одеться, заклеить малышам порванные книги
- Проблемные ситуации: беспорядок в игровом шкафу – что делать? У куклы Кати испачкалась одежда – как поступить?
- Чтение литературных произведений, где показана важность и ценность трудовой деятельности.
В детском саду дети видят, как трудятся окружающие их взрослые (педагоги и их родители), понимают, что именно труд приносит реальный результат, понимают, что самый важный компонент трудовой деятельности – получение определенного продукта. В трудовой деятельности идет пробуждение и развитие творческих, интеллектуальных, художественных, нравственно-волевых сил воспитанников, их стремление к самореализации, взаимодействию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности
каие условия необходимы для создания самостоятельной трудовой деятельности....
Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности
как научиь детей дошкольного возраста...
Консультация"Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольника".
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованнос...
Консультация Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников
Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников...
Консультация : "Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников"
Трудовое воспитание дошкольников – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая сегодня должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. В современном детском саду трудовое воспитание зак...
Консультация для родителей "Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников".
Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников.Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с р...
Консультация для родителей. Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников.
Консультация для родителей. Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников....