Моделирование и проектирование образовательного пространства ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
материал (младшая группа)
Моделирование и проектирование образовательного пространства ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_pps.docx | 25.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 33 «Радуга»
город Губкин Белгородская область
Моделирование и проектирование образовательного пространства ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Подготовила: воспитатель МАДОУ
«Центр развития ребёнка -
детский сад № 33 «Радуга»
Синяпкина Елена Ивановна
г. Губкин, 2020
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладываются фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Созданная в детском саду предметно-пространственная среда влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие.
В связи с введением ФГОС дошкольного образования вопрос создания предметно-пространственной среды ДОУ сегодня особенно актуален.
Предметно-пространственная среда (ППС) – система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной образовательной программы дошкольного образования.
Создание ППС, обеспечивающей образовательную деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности.
Согласно ФГОС, образовательная деятельность должна осуществляться в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, самообслуживания и элементарного бытового труда, познавательно-исследовательской, конструирования, изобразительной, музыкальной, восприятия художественной литературы, двигательной). Поэтому в каждой группе созданы условия, позволяющие дошкольникам реализовать все виды детской деятельности (и их разновидности) в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными предпочтениями.
Реализация разновидностей познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается через экспериментирование, моделирование, исследование, проектирование (со старших групп); игровой деятельности – через творческие игры (режиссерские, сюжетно-ролевые, игры драматизации; театрализованные, игры со строительным материалом, игры-фантазирования, импровизационные игры-этюды)и игры с правилами (дидактические, подвижные, развивающие, музыкальные); изобразительной деятельности – через лепку, рисование, аппликацию; преобразование предметов через изменения их форм, размера, функций, строения и т.д.
Зонирование групповых комнат
Зона выбора и самоопределения. Предназначена для хранения материалов и оборудования, которые обеспечивают возможность организации всех видов детской деятельности (и их разновидностей) в соответствии с возрастом детей. Педагог или воспитанники в зависимости от своих замыслов могут в любой момент обратиться к данной зоне, взять все, что им нужно, перенести в рабочую или активную зону и «развернуть» соответствующую деятельность.
Зона выбора и самоопределения может быть представлена пристенными шкафами-накопителями, в которых каждая мебельная секция представляет тот или иной центр и соответствует видам детской деятельности. В ДОО могут быть следующие центры:
- интеллектуальный, центр экпериментирования, конструктивный, соответствующие поисково-исследовательской деятельности;
- социально-эмоциональный, речевой, соответствующие коммуникативной деятельности;
- художественно-продуктивный, соответствующий продуктивной деятельности;
- игровой, соответствующий игровой деятельности;
- двигательный, соответствующий двигательной деятельности;
- музыкально-театральный, соответствующий музыкально-художественной деятельности;
- речевой, библиотека, соответствующие воспитанию художественной литературы;
- уголок дежурств, соответствующий трудовой деятельности.
В силу своей специфики в группах созданы экологические центры как уголки природы, в которых можно организовывать различные виды детской деятельности на природоведческом материале (познавательно-исследовательская, трудовая, коммуникативная, игровая деятельность).
Рабочая зона. Ее устройству уделяется особое внимание, так как в ней осуществляются непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей (по интересам).
Пространство зоны может включать: легкие столы (на 2-3 чел.) или общий стол-трансформер, передвижную двустороннюю доску (складную или на колесиках), различные виды модулей, являющихся по своему содержанию микроцентрами (частью каких-либо центров, представленных в накопительной зоне).
Рабочая зона может содержать мебельные конструкции, отражающие конкретику какой-либо деятельности или содержания, и легкие мебельные конструкции (лучше, если это будут трансформеры). Это позволяет детям самостоятельно создавать пространство, «собирать» нужную конструкцию в соответствии со своим замыслом и использовать ее для организации деятельности.
Для решения текущих задач работы с детьми в соответствии с календарно-тематическим планом педагог создает микроцентры детской деятельности, используя динамичные модули.
Выделяют несколько видов динамичных модулей-микроцентров:
- по конструктивным особенностям (сборно-разборные, модули-трансформеры или стационарные; шкафы, столу, модули-накопители или ширмы);
- по содержанию (ТМ – тематические микроцентры, МД – микроцентр деятельности, МИД – микроцентр интегрированного вида деятельности, УМ – универсальный микроцентр, моделируемый в соответствии с запросами и желаниями детей).
Активная зона. Предназначена для реализации двигательной активности детей, требующей перемещения в пространстве (например, сюжетно-ролевая игра). В пространстве зоны размещен ковер (небольшой, легко перемещающийся или убирающийся – по ситуации). Желательно, чтобы хотя бы с одной стороны была стена, которую можно использовать для размещения материалов и оборудования (например, мишени для метания, для лазанья и др.).
Спокойная зона. Предназначена для отдыха детей или их уединения.
Пространство зоны: небольшой ковер, легкие банкетки или диван трансформер, один-два легких столика.
Обратим внимание на следующую особенность зонирования: границы зон подвижные.
Зоны могут быть разграничены следующим образом:
- между спокойной и активной зонами размещаются крупные универсальные игровые маркеры пространства (легко перемещаемые), ширмы (до 50 см высотой), объемные напольные модули;
- между активной и рабочей зонами располагаются перемещаемые стеллажи (накопители) с легким оборудованием для двигательной деятельности, объемные напольные модули;
- между спокойной и рабочей зонами размещаются перемещаемые стеллажи с настольными играми, материалами для познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в организации или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает:
- наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды для детей 2-3 лет.
В это период для познавательного развития ребенка решающие значение имеет богатство окружающей его среды. Желательно, чтобы ребенка окружали:
- игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;
- большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать их из одной емкости в другую;
- различные движущиеся игрушки (каталки, заводные, механические - типа богородской игрушки);
- игрушки для отработки сериации (построения упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию признака) по размеру - типа пирамидок и матрешек;
- игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;
- самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы (желательно их делать на глазах у детей). Дети со временем сами примут участие в их изготовлении.
- Это могут быть:
- банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, щепочками, фантиками, песком, скрепками и пуговицами;
- шуршание «метелки» из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.;
- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п.;
- ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков из фольги, пуговиц, косточек, ракушек, семечек, орехов, желудей, каштанов;
- шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород;
- сосуды с водой разного объема («ксилофон»);
- перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра («ударные»);
- свистки и дудочки из глины и дерева;
- нитки и резинки, натянутые так, чтобы ребенок мог сам менять силу их натяжения;
- конструкторы и мозаики;
- разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета; пластилин и воск; краски и карандаши, фломастеры и мелки и т.п.;
- игрушки контрастных размеров;
- игрушки различной формы, в том числе круглые (мячи, шары) и кубические;
- емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить - вынуть, открыть - закрыть, выдвинуть-задвинуть. Отличительная особенность возраста - тяга к многократному повторению этих действий.
- вещи и предметы, с которыми действуют взрослые: кастрюли с крышками, кошельки, сумочки, шкатулки, фотоаппарат, телефон, радиоприемник, часы и т.п.;
- книги с большими предметными картинками;
- ящики, контейнеры с крышками;
- подушки, ковер;
- качели, прыгунки.
ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования) Вариативный модуль
«Реализация технологии социального партнерства с родителями» ...
Проектирование педагогического процесса и интеграция образовательных областей в экологическом воспитании в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Проектирование и реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании в условиях реализации ФГОС дошкольного образования....
Статья на тему: Организация образовательного процесса с учётом применения электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Важнейшая задача современной педагогической науки и практики в сфере развития детей дошкольного возраста заключается в активизации поисков новейших образовательных технологий, способствующих всесторон...
Реализация образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Сложившаяся в последнее время стандартизация образовательных систем во всем мире затронула и нашу страну. В Российской Федерации стандартизация системы образования проводитс...
Благодарственное письмо за активное участие в работе городского круглого стола «Формирование цифровой образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», 17.02.2021
Благодарственное письмо за активное участие в работе городского круглого стола «Формирование цифровой образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», 17.02.2...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях образовательного пространства ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования
В данной статье описывается модель организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках социально-педагогического партнерства с другими субъектами социализации....
Доклад на тему:Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...